Статья в газету "Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей"
статья по развитию речи

Гуцова Наталья Анатольевна

В развитии речи детей дошкольного возраста средства малого фальклора играют немаловажную роль. Так как применяя их при работе с детьми, мы можем повлиять на формирование связной речи ребенка, правильного звукопроизношения, а также на попоплнение активного словаря детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_gazetu_malyy_folklor_.docx603.12 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ№6», дошкольные группы

Гуцова Наталья Анатольевна, воспитатель

 «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей»

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Детство – это, то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Детский фольклор – это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией. Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре. К детскому фольклору относятся: колыбельные песни, пестушки, потешки, поскакушки, прибаутки, жеребьевки, заклички, проговорки, считалки, молчанки, загадки, пословицы, поговорки и др. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо.

        Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является народное педагогическое творчество, которое в прошлом нашего общества имело большое значение. Психологи  и  методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих  (Д.Б. Эльконин, Р.Е.Левина, А.П.Усова, Е.И.Тихеева и др.) К сожалению, родители в наше время из-за  сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Вследствие этого произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются. К.Д.Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.

     Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык.

     Поэтому целью моей работы является - обогащение и активизация словаря  детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными жанрами.

Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, необходимо создать соответствующую развивающую среду, которая способствует:

  • Познавательному развитию ребенка  (создание условий для познавательной деятельности, расширение знаний об окружающей действительности, знакомство с традициями русского народа);
  • Развитию творческой активности детей (умение выражать свои мысли, впечатления из окружающей жизни, знания воплощать в живые образы, подражать тому что видел и что его заинтересовало.)  
  • ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых;
  • Эстетическому развитию ребенка (умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка);
  • Формированию нравственных качеств ребенка (воспитание чувства товарищества, желание и умение дружно играть, умение различать понятия «добро и зло»);

Все эти условия способствуют речевому развитию ребенка: познавая что-то новое, расширяется словарный запас ребенка; развивается речевой и фонематический слух; совершенствуется грамматический строй речи; развивается связная речь.

      Речевая среда состоит из нескольких элементов, каждый из которых выполняет свои        функции:  

  1.  Уголок устного народного  творчества «В гостях у сказки» дает детям возможность изучать и познавать окружающий мир через фольклор русского народа. В нем представлены различные виды театров: пальчиковый театр, би-ба-бо, плоскостной театр, театр фланелеграф, настольный театр, собран демонстрационный материал, коллекция масок.

              110                DSC02606

При рассматривании, игре в уголке сказок дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, запоминают художественные тексты, учатся подражать сказочным персонажам, овладевают средствами выразительности в речи, мимике, интонации.

В создании уголка принимали активное участие родители.

  1. Речевой уголок – зона, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи. Пособия, книги, игры, тетради с заданиями дают возможность педагогу заниматься с ребенком индивидуально, или с подгруппой детей. В речевом уголке с помощью детей и родителей, создана и пополняется копилка слов.                                

DSC02602

  1. В музыкальном зале имеется Русская изба, где мы с детьми знакомимся с предметами русского быта. При этом я всегда использую накопленный речевой материал: художественное слово, народные приметы, пословицы, поговорки, загадки.

613                    614

  1.  Книжный уголок, где дети обмениваются, рассматривают книги с фольклорным текстом, что способствует развитию монологической и диалогической речи, привитию любви и интереса к фольклору.

                            383

Работа с детьми осуществляется  во время непосредственно – образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого с детьми и в самостоятельной деятельности детей.

Непосредственно – образовательная деятельность проходит в соответствии с требованиями программы «Из детства в отрочество».

Во время ознакомления с художественной литературой - учимся пересказывать, беседуем по содержанию сказок, заучиваем произведения малого фольклорного жанра. В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Даже если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте. Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка.

Малые фольклорные жанры – загадки, потешки, поговорки с успехом использую в непосредственно – образовательной деятельности для организации детей, мотивации их деятельности

Развитие речи продолжается и помимо непосредственно – образовательной деятельности. При планировании совместной деятельности взрослого с ребенком я уделяю особое место организации различных форм деятельности по развитию речи через народный фольклор. Сюда входят:

развлечения, утренники, чтение художественной литературы, индивидуальная работа, пальчиковые игры, театрализованные игры, русские народные игры, отгадывание загадок

Мной составлено перспективное планирование  совместной деятельности по использованию малых фольклорных жанров в развитии речи детей

В совместной деятельности дети с удовольствием отгадывают загадки, которые влияют на разностороннее развитие речи детей. Способствуют формированию образности речи детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя, сосредоточится на языковой форме и анализировать ее.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

Театрализованная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Во время театрализованных игр  учу детей ориентироваться в пространстве, строить диалог с партнерам на заданную тему; развиваю способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев; развиваю зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к народному искусству; упражняю в четком произношении слов, отрабатываю дикцию; воспитываю нравственно – эстетические качества.

Детская литература занимает в мире ребенка очень важное, очень большое место.

