Рекомендации родителям по формированию лексико-грамматического строя речи у детей «Не уча, учить!»
методическая разработка по развитию речи

Гончаренко Наталья Николаевна

Пройдет немного времени, и ваши дошколята станут первоклашками. Какими они будут учениками, будут ли испытывать трудности в усвоении школьной программы, зависит только от нас с вами. Прислушайтесь к речи своих детей, как они говорят. Хватает ли им слов, чтобы полно и четко выражать свои мысли, не допускают ли ошибок при согласовании частей речи, в употреблении предлогов. Своевременное развитие словаря и грамматически правильной речи –один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому так необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте.

Уважаемые родители! Несмотря на постоянную занятость, уделяйте своему ребенку как можно больше внимания, не игнорируйте вопросы ваших детей, исправляйте речевые ошибки, объясняйте значение новых слов. По дороге в детский сад, на прогулках, посещая магазины, и т.д, обращайте внимание ребенка на те, казалось бы, незначительные мелочи, которые помогут сделать речь ваших детей менее аграмматичной. Подведите ребенка к дереву, пусть он рукой ощутит шероховатость ствола, а затем прикоснется к гладкой поверхности стены дома, почувствует разницу. Так при помощи тактильных ощущений, будет происходить понимание противоположных по смыслу слов (антонимов). Обратите внимание на погоду. Попросите охарактеризовать зимний день, используя как можно больше прилагательных. Какой сегодня день? (солнечный, снежный, радостный, зимний и т. д.) . Так ненавязчиво, как будто невзначай, вы познакомите ребенка, с понятием синонимы. Обратите внимание на птиц, прилетевших с юга, и на птиц, оставшихся зимовать в наших краях, сообщите названия деревьев, растущих неподалеку, порадуйтесь букашке, проснувшейся после зимнего сна, попросите прочесть надпись на рекламном щите, посчитать кошек, греющихся на солнце...Окружающий нас мир, является лучшим пособием для формирования лексико-грамматического строя речи детей, а родители –первыми и самыми лучшими педагогами.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по формированию лексико-грамматического строя речи у детей «Не уча, учить!»

Пройдет немного времени, и ваши дошколята станут первоклашками. Какими они будут учениками, будут ли испытывать трудности в усвоении школьной программы, зависит только от нас с вами. Прислушайтесь к речи своих детей, как они говорят. Хватает ли им слов, чтобы полно и четко выражать свои мысли, не допускают ли ошибок при согласовании частей речи, в употреблении предлогов. Своевременное развитие словаря и грамматически правильной речи –один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому так необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте.

Уважаемые родители! Несмотря на постоянную занятость, уделяйте своему ребенку как можно больше внимания, не игнорируйте вопросы ваших детей, исправляйте речевые ошибки, объясняйте значение новых слов. По дороге в детский сад, на прогулках, посещая магазины, и т.д, обращайте внимание ребенка на те, казалось бы, незначительные мелочи, которые помогут сделать речь ваших детей менее аграмматичной. Подведите ребенка к дереву, пусть он рукой ощутит шероховатость ствола, а затем прикоснется к гладкой поверхности стены дома, почувствует разницу. Так при помощи тактильных ощущений, будет происходить понимание противоположных по смыслу слов (антонимов). Обратите внимание на погоду. Попросите охарактеризовать зимний день, используя как можно больше прилагательных. Какой сегодня день? (солнечный, снежный, радостный, зимний и т. д.) . Так ненавязчиво, как будто невзначай, вы познакомите ребенка, с понятием синонимы. Обратите внимание на птиц, прилетевших с юга, и на птиц, оставшихся зимовать в наших краях, сообщите названия деревьев, растущих неподалеку, порадуйтесь букашке, проснувшейся после зимнего сна, попросите прочесть надпись на рекламном щите, посчитать кошек, греющихся на солнце...Окружающий нас мир, является лучшим пособием для формирования лексико-грамматического строя речи детей, а родители –первыми и самыми лучшими педагогами.

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи.

Задание N1.

Дать «ласковые имена»:

Валя-Валечка Вася Соня Саша-Сашенька Даша Ира Люда Катя Аня Сима Серёжа Миша Костя Дима Наташа Вера и т.д

Задание N2.

Покажи на себе и на кукле и назови:

Голова-головка Лоб Уши Нога -ножка Затылок Губы Рука Щёки Пальцы Спина Глаза Ногти Живот Брови Ресницы Шея Нос Язык

Задание N3.

Проведите с ребёнком игру «Один и много».

 Вы называете один предмет, а ребёнок –много.

Огурец –огурцы Баклажан -... Редька -... Помидор -... Кабачок -... Редиска -... Боб -... Тыква -... Патиссон -...

Задание N4.

Считай овощи до трёх по образцу:

Один помидор, два помидора, три помидора. Один огурец ... . Одна редиска... . Один баклажан, .... Одна морковка ... . Один кабачок ... . Одна репка ... . Один боб ... . Одна редька ... .

