"Дикие животные наших лесов"
план-конспект занятия по развитию речи

Харитонова Елена Валентиновна

Конспект занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass._zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ»

Цель: закрепить знание детей о диких животных средней полосы.

Задачи:

• Познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни диких животных.

• Учить выделять отличительные признаки диких животных, правильно выражать свои мысли.

• Создать условия для речевой деятельности детей посредством игр, игровых упражнений, создания предметной среды по теме занятия.

• Развивать связную речь, совершенствование грамматического строя речи, учить составлять небольшой рассказ по опорным картинкам.

• Закрепить умение детей в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

• Познакомить с профессией – «лесник».

• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

  Предварительная работа с детьми.

1. Беседы.

2. Чтение художественной литературы.

3. Отгадывание и придумывание загадок о животных.

4. Дидактические игры: «Кто где живет?», «Чей детеныш?».

5. Рассматривание иллюстраций, картин о диких животных.

6. Заучивание стихов.

7. Рисование, работа с трафаретами.

     8. Подвижные игры: «У медведя во бору», «Зайка серенький».

 Материалы и оборудование: схема для составления описательного рассказа, картинки с изображением животных леса, их детёнышей, пищи, которую употребляют животные, их жилища, осенние листочки, иллюстрации осеннего леса, листы бумаги с заданием, карандаши; музыка осеннего леса.

Ход занятия.

Группа украшена  разноцветными, осенними листочками, картинками с изображением грибов, гроздьями рябины, калины, желудями, орехами. Иллюстрациями осеннего леса.

Вводная часть:

Воспитатель подзывает детей к себе, показывает картинку сороки, которую прикрепляет на магнитную доску и обращает внимание детей на конверт, который также крепится на магнитную доску.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетела  сорока и письмо  принесла.  А в этом письме нас пригласили в лес осенний погулять. Принимаем приглашение?

Дети отвечают.

Воспитатель: Тогда в путь. В лес осенний мы пойдём, много листьев соберём. Поиграем со зверями, со зверями – малышами. Познакомимся с лисёнком, медвежонком и бельчонком. Все они расскажут нам, где живут и что едят.

Воспитатель: Ребята, посмотрите,  сколько вокруг нас красивых листочков. Давайте их соберём. Только у каждого ребёнка должно быть по одному листочку.

Дети ходят по группе и собирают осенние листочки, которые лежат в разных игровых зонах группы.

Воспитатель: Все  нашли листочки? (дети отвечают). Хорошо. Давайте поиграем с листочками.

Дидактическая  игра  «Найди свою пару».

Дети встают в пару с тем ребёнком, у которого такой же листочек и поднимают вверх свои листочки.

Воспитатель: Вот подул осенний ветер и листочки разлетелись. (дети разбегаются в разные стороны). Ветер стих. И каждый листочек нашёл свою пару. (дети должны встать с тем ребёнком, у которого такой же листочек). Взялись за руки ребята и немного покружились. Ветер вновь подул сильнее и листочки разлетелись. (игра повторяется 2-3 раза).

Основная часть:

      Воспитатель: Мы хорошо  с вами поиграли, а теперь  садитесь на пенечки…. И послушайте загадки про того, кого мы сможем встретить в лесу.

      Воспитатель читает загадки:

Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек?

(Белка)

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост — ее краса.

Этот зверь лесной —(лиса)

Он коричневый, лохматый.

Угадайте-ка, ребята,

Кто, построив теплый дом,

Спит всю зиму в доме том?

(Медведь)

Длинные уши, зовется косой,

Очень боится быть пойман лисой,

Скачет, петляет, но это не танец,

Так удирает от хищников .. (Заяц)

Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный? (Волк)

-Молодцы, ребята, правильно все загадки отгадали! А сейчас нам нужно рассказать об этих животных, давайте опишем их.

Детям предлагается схема. (Кто это? Цвет окраски, части тела. Чем покрыт? Чем питается? Жилище, что делает зимой? Какую пользу приносит человеку)

-А как вы думаете, про каких животных мы с вами отгадали загадки? Правильно про диких. А почему они так называются? Конечно, потому что они живут в лесу и у каждого из них есть свой дом, как и у людей. Давайте сейчас поиграем.

