Речевой тренинг для воспитателей "Волшебный мир слов" Игры для развития речи и мышления дошкольников.
материал

Макушева Светлана Васильевна

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления. А как известно, мышление неотделимо от речи, поэтому развитию речи детей должно постоянно сопутствовать овладение мыслительными операциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razv.rechi_i_myshleniya.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г. Туймазы Муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Речевой тренинг для воспитателей

Тема: «Волшебный мир слов»

 Игры для развития речи и мышления дошкольников

 

Выполнил:

                                                                                                         учитель-логопед

                                                                                                           Макушева С.В.

 

Туймазы – 2020г.

Цель: 

Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников в ДОУ.

Задачи:

1. Расширить опыт педагогов по созданию условий в ДОУ для речевого развития дошкольников в целостном образовательном процессе.

2. В игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме формирование связной речи детей.

3. Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников.

Средства реализации: презентация «Волшебный мир слов», карточки с заданиями, черный ящик (кукуруза, книга), песочные часы, корзинка с фишками, осенние листочки с надписями предметов, смайлики зеленого и синего цвета, поднос.

Ход мероприятия

Сегодня у нас много говорили о разнообразных играх по развитию коммуникативных способностей, на формирование целостного представления о собственном Я, развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Я же хочу провести с вами речевой тренинг, посвященный играм по развитию речи и мышления дошкольников.

«Речь – это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им» (Г. Гегель).

«Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Эти слова, толкают каждого из нас на мысль о том, что так важно научить ребенка не просто говорить, а правильно выражать свои мысли.

Развитие речи дошкольников одна из главных задач, которая стоит перед взрослыми, окружающими ребенка. Педагогам необходимо много времени в педагогическом процессе уделять именно занятиям по развитию речи детей, начиная с самого раннего возраста. Нужно читать детям книги, разговаривать с ними, учить стихи и песенки, скороговорки. Представленные игры способствуют не только установлению более тесных отношений между вами и вашим ребенком, но также направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи ребенка.

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре. Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления. А как известно, мышление неотделимо от речи, поэтому развитию речи детей должно постоянно сопутствовать овладение мыслительными операциями.

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений.

Игра – основной вид деятельности дошкольников, поэтому формирование и совершенствование речевой активности происходит в игре.

Помните!!! А. С. Макаренко говорил: «Только та игра целесообразна, в которой ребёнок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности».

Уважаемые педагоги, предлагаю вам поделится на две команды и провести речевой тренинг «Волшебный мир слов».

Игра № 1 «Пословицы, поговорки»

В речевом развитии детей большое место отводится пословицам и поговоркам. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к различным ситуациям. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и красноречиво выражать свои мысли и чувства.

Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями.

 Карточка № 1 (для 1 команды)

Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1.Не в золоте счастье.
(Курочка Ряба)
2. Чьи хоромы, того и хлеб.
(Три медведя)
3. Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)

«Переведите» пословицы на русский язык.
1.Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – 
Яблоко от яблони недалеко падает
2.Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – 
Шила в мешке не утаишь
3.Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – 
В тихом омуте черти водятся

«Расшифровать пословицу»
1. Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)

2.Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)

3.Лысина — мужское безобразие. (Коса — девичья краса)

Карточка № 2 (для 2 команды)

Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1.Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (
Репка)
2.В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)
3.Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)

«Переведите» пословицы на русский язык.
1.Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – 
Слово серебро – молчанье золото
2.Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – 
Язык до Киева доведет
3.Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – 
Обжегшийся на молоке, дует на воду

«Расшифровать пословицу»
1. На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)

2. Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело.

3. Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)

Игра № 2 «Поэтический турнир»

Задание: 1 - Подберите как можно больше рифмованных слов к данному слову:

Петушок– пушок, снежок, флажок, гребешок, прыжок, шажок, посошок…

Задание: 2 - Подберите к данным словам рифмы.

Например, кошка- плошка

Первая команда                        Вторая команда

Урок – (впрок)                                        День – (тень)

Мел  - (бел, съел)                                        Ветка – (детка, соседка)

Книжка – (болтунишка, передвижка)        Учитель – (любитель, мучитель)

Игра № 3 «Прилагательные ассоциации»

Выбор словесных ассоциаций ограничен, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные.

К примеру: стол - круглый; пруд - большой. 

Задание для 1 команды.

Список - …   Критика - …Звезда - …Книга -…Кругозор -…Закон -… Лекция …Счастье-…Дом - …Пища -… Дефицит -… Действие -…  Шрифт -…

Задание для 2 команды.

Интерес -… Убеждение - …Библиотека -…   Музей -…Страна -…Пример -… Собака - …Приказ -…Жизнь -…Воспитание - …Физика -…  Принцип -…
Город -…        

Игра № 4 «Черный ящик»

Чья команда быстрее отгадает, получает балл.

1 задание:

В чёрном ящике находится отгадка на американскую загадку. Выбрасываешь то, что снаружи и варишь то, что внутри. А потом съедаешь то, что осталось снаружи и выбрасываешь то, что было внутри. (КУКУРУЗА)

2 задание:

В черном ящике находится предмет, который вы должны угадать с помощью наводящих вопросов. Вы будете задавать мне такие вопросы, на которые можно отвечать только «да», «нет». (КНИГА)

Игра № 5 «Побери слово»

Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

Задание: чья команда быстрее подберет слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре):

коньки- зима,   лодка-...(лето)

собака-шерсть, щука-...(чешуя)

пробка -плавать, камень-...(тонуть)

ухо - слышать, зубы-...(жевать)

чай-сахар, суп-...(соль)

дерево-сук, рука-...(палец)

дождь-зонтик, мороз-...(шуба)

пчела-мед, корова-...(молоко)

школа-обучение, больница-...(лечение)

нож-сталь, стол-...(дерево)

хлеб-пекарь, дом-...(строитель)

Игра № 6 «Веселая разминка» (Пантомима)

Задание: на карточке написано слово, обозначающий предмет. Каждый, по очереди выбирает карточку, молча читает и затем изображает предмет, который написан на карточке. Остальные угадывают, выигрывает тот, кто наберёт больше всего баллов.

Игра № 7 «Многозначные слова»

Многозначные слова!

Их необычность такова:

Они – двойняшки, близнецы,

Озорные хитрецы!

Эти шустрые ребятки

Поиграть решили в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять –

Выходите их искать!

Задание: подобрать каждой команде по три многозначных слова.

Образец: кисть – кисть рябины, кисть для рисования, кисть руки.

Подведение итогов.

Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой команды.

Критерии оценки: быстрота реакции, правильность ответов, интересные решения, оригинальный подход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития речи и мышления дошкольников (рекомендации родителям).

Основная трудность для родителей - нежелание ребёнка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей - игровая....

Тема: «Игры для развития речи и мышления дошкольников»

Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вме­сте! Родителям до...

Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям

Рекомендации родителям по развитию речи и мышления дошкольников...

Развитие речи и мышления дошкольников

žДля малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир!žПервый и главный вопрос для нее – чему учить?Благо, выбор огромен – спасибо прогрессу! Сегодня 3-4 летний «знаток» без труда...

Игры для развития речи и мышления дошкольников

Игры для развития речи и мышления дошкольников...

ПРОЕКТ «ВРЕМЕНА ГОДА» для детей 6-7 лет. Развитие речи и мышления дошкольников посредством мнемотехники.

Развитие речи и мышления детей  посредством мнемотехникиТип проекта: информационно-практико-ориентированный. Участники проекта: старший воспитатель, воспитатели группы, воспитанники и р...