Мастер класс для воспитателей: "Формирование связной речи у дошкольников через составление рассказов цепной структуры"
презентация по развитию речи

Горлова Галина Александровна

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

1 слайд.

Тема.  Формирование связной речи у дошкольников через составление рассказов цепной структуры.

Цель мастер класса:  популяризация метода наглядного моделирования - «цепной рассказ», обеспечивающего эффективное запоминание текстов.

Задачи:

- раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии;

- активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада всех вас сегодня видеть, и приглашаю на мастер-класс, посвящённый теме развития речи наших детей.

 - Хотелось бы услышать вас, коллеги, приходится ли в своей профессиональной деятельности встречаться с детьми с проблемами развития связной речи?

-В чем проявляется сложность работы с детьми в подобном случае?

- Какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

- А что же получается на самом деле?

2 слайд. Актуализация.

ФГОС  ДО определяет «Речевое развитие» как приоритетное направление. Ребенок с хорошо развитой речью – это успешный ребенок!

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу, ребенок  не только научился отчетливо  произносить все звуки русского  языка, приобрел достаточный лексический  запас, но и мог правильно, без труда объединять слова в предложения,  предложения в связные высказывания - обладал сформированной связной речью.

3 слайд. Проблема

Ни для кого не секрет, что современные дети перенасыщены информацией. Подавляющее большинство детей старшего дошкольного возраста активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме, они просто теряются,  когда слышат задания: «Составь рассказ!»

4 слайд. Нарушения

Актуальность данной проблемы подтверждается данными диагностического обследования. Проводя диагностические исследования, выявила низкий уровень развития связной речи. Нарушения связной речи у детей проявляются в следующем (на слайде):

• связные высказывания короткие;

• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

     • уровень информативности высказывания очень низкий

5 слайд. Монолог

С трудностями в обучении детей рассказыванию сталкиваются многие  педагоги. Так как, отчетливо понимают, что уже на начальном этапе обучения связной речи  традиционно принятые виды упражнений такие как: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов, создание разных видов творческих рассказов, а также составление рассказов по картине недоступно большинству  детей. В основном, это происходит от того, что ребенок не может оформить связные речевые высказывания, он просто не знает правила построения рассказа.  

6 слайд. Мои размышления

Анализируя методическую литературу, просматривая последние публикации в периодической литературе (журналы «Дошкольное воспитание», «Логопед в детском саду», «Дошкольная  педагогика»), в сети интернет, обратила внимание на  активное использование педагогами метода наглядного моделирования.

7 слайд  Научный подход

Предлагаю вашему вниманию один из подходов к организации деятельности по обучению детей дошкольного возраста связной речи . Это - ЦЕПНОЙ РАССКАЗ, где  наглядное моделирование представлено как основной метод развития связной речи у детей.  

Методика по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания была предложена кандидатом педагогических наук В.К. Воробьёвой  еще в 1989 году.

8 слайд  Литература

В настоящее время она находит своё отражение в работах многих  современных авторов (таких, как Бардышева Т.Ю., Арбекова Н.Е., Дорошенко О.Ю., Комиссарова С.А., Гордеева Т.В., Губанова М.В. и других.)

Цепная связь традиционно считается наиболее простым и распространенным способом соединения предложений в тексте. Поэтому применение этой методики актуально начинать в среднем дошкольном возрасте, а также использовать  с детьми, имеющими сложные речевые нарушения.

 

9 слайд Цепной текст 

-Что же из себя представляет текст цепной структуры?

 В таких текстах, как правило, новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее.

 

 10 слайд  Смысловая связь

Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном тексте используется предметно - графическая схема.            

-на первом месте - изображение предмета или живого объекта,

-на втором - действие в виде стрелки;

-на третьем - изображение нового предмета или живого объекта сюжета

11 слайд  Схема (пример)

Предметно-графическая схема или картинно–графический план выглядит так:

-Рамочка отражает подчиненность содержания единой теме.

