Рекомендация для педагогов: анализ педагогической деятельности по развитию монологической речи с детьми среднего и старшего возраста по Примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство»
консультация по развитию речи (старшая группа)

ГЮЛОВА САИДА ИСАМУТДИНОВНА
Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям. Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, Н. А. Орлановой, О. С. Ушаковой, Л. М. Ворошниной, Э. П. Коротковой, А. Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, пересказа, приемы и последовательность обучения. Анализ методической литературы по развитию речи детей дошкольного возраста свидетельствует о преимущественно однозначном использовании пересказа, только как средства обучения детей связной и последовательной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_monologicheskoy_rechi.docx31.43 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендация для педагогов: анализ педагогической деятельности по развитию монологической речи с детьми среднего и старшего возраста по Примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство»

ТВОРЧЕСКИЙ ПЕРЕСКАЗ  ОТ ЛИЦА ГЕРОЯ


     Анализ методической литературы  по развитию речи детей дошкольного возраста свидетельствует о преимущественно однозначном использовании пересказа, только как средства обучения  детей связной и последовательной речи. Основным требованием к  пересказу является по возможности точное воспроизведение содержания как совершенного образца для  подражания.

 Между тем в работе с дошкольниками  может быть использован и второй тип пересказа пересказ свободный, недословный, основной задачей  которого является не точное  воспроизведение слов текста, а только его основных мыслей.

 Пересказ от лица героя – один из видов творческого пересказа, который может применяться в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой. При выборе данного вида пересказа руководствуются одной из важнейших особенностей восприятия литературы детьми, которая заключается в том, что восприятие осуществляется как «геройное», т.е как пишет психолог М. Марков, «оно возможно лишь при наличии конкретного, воображаемого при чтении или видимого или слышимого объекта, на который может быть совершено перенесение».
    Это свойство детского восприятия, проявляющееся в мысленном содействии, и переживании читателя с героем, в «перенесении» на себя его  свойств и качеств, дает возможность  предположить, что пересказ от  лица героя –   деятельность, доступная ребенку-дошкольнику, так как в некотором отношении соответствует законам детского восприятия  литературы. Пересказ от лица  героя активно ставит ребенка  на позиции героя, помогает ему войти внутрь изображаемых  обстоятельств, осмыслить ситуацию, уловить истинные взаимосвязи  между персонажами, глубже проникнуть в смысл поступков и тем самым в смысл произведения.
      Пересказ от лица героя обладает  целым рядом скрытых внутренних  возможностей развития творческой мыслительной активности детей, ибо в таком пересказе необходима  интерпретация всех событий с  определенной точки зрения – с точки зрения данного героя.

Подготовка детей к пересказу

Успешный  пересказ с позиции героя возможен  лишь в случаях, когда ребенку  все ясно в этой позиции,  когда он проникается состоянием  героя, сочувствует и сопереживает  с ним. Дети должны увидеть  индивидуальность каждого из героев, понять мотивы, движущие их поступками, выявить взаимоотношения между отдельными героями. Именно поэтому, в первую очередь, и должна быть посвящена подготовительная работа к пересказу от лица героя.

Большую роль в формировании  навыка пересказа от лица героя  играет его коллективное обсуждение с детьми. При обсуждении воспитатель  фиксирует внимание всех детей  на умении ребенка-рассказчика  излагать события от первого  лица, не сбиваясь на обычный  рассказ, на способность воспроизвести  индивидуальную точку зрения героя, отбирая необходимые с этой точки зрения события и факты произведения. Участие  детей в совместном обсуждении  пересказов помогает им увидеть позицию героя, глубже осознать  его поступки, переживания, взаимосвязи с другими персонажами.

 Главное назначение пересказа  от лица героя - помочь детям  действенным путем освоить смысловое  содержание произведения и на основе идентификации с героем  глубже проникнуть в открытые мотивы его поведения, приобщиться  к его мыслям и чувствам.
     Пересказ данного типа ставит  перед ребенком интересные и сложные умственные задачи, ибо в таком пересказе требуется интерпретация всех событий, под определенным углом зрения. Данное задание содействует также развитию речевых возможностей детей, так как ставит, ребенка перед необходимостью сознательной реконструкции контекста, побуждает к активному освоению авторских средств изображения.

Принципы отбора литературных текстов для пересказа. Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, нужно правильно отобрать тексты для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в детях нужное нашему обществу черты личности. Тексты подбирают доступные для детей по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию. В произведениях  должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны. Подбирать сюжеты следует с чёткой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.
     Подбирая произведения для пересказа необходимо учитывать следующие требования к ним:

- высокую художественную ценность,
- идейную направленность,
- динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения,
- чёткость и последовательность развёртывания действия,
- занимательность содержания.
Помимо этого, очень важно учитывать доступность содержания литературного произведения и его объем.

