Конспект занятия с детьми в подготовительной группе на тему "Декоративно-прикладное творчество"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Данный конспект содержит информацию в которой отражено понятие декоративно-прикладного искусства, виды народных промыслов, их история, создателей искусства. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  НОД   с детьми в подготовительной группе на тему:

 «Декоративно – прикладное искусство».

Цели: 1.познакомить детей с понятием декоративно – прикладное искусство

2. познакомить с народными промыслами.

Задачи:  1) развивать познавательный интерес  к декоративно-прикладному творчеству;

2) воспитывать уважение к труду;

3) познакомить с историей развития декоративно - прикладного искусства.

4) рассказать об использовании изделий декоративно – прикладного искусства в современном мире.

Материал:  презентация,   игрушки глиняные, матрёшки, предметы с хохломской и гжельской росписью, краски, кисточки, изображение матрёшки на листе бумаги.

Метод: наглядный.

Приём: словесный.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята!  Давайте поприветствуем дуг друга и подарим прекрасное настроение на целый день.

Молодцы! А теперь давайте перейдём к нашему занятию. Сегодня мы с вами будем говорить об декоративно – прикладном искусстве.

Как вы считаете, что означает данное понятие? На ваш взгляд, что это такое?

(ответы детей)

Молодцы. А теперь давайте знакомиться с видами декоративно-прикладного искусства.

  1. Матрёшка.

Первая матрёшка (русская деревянная кукла) появилась в 1890-х годах Василий Звёздочкин – токарь по дереву, а росписью занимался  Сергей Малютин, который активно продвигал «русский стиль в искусстве».

(слайды с портретами создателей)

Русская кукла, изготовленная Василием Звездочкиным, а расписанная Сергеем Малютиным представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, накрытую цветастым платком, в руках у который был чёрный петух.

 (слайд с портретом матрёшки)  

Весь процесс изготовления матрёшки занимает около 20 дней. В одной  матрёшке может находиться около 20 различных видов и размеров  матрёшек. Матрёшку обычно режут из берёзы, липы или ольхи. Самым лучшим  материалом изготовления является липа.  Дерево, из которого будут изготавливать матрешку, заготавливают весной в месяце апреле, когда древесина находиться в соку. Самой первой вытачивают маленькую неразъёмную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть – донышко. После токарной работы деревянную куклу зачищают, грунтуют для того чтобы поверхность стала гладкой. После грунтовки матрёшка готова к росписи.

(слайд с картинкой матрёшки)

2. Гжельский промысел. Является одним из выдающихся народных промыслов. Во гжели создают фарфоровую посуду и разные фигурки животных. Основоположником  современного гжельского ремесла поставив в первую очередь плавность, утончённость и скромность в творчестве стала Н.И.Бессарабова.

(слайд с портретом создателя).

Она делала  на изделиях «широкий мазок с тональными переходами цвета от тёмно синего до светло голубого, почти белого». Например, на кружках можно было увидеть изображение сельского труда, людей с граблями, которые собирали скошенную траву в стога, цветы, бабочки, деревья (показ слайдов).

1) Физкультминутка  «Это лёгкая забава»

Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам всем известно  —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

  1. Все ребята дружно встали

И на месте зашаги

На носочках потянулись.

Как пружинки мы присели

И тихонько разом сели.

3.Хохлома – старинный русский народный промысел, появившийся в 17 веке в селе Хохлома Костромской губернии. Она была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, откуда и пошло название.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону. Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются красный, жёлтый, оранжевый, тёмно зелёный и голубой цвета. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. А также часто встречаются  птицы, рыбы, звери.

4. Дымковская игрушка – один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник данный промысел в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Киров)

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником «Свистунья», к которому  женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, уток и других животных. Красили  фигуры в яркие разные цвета. Дымковская игрушка – изделие ручной работы. Изготовление игрушки от лепки и до росписи – процесс творческий и неповторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

Наиболее распространенными сюжетами являются: няньки с детьми, петухи, водоноски, бараны с золотыми рогами, олени.

Народный дымковский стиль» использовался в детских и художественных произведениях.

Данные виды творчества используются и в современном мире.

Давайте с вами побудем художниками и мастерами, распишем с вами нашу русскую матрёшку.

Итог занятия:  И так дорогие ребята давайте с вами подведём итоги нашего занятия.  Вам было интересно узнать о декоративно-прикладном искусстве?

Дети: Да было интересно.

А о каких видах данного творчества вы узнали?

Ответы детей: Мы сегодня узнали о русской матрёшке, дымковской игрушки и гжели.

Что для вас было интересным узнать о декоративно-прикладном искусстве?

Ответы детей.

А в чём отличие, например хохломы  от гжели?

Отличие состоит в основных материалах и цветовой гамме. Хохломские сувениры изготавливаются из дерева, роспись выполняется в красном, золотом цветах на чёрном фоне.

Гжель как символ русской зимы отличается холодной палитрой, и предметы изготавливаются из фарфора, керамики.

Ответы детей.

Какой промысел для вас оказался наиболее интересным?

Ответы детей.

Воспитатель: Изделия русских народных мастеров известны и за пределами России. Это наша гордость! Мы гордимся с вами нашими великими мастерами и их умением создавать удивительно прекрасные вещи, которые несут людям восхищение, радость и красоту.

Вы все сегодня молодцы. На этом наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия с детьми в подготовительной группе.Тема:"Дружба".

Открытое занятие на тему:" Дружба".Из опыта работы по нравственному воспитанию Кузьминой С.В."Воспитание у детей чувства товарищества,доброты и отзывчивости"...

Конспект занятия по оригами в подготовительной группе с детьми 6-7 лет.

Конспект занятия по оригами в подготовительной группе с детьми 6-7 лет.Задача: сформировать навык складывания фигурок на основе базовой формы «воздушный змей».Закрепить умение работать с черчежом.Восп...

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Речевички» на тему: «Мой город». план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе для детей с речевыми нарушениями «Зима в городе» план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе для детей с  речевыми нарушениями на тему: «Зима в городе»Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, проду...

Конспекты занятий для старшей и подготовительной группы по программе «Вариативность проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста для формирования двигательной активности как базового аспекта здорового образа жизни »

Конспекты занятий содержат игровую мотивацию, на основе которой строится содержание  занятия. А также представлены разные формы проведения занятий, с учетов возрастных психофизических особенносте...