Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Обучение рассказыванию. Составление рассказа «Осень наступила» с детьми старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

   речевое развитие Цель: совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_osen.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию

на тему: «Обучение рассказыванию. Составление рассказа «Осень наступила»

с детьми старшей группы

Д.А.Рыжкова,

воспитатель МДОУ

«Детский сад №17 с.Пушкарное»

Вид деятельности: коммуникативная (развитие речи)

Образовательная область: речевое развитие

Цель: совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

Задачи: 

Обучающие:

  • учить отвечать на вопросы полным предложением; подбирать прилагательные к заданному существительному; составлять рассказ по картинке;

Развивающие:

  • развивать связную речь детей; обогащать активный словарь детей по теме «Осень»; закрепить знания детей о сезонных изменениях природы;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе.

Здоровьесберегающие технологии: соблюдаем осанку при выполнении работы, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика.

Материалы и оборудование: ноутбук, магнитный мольберт, музыка Чайковского «Времена года. Октябрь», игрушка белочка, картина «Осень», картинки с изображением признаков осени.

Предварительная работа: Наблюдение за природными изменениями. Рассматривание иллюстрации на тему «Осень». Чтение художественной литературы об осени. 

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Дети сидят на коврике, звучит тихая музыка - П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь», воспитатель читает стихотворение об осени:

Иван Бунин «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? 

Дети: Об осени.

Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, а какое время года сейчас?

Дети: Осень.

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: А какой сейчас месяц?

Дети: Октябрь.

Слышится стук в окошко. Белочка принесла картинку об осени.

Воспитатель: Давайте рассмотрим картинку, которую принесла нам белочка, и составим по ней рассказ (рассматриваем).

Воспитатель: но прежде, чем приступить к составлению рассказа, давайте сделаем зарядку для язычка (артикуляционная гимнастика):

Язычок гулять выходит, в лес осенний он приходит 

открывать широко рот и закрывать его, при этом высовывать язычок вперед и обратно

Смотрит он по сторонам, здесь лиса, а тут кабан

тянуться языком попеременно - то к правому уху, то к левому, в медленном темпе

Машет белочка хвостом, спит зайчонок под кустом.

рот открыть, попеременно поднимать узкий язык за верхние и опускать за нижние зубы

Воспитатель: Вот мы с вами и размяли наш язычок. А сейчас давайте вернемся к нашей картине и внимательно рассмотрим ее, а потом составим по ней рассказ (дети рассматривают картину).

Воспитатель: Как вы думаете, как можно назвать эту картину?

Дети: Осень, осенний день, наступила осень.

Воспитатель: Как вы думаете с чего можно начать составлять наш рассказ?

Дети: Наступила осень, пришла осень, на картине изображена осень…

Воспитатель:  А дальше, чтоб не путаться мы будем пользоваться картинками-подсказками (на картинках изображены признаки осени)

Воспитатель: (показывает картинку, где изображены желтые деревья) Я составлю первое предложение, а остальные попробуете вы.

Наступила осень.

Воспитатель: показывает картинку, где изображены желтые листья

Дети: Пожелтели листья.

Воспитатель: показывает картинку, где изображены солнце и тучка

Дети: Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое. Часто идут дожди.

Воспитатель: показывает картинку, где изображены улетающие птицы

Дети: Птицы улетают в теплые края/на юг.

Воспитатель: показывает картинку, где изображены животные

Дети: Животные готовятся к зиме. Белка делает запасы на зиму. Ёж и медведь готовятся к спячке. Заяц меняет «шубку».

Воспитатель: показывает картинку, где изображены дети тепло одетые

Дети: Дети/люди надевают куртки, шапки, сапоги.

Воспитатель: показывает картинку, где изображены овощи

Дети: Люди собирают урожай

Воспитатель: Кто хочет самостоятельно повторить рассказ? (слушаем 2-3 человек)

Рассказ:

Наступила осень. Пожелтели листья. Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое. Часто идут дожди. Птицы улетают в теплые края/на юг. Животные готовятся к зиме. Белка делает запасы на зиму. Ёж и медведь готовятся к спячке. Заяц меняет «шубку». Дети/люди надевают куртки, шапки, сапоги. Люди собирают урожай.

Воспитатель: Молодцы ребята, очень интересный рассказ вы составили про осень. А сейчас предлагаю поиграть в игру «Какой бывает осенний день?».

Дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч и задает вопрос, дети составляют прилагательные.

Воспитатель: Дети, а какая бывает осенний день:

• Когда идет дождь? - дождливая

• Когда дует ветер? - ветреная

• Холодно? - холодная

• Пасмурно? - пасмурная

• Сыро? - сырая

• Хмуро? – хмурая

• Ясно? – ясная

• Туман? – туманная

• Уныло? – унылая

• Красиво? – красивая

Воспитатель: Какие вы молодцы, постарались.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в осеннюю игру «Доскажи словечко».

Лето жаркое, солнечное, а осень (холодная, пасмурная);

Летом облака белые, пушистые, а осенью тучи (хмурые, тяжелые, серые);

Летом ветерок легкий, теплый, а осенью ветер (холодный, сильный, пронизывающий);

Летом дождик теплый, мелкий, а осенью (ледяной, проливной);

Зимой бывает снегопад, а осенью (листопад).

Воспитатель: Вы такие молодцы! И здесь справились!

Воспитатель: А теперь предлагаю лечь на коврик, закрыть глаза и представить себя осенним листиком, упавшим на землю. Делайте медленный вдох через нос и медленный выдох через рот (дыхательная гимнастика).

Поднимайтесь медленно и садитесь на коврик.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня вы хорошо потрудились! А кому запомнилось, что мы сегодня делали с вами?

Дети: Составляли рассказ об осени,  играли в игру, представляли себя листочками.

Воспитатель: Белочка, которая принесла нам картину об осени, принесла еще подарки -  раскраски на осеннюю тему.

Дети берут раскраски и приступают к раскрашиванию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

Непосредственно образовательная деятельность Речевое развитие Тема: Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила…»

учить внимательно слушать литературные произведения. Помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила». Расширить  знания детей об осени, ее основ...

Конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила».

Учить детей рассказывать, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Заучивание стихотворения  И. Белоусова «Осень»....

План -конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Обучение рассказыванию, составление рассказов на тему «Осень наступила», чтение стихотворений о ранней осени».

Программное содержание: Образовательная: -систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;-продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;-продолж...

«Обучение рассказыванию. Составление рассказа «Осень наступила» с детьми старшей группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Обучение рассказыванию. Составление рассказа «Осень наступила» с детьми старш...