НОД по развитию речи подготовительной группы "Осень бывает разная"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Игбердинова Рахия Оразалыновна

Конспект занятия для детей подготовительной группы "Осень бывает разная"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Осень бывает разная»

Рахия Игбердинова

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

«Осень бывает разная».

Цель:

Развивать способность видеть и чувствовать состояние осенней природы, эмоционально откликаться на нее. Пробуждать добрые, светлые чувства, радость, желание любоваться красотой осенней природы, поэзией.

Упражнять в умении образовывать глаголы от имени прилагательного; отвечать на вопросы полными предложениями; закрепить признаки осеннего времени года.

Предшествующая работа:

экскурсии, рассматривание иллюстраций, картин об осени, чтение художественной литературы, заучивание стихов, слушанье музыкальных произведений.

Ход:

Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо от Старичка- Лесовичка: «Дорогие мои маленькие друзья!Приглашаю вас в гости к моим верным друзьям: деревьям, птицам, насекомым. Мы совершим путешествие в мир природы. Осень хотела доказать,что она самое прекрасное время года: она окрасила деревья в золотисто - багряные цвета, что привело всех в восторг, щедро одарила людей урожаем, заманила в лес за грибами. В ответ Осень ждет от вас хвалебных слов в свой адрес. Желаю удачи!».

Вот такое письмо. Принимаем приглашение от Лесовичка?

Напомните, пожалуйста, какое сейчас время года? (Осень).

ВоспитательОсень бывает разная. Ранняя - это какая осень?

(деревья становятся желтыми. Это - золотая осень).

Поздняя осень (деревья сбросили листья).

-Поэты, художники, композиторы очень красиво умеют рассказать об осени словами, музыкой, красками. Давайте и мы с вами поговорим об осени ярко и интересно.

-Ребята, мы с вами учили много стихов об осени. Предлагаю вспомнить стихотворение, «Ах, осеньосень…», которым мы встречаем это время года.

Чтение стиха: Ах, осеньосень,

Кем ты послана?

Пришла…

Ну, что стоишь,

Желтоволосая?

Располагайся, проходи!

-Как вы думаете, понравилось Осени такое чтение?

-Как нужно прочитать его? (восторженно, приветливо).

-Когда любуешься природой, на душе становится светло и радостно!Хочется всему миру пожелать этой радости: солнцу, земле, всему живому!

- Я предлагаю рассмотреть картины о природе. Ребята, кто знает, как называются такие картины? (Пейзаж).

-О чем хотели рассказать в этой картине художники? (о красоте осенней природы).

-Какое настроение вызывают у вас пейзажи о осени(радостное, веселое, бодрое, светлое).

-Какие краски использовали художники? (золотистые, желтые).

-А сейчас я предлагаю поиграть в стихи –загадки. Кто желает прочесть стихотворение «Осень наступила»?

Чтение стихотворения. Осень наступила,

Высохли цветы

И глядят уныло

Голые кусты.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

-Отлично, как вы думаете, к кокой картине это стихотворение подходит больше всего? (находим пейзаж подходящий к стихотворению).

-Ребята, какое настроение передает стих? (грустное, унылое, печальное).

-О каком периоде осени говорит поэт(поздняя осень).

-Изобразите, пожалуйста, на доске грусть, печаль.

-Но ведь осень не только печальное время года. Осенью люди радуются красоте осенней природы, листопаду. Стихи могут быть озорными. Давайте мы похвалим Осень-озорницу? Мы знаем стих поэта Разводова «Озорники».

Читаем стихотворение. Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной.

До чего же он хорош!

Где такой еще найдешь-,

Без конца и без начала?

Танцевать под ним я стала.

Мы плясали, как друзья.

Дождь из листиков и я!

-Прекрасное стихотворение! С каким настроением его надо рассказывать?

(с радостным, игривым).

-Изобразите на доске эмоцию радости.

-А сейчас предлагаю игру на сообразительность.

Игра «Что случилось с листьями?».

Красные – покраснели опавшие - опали

Рыжие – порыжели золотые – стали золотыми

Черные – почернели сухие - высохли

Рыжие – порыжели бурые – побурели

-Молодцы! Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать. О ком идет в ней речь?

Кто в полях шумит пшеницей?

Кто летит крылатой птицей?

Кто играет проводами?

Поднимает пыль клубами?

Кто к земле деревья клонит?

Кто волну морскую гонит?

(Ветер).

-Давайте представим, что мы превратились в сильный осенний ветер. Ветер ворвался и раскачивает на ветвях шишки, желуди…

Дети выполняют упражнение на дыхание.

-Сделайте вдох через нос. Задержите дыхание. Подуйте на шишки, вытяните губы трубочкой, поднимите плечи, не раздувайте щеки, подуйте с силой.

