Пособие "Речевой куб".
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Пособие "Речевой куб" дает возможность использовать в работе различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи,активизацию словаря, умение классифицировать, сравнивать,обобщать,устанавливать причинно-следственные и логические связи, развивать монологическую и диалогическую речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoy_kub_so_smennymi_kartinkami.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс дидактических игр по развитию речи «Речевой куб» со сменными картинками

Цель: Формирование и развитие речевой активности детей через игровую деятельность.

Это пособие представляет собой куб с шестью гранями, на каждой грани расположены прозрачные кармашки, в которые можно размещать различный речевой материал(картинки).Данное пособие можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной деятельности детей. Речевой куб многофункционален, прост в изготовлении, удобен в использовании, является ярким элементом предметно пространственной среды.

Пособие «Речевой куб» дает возможность использовать в работе разные дидактические игры и упражнения, направленные на

 формирование  звуковой культуры речи, активизацию словаря, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи, развивать монологическую и диалогическую речь.

Дидактическая игра:

 «Четвертый лишний»

Цель игры: Находить лишний предмет и объяснять, почему

он лишний.

Задачи:

Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи.

Развивать зрительное восприятие.

Развивать монологическую и диалогическую речь.

Систематизировать знания детей по темам.

Воспитывать внимательность.

Ход игры:

-Ребята, пожалуйста ,подойдите ко мне и послушайте загадку (Шесть квадратов подружились и в него навек сложились.)

-Вы догадались, с чем мы сегодня будем играть? (С кубом)

Что помогает развивать этот кубик? (речь)

Значит, как он называется? (Речевой)

-Верно, к нам в гости снова пришел наш старый знакомый речевой кубик. Но, что-то он какой-то сонный, не веселый. Как же нам его разбудить, чтобы он стал бодрым?

Что вы делаете по утрам, когда просыпаетесь? (Зарядку)

- Мы можем помочь нашему кубику проснуться? (Да.)

Тогда давайте сядем в круг и разбудим наш кубик с помощью считалочки. Ребенок, у которого в руках оказывается куб, самостоятельно выбирает считалку и, проговаривая ее совместно со всеми детьми, передает куб по кругу. У кого оказывается куб на момент окончания считалки, тот выбирает любую грань куба и выполняет задание: найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

Дидактическая игра

«Времена года»

Цель игры:

Совершенствовать умение составлять рассказ по картинке.

Задачи: 

Развивать познавательные способности детей, интерес к исследовательской деятельности детей, развитие и умение описывать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи,  анализировать и делать выводы.

Ход игры:

Воспитатель вращает куб и выбирает время года. Ребенку  необходимо определить какое время года изображено на картинке и  составить небольшой рассказ. Дети по карточкам составляют рассказ об этом времени года:

  1. За  каким  временем  года наступит то, о котором будет рассказ;
  2. Сезонные явления в неживой природе;
  3. Сезонные изменения в жизни растений;
  4. Сезонные изменения в жизни животного мира( зверей, птиц, насекомых);
  5. Особенности жизни и деятельности людей в данное время года;
  6. Какое время года наступит за описанным.

Дидактическая игра

«Путаница»

Цель игры: умение находить отличия и обосновывать свой ответ.

Задачи: закрепить умение сравнивать, находить сходства и различие; формировать навык составления короткого рассказа о сезонных изменениях; развивать у детей память, мышление, воображение, интерес к природе.

Педагог предлагает ребенку найти ошибки в признаках времен года.

 Артикуляционная гимнастика.

На кубе изображение язычка. Дети выполняют артикуляционную гимнастику согласно изображению на карточке.

 

Пальчиковая гимнастика.

На кубе изображение кисти руки. Дети выполняют гимнастику согласно изображению на карточке.

Кубик «Звуковой».

Цель: формирование умения дать характеристику звукам речи, используя соответствующие символы, подбирать к символам звуки.

Развитие фонематического слуха, возможности выделять звук на фоне слова; придумывать слова на заданный звук; определять позицию звука в слове

  • красный кружок- гласный звук;
  • синий кружок с колокольчиком – согласный твердый, звонкий;
  • синий кружок -  согласный твердый, глухой;
  • зеленый кружок  с колокольчиком - согласный мягкий, звонкий;
  • зеленый кружок- согласный мягкий, глухой.

Задание 1.

Назвать звук в соответствии с характеристикой по условным обозначениям.

Задание 2.

 Придумать слово  на заданный звук  в соответствии с характеристикой по условным обозначениям.

Задание 3.

Придумать слово с заданным звуком в соответствии с его условным обозначением, определить положение звука в слове.

Задание 4.

Найти по картинке слова, в которых начальный звук соответствует характеристике условных обозначений.

Задание 5.

Показать грань с условным обозначением, которому соответствует названный педагогом звук.