Задание N5.

Проведите игру «Есть -нет».

Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет».-У меня есть свежая капуста.-У меня нет свежей капусты. Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька.

Задание N6.

Подбери как можно больше определений к каждому предмету. Нарисуй в тетради.

Помидор –красный, круглый, вкусный, сочный. Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоко.

Задание N7.

Учите  детей  правильно  называть  маленькие  предметы.  Вы  называете большой предмет, а ребёнок –маленький.

Стол-столик Булка -... Стул -... Чашка -... Салфетка -... Тарелка -... Огурец -... Конфета -... Диван -... Полка -... Нож -... Кружка -...

Задание N8.

Проведите игру с мячом «Один-много».

Яблоко –яблоки Груша –груши Слива –сливы Персик, банан, ананас Затем проведите игру «Много-один». Апельсины –апельсин Абрикосы –абрикос Помидоры –помидор Огурец, мандарин, лимон

Задание N9.

Дополнить предложения, изменив слово в скобках.

В корзине лежит один (помидор). В лесу растёт много (дерево).В зоопарке мало (зверь).У меня меньше (ягода), чем у Вовы. Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света. В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.

Задание N10.

Подобрать по несколько существительных к прилагательным.

Красные машины, стулья, блюдца. Синие ... Тёплые ... Металлические ... Вязаные ... Шерстяные ... Пластмассовые ...Существительные должны быть всех трёх родов.

Задание N11.

Проведите игру «Большой-маленький».

Шапка –шапочка Кофта -...Юбка Костюм Брюки Чулки Туфли Платье Пальто Носки

Задание N12.

Учите детей образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками. Поиграйте в игру «Доскажи словечко».

Машина в гараж ... (въезжает). Мальчик из школы ... (выходит). Шофёр к машине ... (подходит). Девочка с горы ... (съезжает). Старушка через улицу ... (переходит). Девочка через лужу ... (перепрыгивает). Птичка из клетки ... (вылетает).

Задание N13.

Измените предложения по образцу:

Он сидит на диване. –Они сидят на диване. Он бежит по дорожке ... Он поёт песню ... Он рисует солнце ... Он идёт домой ... Он колет дрова ...

Задание N14.

Образуйте притяжательные прилагательные по образцу:

Хвост собаки –собачий хвост. Молоко коровы –коровье молоко. Грива льва ... Зубы тигра ... Копыта лошади ... Шерсть кролика ... Рога лося ... Усы кошки ... Следы зайца ...

Задание N15.

Образуйте притяжательные прилагательные по образцу:

Шуба из белки –беличья шуба. Воротник из норки ... Шапка из лисы ... Накидка из соболя ... Одеяло из шерсти верблюда ... Шапка из пуха кролика ...

Задание N16.

Вставить подходящие по смыслу слова (прилагательные).

Солнце, как мяч, круглое. Руки, как лёд, ... Нож, как бритва ... Шоссе, как стрела, ... Снег, словно пух, ... Трава, как изумруд ...

Задание N17.

«Расхвалить» каждую картинку, подобрать как можно больше слов –определений.

Например: Рукавички –новые, красивые, дорогие, красные, удобные, шерстяные, вязаные, тёплые.

Задание N18.

Скажи по образцу, какая посуда.

Из стекла –стеклянная. Из металла ... Из глины ... Из дерева ... Из хрусталя ... Из серебра ... Из пластмассы ...

Задание N19.

Дай полные ответы на вопросы

Чем дворник подметает улицу? Чем медсестра делает укол? Чем парикмахер расчёсывает волосы? Чем повар режет морковь? Чем садовник рыхлит землю? Чем маляр красит стены? Чем столяр строгает доски?

Задание N20.

Посчитать до десяти предметы, правильно согласовывая числительные с существительными.

Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров, шесть шаров, семь шаров, восемь шаров, девять шаров, десять шаров. Ведро, матрёшка, дерево, дом, окно, рыбка, трактор.

Задание N21.

Изменить по образцу:

Белый –беленький. Тёплый Старый Кислый Лёгкий Чистый Добрый Толстый Сладкий Тонкий Узкий Мягкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.

В данных рекомендациях содержатся различные игры и задания для развития лексико-грамматической стороны речи у детей. Эта разработка может быть использована как воспитателями, так и родителями дошкольн...

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи

Данные упражнения полезно использовать родителям по формированию у детей грамматического строя речи в домашних условиях....

Рекомендации родителям по развитию лексико-грамматического строя речи. Космос

Рекомендации родителям по закреплению лексико-грамматических категорий...

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников от 5 до 6 лет по лексическим темам

Лексико – грамматические задания – это наглядная информация для родителей, которая предлагается на стенде «Советы логопеда» в приёмной группы. Задания соответствуют лексической...

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико – грамматического строя речи для детей от 6 до 7 лет по лексическим темам.

Лексико – грамматические задания – это наглядная информация для родителей, которая предлагается на стенде «Советы логопеда» в приёмной группы. Задания соответствуют лексической...