Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи (старшая группа)

Гончаренко Наталья Николаевна

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

В условиях ФГОС, проблема развития речи продолжает волновать педагогов дошкольного образования. В связи с изменением взглядов на воспитание и обучение воспитанников детского сада, и с введением ФГОС, в привычной работе направленной на развитие речи ребенка происходят разные изменения. На смену традиционным методам приходят новые, которые помогают педагогам достичь положительных плодов в формировании красивой, правильной связной речи дошкольников. Речь служит основой для развития детской деятельности: познания, познавательно-исследовательской и общения.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Гончаренко Н.Н., воспитатель

ГБДОУ детский сад №14 Красносельского района

Санкт-Петербурга

В условиях ФГОС, проблема развития речи продолжает волновать педагогов дошкольного образования. В связи с изменением взглядов на воспитание и обучение воспитанников детского сада, и с введением ФГОС, в привычной работе направленной на развитие речи ребенка происходят разные изменения. На смену традиционным методам приходят новые, которые помогают педагогам достичь положительных плодов в формировании красивой, правильной связной речи дошкольников. Речь служит основой для развития детской деятельности: познания, познавательно-исследовательской и общения.

Речь имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка на всех этапах его развития. Чем богаче и правильней у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В работе по развитию речи можно создать картотеку пальчиковых игр и словесных игр, в которую включать игры, которые будут разучивать совместно с детьми.

Использовать в работе пальчиковые игры, в которых дети будут с удовольствием принимать участие, например, такие как «Капуста», «Идет коза рогатая», «Сидит белка на тележке» и т. д

Использовать в своей работе игры и действия с предметами, которые способствуют развитию кисти и пальцев. Такие как; игры с пуговицами («Застегни карманчик», «Посели пуговицы в домик»); игры – шнуровки («Вышей цветок», «Зашнуруй ботинок»); игры с прищепками («Иголочки для ежика», «Постираем платье»). В процессе игр развивается сенсомоторная координация, мелкая моторика, игра способствует улучшению координации движений, гибкость кисти и раскованность движений вообще, так как это является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

С детьми можно использовать в работе пальчиковый театр, например: «Теремок», «Репка», «Колобок» и т. д., в процессе работы дети получают удовольствие от проделанной работы, что способствует развитию речи, мелкой моторики рук, развивается фантазия и воображение, артистические и творческие способности детей.

Во время непосредственной образовательной деятельности с детьми проводятся игры на сближение детского коллектива, такие как «Дотронься до…», «Доброе животное», «Волшебные конфеты», «Пятка - носок», «Комплименты», которые развивают речевую активность детей, помогают настроить на доброжелательное отношение друг к другу, создают хороший эмоциональный настрой во время занятия.

Так же педагог проводит подвижные игры, такие как «Воробушки и бобик», «Ловишки», «У медведя во бору…», «Гуси – гуси» и т. д., где главные роли отдавались детям менее популярным, для повышения самооценки среди сверстников.

Педагог в своей работе по развитию речи использует сюжетно – дидактические игры. Во всех сюжетно-ролевых играх присутствуют связные тексты (рассказ из личного опыта, рассказ-описание, рассказ по серии сюжетных картинок, пересказ, продолжение рассказа по данному началу). Проводятся сюжетно-ролевые игры, в ходе которых используется большое количество новых и уже знакомых детям слов. В ходе подготовительной работы и игровой деятельности дети активно общаются, а, следовательно, ими усваивается названия предметов, профессий. Ребенок стремится проявить свои знания, рассуждает, спорит. Детям очень нравится играть в сюжетно-ролевые игры, так как они могут представить себя в роли взрослых людей. Интерес детей бывает постоянным на протяжении всей длительности игр.

Дидактические игры помогают выработать умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить ребенка к школе. Особенностью дидактических игр является использование их в основном для достижения узкой конкретной цели.

Систематическое применение игр в детском саду и вне его может послужить созданию благоприятных условий для развития всех сторон речи дошкольников и успешной подготовки детей к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

дипломная выпускная работа по методике развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора...

Роль мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным емуПяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,Их он усвоит на лету.К. Д. Ушинский.С вступлением...

Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение со взрослым, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....

Статья на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

Статья на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»....