     Обязательное требование к языку произведения - выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть языка; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

Требования к пересказыванию детей.

Исходя из сущности пересказа, можно наметить основные требования к пересказу ребенка, которые надо предъявлять с самого начала:
1) осмысленность,  т. е. полное понимание текста;
2) полнота  передачи произведения, т. е. отсутствие  существенных, нарушающих логику  изложения, пропусков;
3) последовательность;
4) удачная  замена отдельных слов синонимами, использование словаря и оборотов  авторского текста;
5) правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
6) культура изложения в широком смысле слова: правильная, спокойная поза во время пересказа, обращение к слушателям, интонационная выразительность речи, достаточная громкость, отчетливость произношения. 

     Все эти требования взаимосвязаны, и, если опустить хоть одно из них, пересказа вообще не получится.

 Если ребенок не может никак начать или делает длительную паузу в середине пересказа, его перестают слушать, т. е. пересказ лишается своей сущности, своей социальной направленности, и, чтобы сохранить ритмичность (тоже одно из требований), воспитатель помогает ребенку вопросом, подсказом.
      Если ребенок рассказывает, отвернувшись, или одному воспитателю, или так тихо, что его не слышно — ясно, что он еще не умеет пересказывать, передавать рассказ другим; тогда воспитатель формирует эту сторону детского пересказа: дает указание ребенку, повторяет громко сказанное им, на других занятиях подбирает упражнения на дикцию, на изменение силы голоса и др.
      Если в рассказе заменить все слова своими, то и рассказ нельзя будет узнать; кроме того, нельзя забывать, что автор специально продумывает язык для наиболее точной характеристики действующих лиц.
Основная задача — учить детей ценить, сохранять эти точные слова.
Обучение пересказыванию предусматривает, в частности, удачное, свободное владение словом, так как пересказ не есть передача текста наизусть.
      Важно с самого начала учить детей выразительному пересказыванию, используя пример товарища, специальные упражнения и другие приемы. 

Усложнение качества пересказов детей
     Прежде всего, качество пересказов повышается в связи с усложнением самих текстов, которые становятся длиннее, требуют большей выразительности и большего понимания.

 Последовательно повышаются требования конкретно к каждому ребенку: воспитатель добивается связности, ритмичности рассказа, конечно, помня, что правильность и последовательность пересказа должны быть обязательно (нарушения последних исправляются немедленно).
     Постепенно повышаются требования к культуре рассказывания, в частности к позе, к свободе общения со слушателями. К концу года ребенок без напоминания воспитателя должен выходить для пересказа к столу педагога, обращаться к группе детей, стоять спокойно, прямо.

Влияние пересказа на всестороннее развитие ребенка

  • Эстетическое восприятие
  • Развитие словарного запаса через чтение книг о прекрасном.
  • Нравственный потенциал
  • Чтение художественной литературы, инсценирование.
  • Общение
  • Мысли ребенка должны быть грамотно изложены.
  • Умственные способности
  • Запоминание, анализ, рассматривание, передача, сравнение (проходят через все образовательные области).
  • Экологическое восприятие действительности
  • Познание, экологическое воспитание – рассматривание, экскурсии, передача, речевое действие детей.
  • Эмоциональная сфера ребенка
  • Интонация, жесты, мимика при пересказе.

ТВОРЧЕСКОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем

дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети

овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически

воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский).

Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.

Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, Н. А. Орлановой, О. С. Ушаковой, Л. М. Ворошниной, Э. П. Коротковой, А. Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.  Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе.

На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску).

В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса. Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.

В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.

  • Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни.
  • Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.
  • Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.

Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу, воспитатель «сочиняет» вместе с детьми. Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОБРОЕ СЛОВО ДОРОЖЕ БОГАТСТВА (непосредственно образовательная деятельность) Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», образовательная область «Речевое развитие», средняя группа

Развивать нравственные основы личности в процессе формирования представления о дружбе, доброте, пониманию образного содержания пословиц и поговорок. Эмоционально сближать детей, понимать эмоцион...

Примерная образовательная программа дошкольного образования "Детство"

Уважаемые педагоги, родители и все взрослые, заинтересованные вполноценном развитии и дошкольном образовании ребенка от рождения до 7 лет!Перед вами — программа «Детство», которая является результатом...

тематическое планирование во 2 младшей группе по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» разработана на основе Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, 3. А. Ми

Рабочая программа по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» разработана на основе Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детст...

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСТВО» НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСТВО» НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД...