Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
статья по логопедии

В представленном материале содержится краткое описание логоритмической работы с детьми с ТНР. Материал адресован учителям-логопедам, учителям-дефектологам и воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskaya_ritmika.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы с  детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

        

С каждым годом увеличивается количество детей дошкольного возраста, речь которых значительно отстаёт от возрастной нормы. Причин этому много – неблагоприятные факторы окружающей среды, осложнения при беременности и родах, наследственный фактор. В таких случаях ранняя коррекция речевых недостатков должна проводиться сразу,  как только специалистами выявлено отставание в речевом развитии малыша.

Одним из наиболее эффективных  направлений  в развитии речи детей является  логопедическая ритмика. Известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста  является – игра.  Игровые упражнения, построенные на речевом материале в сочетании  с движением и музыкальным сопровождением, вызывают огромный интерес у детей и позволяют осуществить комплексный подход к коррекции речи и двигательной сферы.

В содержание логоритмических занятий должны быть включены следующие формы работы:

1.Двигательные упражнения: «Ноги и ножки» (дети под музыку ходят друг за другом, высоко поднимая ноги, затем легко бегут на носочках, руки на поясе), «Паровоз» (дети встают друг за другом, кладут руки на плечи стоящего впереди ребёнка, двигаются мелкими шагами, имитируя движение поезда, и поют песенку) и др.

2.Развитие координации движения и речи  (дети выполняют движения согласно тексту выбранного стихотворения)

3.Упражнения, регулирующие мышечный тонус («Ножки скачут по дорожке» - дети совершают три прыжка с продвижением вперёд на правой ножке – разворот на 180 градусов – три прыжка с продвижением вперёд на левой ножке – разворот и т.д.)

4.Упражнения, формирующие чувства ритма и темпа (дети отстукивают на бубне ритмический рисунок вслед за педагогом; рассказывают  стихотворение и прохлопывают  ритм и др.)

5.Пальчиковые игры, самомассаж кистей рук («Пальчики здороваются», «Мы делили апельсин», «Вышли пальчики гулять»)

6.Упражнения на развитие дыхания («Погреем ладошки» - дети произносят на выдохе «х», как бы согревая ладошки), голоса (различение и воспроизведение голосов кошки и котёнка, собаки и щенка и т.д.) и артикуляции («Вкусное варенье», «Чистим зубки», «Лошадка») и т.д.

7.Упражнения на развитие слухового внимания (Игра «Светофор»: на команду «красный» - дети стоят, на команду «жёлтый» - сгибают руки в локтях, «зелёный» - маршируют на месте)

8.Упражнения на формирование и  обогащение словарного запаса («Мешочек» - дети передают друг другу мешочек с горохом под музыку. Музыка замолкает, тот, у кого оказался мешочек, называет часть тела (животное, одежду, посуду и т.д.)

9.Упражнения, способствующие формированию грамматической стороны речи (Игра  «Один-много», «Скажи наоборот»,  «Назови ласково» с мячом и т.д.)

10. Релаксация

Каждое занятие по логопедической ритмике состоит из трёх частей:

Вводной: Включает в себя приветствие, объявление темы и проведение ритмической разминки.

Основной: Включает разнообразные виды двигательных, речевых и музыкальных упражнений.

Заключительной: Предполагает восстановление дыхания, релаксацию, спокойную ходьбу.

На каждое занятие рекомендовано выбирать определённую лексическую тему, которой будут подчинены все виды деятельности. В сюжете занятий используются рассказы, стихи и сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом  детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Занятие проводится малой группой детей, но в целях совершенствования знакомых движений педагог может распределять занимающихся на небольшие группы, предлагая действовать самостоятельно; стимулирует к творческому поиску, предлагая задания: изменить упражнение в связи с изменившимся характером музыки, подвижную игру провести с измененными правилами, составить варианты игр, придумать новые.

Песенный и танцевальный репертуар может разучиваться  на музыкальных занятиях. Чистоговорки и пальчиковые игры воспитатель может использовать на других занятиях. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и др. В подготовке и проведении логоритмических занятий необходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, учителя-логопеда, воспитателя, педагога - психолога.

Как правило, занятия по логопедической ритмике проводят учитель-логопед и музыкальный руководитель 1-2 раза в неделю. Однако роль педагога на занятиях подвижна – он может быть, участником игр, ведущим, персонажем и таким образом вовлекать малыша в игровой процесс. При подготовке к занятиям учитель-логопед должен учитывать уровень речевых способностей и личностные особенности каждого ребёнка, а также состояние их двигательной сферы.

При проведении логоритмических занятий необходимо соблюдать определённые требования к среде:

  • Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.
  • Обязательно наличие зеркала, фортепиано, музыкального центра, телевизора,  набора аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания ритмических упражнений.
  • Наглядность: маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки; таблицы со складами и текстами коротких песен, иллюстрации к детским песенкам.
  • Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки.
  • Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели.
  • Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны, колокольчики.
  • Картинки-пиктограммы, картинки с эмоциями детей, животных;
  • Картинки по лексическим темам и по литературным произведениям;
  • Картотеки артикуляционных, дыхательных, фонопедических и пальчиковых упражнений;
  • Мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки.

Курс логопедической ритмики является вспомогательным и не заменяет индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. Однако трудно переоценить влияние этого вида работы на развитие  речи детей данной категории. Именно комплексный подход в преодолении нарушений  речевого развития помогает ускорить процесс овладения необходимыми речевыми навыками и не допустить появления трудностей в усвоении школьной программы в будущем.

 Рекомендуемая литература:

1.«Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы с детьми  3-4 лет с ТНР», Т.В. Киселёва, Л.А. Монакова – СПб, 2019.

2. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы с детьми  4-5  лет с ТНР», Т.В. Киселёва, Л.А. Монакова – СПб, 2019.

3. «Интегрированные музыкально-логоритмические занятия», О.Н. Тверская, Е.В. Каменских, В.Н. Беляева – СПб, 2018.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"

Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...

Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУ

 Одним из эффективных путей дифференцированного индивидуально ориентированного подхода к решению проблемы устранения речевой патологии является организация занятий логопедической рит...

Обзор материала: "Инновационные технологии, их отбор и применение в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением речи в ДОУ"

Инновационные методы в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы. На фоне комплексной логопедической помощи, инновационные методы оптимизируют процесс ко...

Логопедическая ритмика в системе коррекционно – развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Сообщение учителя-логопеда об использовании логопедической ритмики в корреционной работе с детьми с общим недоразвитием речи....

«Программа коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи в логопедическом пункте ДОУ»

laquo;Программа коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи в  логопедическом пункте ДОУ»...

Брошюра «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду».

Одной из задач коррекционно-развивающего воздействия на детей с речевыми расстройствами является формирование, развитие и коррекция у них неречевых процессов и речевой системы в целом. Логопедическая ...