-Ветер утих.Послушайте еще одну загадку:

В белом сарафане

Встала на поляне

Летели синицы,

Сели на косицы.

Ее узнаешь по примете:

Нет деревца белей на свете!

(береза).

-Давайте, ребятушки, поспешим к березке, заждалась она нас.

Звучит музыка Теличеевой «Березка».

-Какую музыку по настроению вы слушали? (грустную, печальную).

-Я думаю, что это злые козы обидели березку, погрызли кору, и, ушли, не залечив ранку. Дерево может погибнуть. Давайте поможем дереву. Ранку замажем глиной или землей, и, тогда березка снова зашелестит листвой.

-Кто хочет рассказать стихотворение о березке?

Чтение стихотворения. У красы березки платье серебрится.

У красы березки желтые косицы.

Со двора к березке выбежали козы.

Стали гнуть березку, а березка - в слезы.

Защищать березку мы бежим гурьбою,

Чтоб краса – березка выросла большою.

-Слышите, какой переполох в березовой роще? Я, кажется, знаю, из-за чего он возник. Вы, ребята, тоже узнаете причину, когда прочтете следующее стихотворение. Предлагаю стих начать читать мальчикам. А продолжат девочки.

Чтение стихотворения. Осень, по утрам морозы,

В рощах желтый листопад.

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

Кричит ворона в небе :-Кар!

В лесу пожар! В лесу пожар!

А было просто очень:

В нем поселилась –Осень!

-С каким чувством читали стих? (с тревогой)

-С помощью чего автору удалось передать эту тревогу? (вороны).

-Еще Лесовичок предлагает нам такую игру.

Игра «Разноцветные круги».

В корзине лежат круги – красные, белые, зеленые, желтые. Детям предлагаю выбрать по одному кругу, и, объяснить, какое время года обозначает каждый круг.

Белый, зима – все белеет

Красный, лето – лето красное

Зеленый, весна –все зеленеет

Желтый, осень – все желтеет

-Мне понравились ваши объяснения. А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете признаки времен года.

Предлагаю рассмотреть картинки. Подберите ту, которая подходит к вашему времени года. Как только я досчитаю до трех. Вы возьмете нужную картинку и поднимите ее вверх.Игра на скорость: 1 – 2 – 3 –бери! (дети объясняют, почему выбрали ту, или иную картинку).

-Молодцы! Отправляемся дальше. Что это такое? (желуди).

-Кто знает, с какого дерева этот плод? (с дуба).

Давайте подойдем к дубу. Смотрите,здесь записка:

«Я старый сильный дуб. Мне не страшны бури. У меня сильные, глубокие корни. Из моей древесины строили корабли. Делают мебель. Моя кора-лекарство для десен. А если листики положить в банку с огурцами, они будут хрустящими и крепкими».

Какое замечательное дерево! Мы и о нем знаем стихотворение И. Токмаковой «Дуб».

Чтение стихотворения. Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Дуб стоит зеленый.

Значит дуб выносливый,

Значит – закаленный!

-Как читали это произведение? (громко, четко, уверенно).

-Лесовичку понравилось как вы читали стихи об одном из красивейших времен года – Осени.

Уходит осень, но нам оставила о себе в память разноцветные листья. Давайте сделаем аппликацию и украсим ее нашу группу.

Дети выполняют аппликацию из листьев. Звучит музыка П,И. Чайковского «Времена года. Осень».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи у детей в разные периоды раннего возраста

Дети второго года жизни проявляют ярко выраженный интерес к речи окружающих людей. Они понимают многое из того, что говорят взрослые об известных им предметах и действиях, очень любят, когда с р...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности и развитию мелкой моторики "Камни бывают разные"

Тема: «Камни бывают разные»Цель: Закрепить знания детей о разнообразии мира камней .Программные задачи:Обучающие:Расширить знания о разнообразии камней, познакомить детей с их свойствами, особенностям...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Такие разные профессии»

В конспекте представлено занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста о различных профессиях....

Конспект занятия в средней группе «Пчелки» по развитию речи на тему: «Такие разные животные»

Цели:Ø продолжать учить описывать животных;Ø употреблять притяжательную форму существительных;Ø анализировать литературное произведение;Ø развивать мышление, внимание, память.Содержательные компоненты...

Речевое развитие. Развитие речи.Занятие: «Какие бывают дома?» Группа раннего возраста

Занятие: «Какие бывают дома?» Задачи: - познакомить детей с разновидностями домов, его частями; - дать представление о праве на жилье; -развивать умение делать постройки из нестандартного ...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности во второй группе раннего возраста по речевому развитию на тему: «Транспорт бывает разный»

Образовательная область: развитие речиВид занятия: Интегрированное.Формы организации непосредственно образовательной деятельности: фронтальнаяЦель: продолжать формировать представления детей о различн...