При рассказывании потешек, сказок дети погружаются в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детские души. Одна из движущих сил развития ребенка – сила примера. Книга сознательно и целеустремленно направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребенка, развивает речь. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Поэтому в работе с детьми я стараюсь наизусть читать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми. Особенно эффективно использование малых форм фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями я переключаю внимание ребенка на игрушку (кошку, собачку, петушка), сопровождая её движениями, чтением потешки:

Петушок, петушок

Золотой гребешок…

     или: Киска, киска, киска брысь

На дорожку не садись…

или: Вот собачка Жучка

Хвостик закорючка…

Вариантом такого приема могут быть игры ребенка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:

Это пальчик – дедушка

Это пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:

У сороки заболи

У вороны заболи

А у Ирочки заживи.

или: Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Сашенька хороший, Сашенька пригожий!

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать.

При умывании:

Водичка – водичка

Умой мое личико…

     При причесывании:

Расти, коса, до пояса

Не вырони ни волоса

Расти косонька до пят,

Все волосики вряд…

     Во время пищи:

Умница Катенька

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Сладкую, душистую.

Для этого я создала картотеку песенок, стихов, потешек для организации режимных моментов с воспитанниками Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувство ребенка, способствует запоминанию текста, развитию речи.

Планируя самостоятельную деятельность, даю возможность детям организовывать театральную деятельность, развернуть сюжетно-ролевую игру с использованием потешек.

128                  118

Данная система работы по использованию малых фольклорных жанров в развитии речи детей, позволила мне получить такие результаты:

Динамика речевого развития  детей

2011 – 2014 учебные года

2011 – 2012 у.г.

2012 – 2013у.г.

2013 – 2014у.г.

73%

76%

86%

 Таким образом, результаты мониторинга позволили спрогнозировать дальнейшее развитие и рекомендации по работе с детьми и показали эффективность выбранных мной педагогических технологий.

Взаимодействие с родителями.

Развитие и воспитание детей невозможно без сотрудничества с родителями, так как они являются субъектами воспитательно – образовательного процесса. Взаимодействие с родителями представлено таким образом:

- индивидуальное: беседы, памятки, анкетирование, консультации.

- коллективная: утренники, развлечения, родительские собрания, консультации.

- информационная: папки – передвижки, библиотечка для родителей, газеты, информационный стенд «Учите с нами».

Анкетирование родителей по темам: «Устное народное творчество», «Рассказывание сказок в семье» позволило сделать вывод, что многие родители заинтересованы в развитии речи через русский народный фольклор. Это позволило скоординировать работу с родителями в этом направлении.

Мной подобран материал для консультаций по данной теме: « Чтение колыбельных песен и потешек», «Знакомство   с пословицами и поговорками и их активное использование в ежедневной речи», «Кто такие «гуленьки»?», «Особенности связной речи детей» «Колыбельные песни перед сном» 

Организована библиотечка для родителей по развитию речи.

Всю работу, которую провожу с детьми довожу до сведений родителей, как в индивидуальном порядке так и на собраниях, через информационный стенд «Учите с нами», так же использую памятки, беседы, приглашаем родителей на утренники, на развлечения. Родители совместно с детьми принимают активное участие в создании развивающей среды группы. Родителями были изготовлены маски, пальчиковый театр, демонстрационный материал, книжки – малышки по загадкам и любимым потешкам.

Взаимодействие с педагогами.

Представляет собой тесное сотрудничество по развитию речи и строится следующим образом:

- организация совместных праздников и развлечений с музыкальным руководителем, воспитателем физической культуры;

- индивидуальные занятия с детьми по рекомендациям логопеда, психолога

- для педагогов разработала примерный перечень бесед, консультаций, которые помогут им правильно организовать работу по данной теме - папки с методическим материалам в разработке развлечений, праздников и занятий

Опыт моей работы был представлен на заседании методического объединения воспитателей младших групп, в форме творческого отчета по теме: «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей». В рамках работы по теме самообразования была представлена мультимедийная разработка театрализованной игры «Под грибом» В. Сутеева на педагогическом совете по теме «Социально – личностное развитие детей»

 Анализируя результаты своей деятельности можно сделать вывод, что с помощью малых форм фольклора решаются практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание....

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художест...

Методические рекомендации "Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей"

В дошкольном возрасте потешки играют немаловажную роль, с помощью потешек можно наладить эмоциональный контакт с ребенком, если ребенок устал или не в настроении. Они создают успокаивающие, отвлекающи...

Конспект интегрированного занятия «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей»

Конспект интегрированного занятия «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей»Цель: закрепление знаний детей о патешках  Задачи: Образовательная:-умет...

Роль малых фольклорных жанров в развитии речи детей 2-3 лет

        Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость, это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой о...

"Малые фольклорные жанры в развитии речи детей дошкольного возраста"

Детский фольклор развивает в ребенке отзывчивость, добрые эмоции. Путь становления ребенка как личности проходит через художественную литературу....