- Предметы и лица, о которых говорится в рассказе, помещены внутри рамочки (слева и справа), что показывает взаимосвязь между ними.

-Стрелки внутри рамочки обозначают глагольные слова, раскрывающие, что случилось с данным предметом и показывает связь между словами в предложении.

- Стрелки между рамками показывают связь между предложениями.

12слайд.  "Наш сад" (картина)

Рассказ, который предъявляется на слух, не превышает 6 - 7 предложений (зачитать)

13 слайд.  Алгоритм обучения детей пересказу текста цепной структуры с опорой на картинно - графические схемы по картинно - графической схеме.

 1.Рассмотрите с детьми картинку.

2.Предложите назвать слова только с заданным звуком («С»)

3. Прочитайте детям рассказ. Предложите его пересказать.

4. Предложите посмотреть на план – схему и назвать каждое слово, скрывающееся за картинкой – схемой (дети называют предметы)

5. Попросите назвать, что нарисовано внутри верхней рамочки.

6. Предложите вспомнить,  как начинался рассказ.

7. Спросите, какое слово «зашифровано» стрелкой.

8. Предложите соединить «слова» (картинки) словом – стрелкой и повторить предложение. Можно подобрать другое слово, подходящее по смыслу.

9. Перейдите ко второй рамочке (к третьей и так далее).

10. Попросите ребенка пересказать весь рассказ с опорой  на схему.

14. слайд.  Игры и упражнения

В старшем возрасте задания могут усложняться.

Например: предложить  отобрать из ряда картинок, представленных на доске, только те, которые относятся к данному рассказу. Дети обычно легко справляются  с этой задачей. Далее попросить   расположить картинки в последовательности содержания рассказа.

Отбирая предметные картинки к каждому предложению, дети восстанавливают сюжет рассказа и составляют схему.

В работе с картинно - графической схемой  необходимо уделить особое внимание словарной работе.

   Для обогащения и активизации словаря детей можно предложить    такие задания:

-вспомни слово – стрелку в первом предложении (глагол);

-какое слово – действие еще можно сказать?

-послушайте мои слова и выберите нужное!

-предложить детям на выбор несколько слов, подходящих по смыслу, и слово созвучное, но другое по лексическому значению, например: (яблоня) росла, подросла, выросла, вынесла

  Таким образом, отрабатывать  каждое предложение.

15,16, 17 слайд.   Практическое задание.  

1 шаг. - Уважаемые коллеги, для выполнения практической работы, прошу  разделиться на 2 группы.

1 группа составить текст цепной структуры  по картине «Наш сад»

2 группа составить текст цепной структуры по картине  "Как мама и папа покупали мебель"

2 шаг - Уважаемые коллеги, прежде чем приступить к выполнению работы рассмотрим сюжетные картинки к вашим рассказам.

3 шаг.   Каждой группе участников мастер класса раздать:

- картинно - графические схемы для составления рассказов;

- памятку с заданиями;

- памятку «Алгоритм обучения пересказу текста цепной структуры с опорой на картинно - графические схемы»

4 шаг. Предложить педагогам  провести фрагмент занятия по обучению рассказыванию по картине  со своими коллегами из параллельной группы.

18 слайд   Практическое значение.

19 слайд. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование связной речи у дошкольников через составление рассказов цепной структуры «От схемы-модели к рассказу» Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». (К.Д.Ушинский) Выполнила воспитатель Горлова Г.А. МБДОУ №10

Слайд 2

Актуализация « Грамоте учиться – всегда пригодится! » Приказ Минобрнауки России От 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольног образования ».

Слайд 3

Проблема Современные дети… - перенасыщены информацией; - активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий ; - с неохотой берутся за составление рассказов; - теряются, когда слышат задание «Составь рассказ!» .

Слайд 4

в трудностях передачи причинно-следственных и временных связей; в нарушении последовательности и/или пропуске слов в предложении; в незавершенности фраз; длительных паузах на границах фраз… Нарушения связной речи проявляются:

Слайд 5

Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальности (В.П. Глухов , 2004). Это форма речи характеризуется развернутостью, связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием распространенных конструкций, грамматической оформленностью .

Слайд 6

МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ…

Слайд 7

В.К. Воробьёва Кандидат педагогических наук, профессор. « Обучение детей первоначальным навыкам связного высказывания »

Слайд 9

Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке.

Слайд 10

Принцип смыслового строения всех предложений цепного текста обозначение предмета действия обозначение нового предмета ситуации

Слайд 11

Наш сад

Слайд 12

Алгоритм обучения детей пересказу текста цепной структуры с опорой на картинно - графические схемы 1.Рассмотрите с детьми картинку. 2.Предложите назвать слова только с заданным звуком («С») 3. Прочитайте детям рассказ. Предложите его пересказать. 4. Предложите посмотреть на план – схему и назвать каждое слово, скрывающееся за картинкой – схемой(дети называют предметы) 5. Попросите назвать, что нарисовано внутри верхней рамочки. 6. Предложите вспомнить как начинался рассказ. 7. Спросите, какое слово «зашифровано» стрелкой. 8. Предложите соединить «слова» (картинки) словом – стрелкой и повторить предложение. Можно подобрать другое слово, подходящее по смыслу. 9. Перейдите ко второй рамочке(к третьей и так далее). 10. Попросите ребенка пересказать весь рассказ с опорой на схему.

Слайд 15

Примерные упражнения и задания при работе с графической схемой: - Разгадай, какие слова-действия «зашифрованы» стрелками . - Подбери вместо слова-стрелки, используемого в рассказе, другое слово, подходящее по смыслу. - Попробуй пересказать всю историю, пользуясь схемой . - Придумай свой рассказ по картинкам-схемам. - Попробуй пересказать эту историю наоборот, начиная с конца. - Придумай продолжение этого рассказа. И т.д.

Слайд 17

Как папа и мама покупали мебель

Слайд 19

Рассмотри картинку, придумай по ней рассказ, используя, как можно больше слов со звуком З

Слайд 20

Применение предметно -графического плана текста позволяет: -показать детям приёмы построения как отдельного предложения, так и целого текста; - сделать изучаемый материал понятным, надолго запоминающимся; -создаёт основу для развития осознанного самоконтроля за речью; -научиться устанавливать взаимосвязи между явлениями и событиями произведения

Слайд 21

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей: «Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок»

В презентации представлен материал для воспитателей, раскрывающий работу по обучению детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине или серии сюжетных картинок. Описана методика, методы ...

Пособие для развития связной речи старших дошкольников с ОНР «Рассказы цепной структуры»

Аннотация: В данной статье автор выделили одно из направлений коррекционно-педагогической работы по развитию связной речиу детей с ОНР по методике В.К. Воробьевой. Автор считает, что применение данной...

Формирование связной речи у старших дошкольников через составление рассказов цепной структуры.

Используется технология В.К.Воробьевой построения текста на основе цепной связи. Под цепной связью подразумевается "структурное сцепление" предложений или непрерывное движение мысли от одног...

Развитие связной речи у дошкольников через составление рассказов цепной структуры

1 слайд.Тема.  «Развитие связной речи у дошкольников через составление рассказов цепной структуры». 2 слайд. Актуализация.ФГОС  ДО определяет «Речевое развитие» ...

Мастер-класс для воспитателей: «развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок»

Развитие связной речи через составление рассказов по картинам и серии сюжетных картинок  является очень актуальным, интересным и в то же время сложным видом речевой деятельности для дошкольников....

Мастер-класс для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»

Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе выс...

Консультация для родителей " Развитие связной речи у дошкольников через составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок".

Пересказ занимает значительное место в системе формирования связной речи дошкольников....