Воспитатель предлагает игру “Чей домик”. На столах у детей предметные картинки с изображением диких животных. Педагог показывает жилище животного, дети поднимают карточку с диким животным, которое живёт в этом жилище.

Воспитатель задает вопросы детям.

Где живёт медведь? (В берлоге)

Где живёт волк? (В логове)

Где живёт белка? (В дупле.)

Где живут лиса? (В норах.)

Где живёт заяц? (Под кустом.)

Воспитатель хвалит детей за правильные ответы.

-Отлично вы и с этим заданием справились.

Воспитатель: - Вы устали? Давайте немного отдохнем.

Физминутка  «Теремок»

В чистом поле теремок

Был ни низок, не высок (присели, встали,руки вытянуты)

Звери разные там жили,

Жили дружно, не тужили (поклон)

Там и мышка (руки перед собой на носочках)

И лягушка (присели)

Зайчик (прыжки)

С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком»)

Серый волк – зубами щелк (показали руками «пасть»)

В дружбе знали они толк (поклон)

Но набрел на теремок

Мишка косолапый (изобразить мишку)

Раздавил он теремок

Своей огромной лапой (кулачок об кулачок)

Звери очень испугались,

Поскорее разбежались (бег на месте)

А потом собрались снова

Чтоб построить терем новый (сели на стульчики)

 

Воспитатель: Пришли на полянку мамы диких животных позвать на обед своих малышей - ну их не нашли. Опечалились мамы - что делать?

Ребята, давайте поможем мамам найти своих малышей.

Дидактическая игра: «Найди свою маму».

Воспитатель:  Ребята, возьмите листочки, на которых нарисованы детеныши и их мамы. Карандашом соедините маму со своим малышом. Дети выполняют задание.

Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают:

Мама лиса – детёныш …. лисёнок

Мама медведица – детёныш…. медвежонок

Мама зайчиха – детёныш…. зайчонок

Мама белка – детёныш…. бельчонок

Мама лосиха – детёныш…. лосёнок

Мама ежиха – детёныш…. ежонок

Мама волчица – детёныш…. волчонок

Воспитатель: Молодцы ,ребята, все правильно ответили и справились с задание. Так, с вашей помощью мамы нашли своих деток. Теперь им пора обедать. А что любят есть зайчата? Бельчата? Медвежата? И т. д.

Дети отвечают.

Воспитатель: Возьмите по одной картинке любого дикого животного. Пойдёмте по лесу и поищем еду для каждого животного, которого вы выбрали.

Дети идут по группе и собирают картинки с изображением шишек, желудей, грибов, веточек, орехов и т. д.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что вы собрали.

Дидактическая игра: «Кто, что ест?»

Дети показывают, что собрали и рассказывают, какое дикое животное это едят.

Воспитатель: Молодцы, правильно. И с этим заданием справились хорошо. Ребята, скажите пожалуйста, как вы думаете, кто может помогать диким животным в лесу. (ответы детей). Да, вы правы, люди могут помогать диким животным. Если мы гуляем по лесу, собираем грибы и ягоды, то нужно быть осторожным- не кричим, не ломаем ветки, не разрушаем муравейники и гнёзда. Не разжигаем костры. А если мы сели покушать, то мусор не оставляем, а уносим с собой.

Воспитатель: За порядком в нашем доме следит мама или бабушка, за порядком в нашей группе следит помощник воспитателя. А кто в лесу следит за порядком?

Дети отвечают.

Воспитатель: За порядком в лесу следит один или несколько человек. Эти люди работают в лесу и их профессия называется - лесник. Сейчас, я расскажу вам о профессии лесника. (рассказывая о профессии лесника, воспитатель показывает детям картинки, связанные с работой лесника и крепит их на магнитную доску).

Лесник - это человек, который живёт и работает в лесу. И профессия его называется – лесничий. Он главный человек в лесу. Лесник сторож, хранитель и защитник леса. У него есть свой участок леса, за который он отвечает. Лесник постоянно осматривает свой лес, наводит там порядок. Он знает, где и как растут деревья, какие из них можно рубить, а какие надо лечить. Знает почти всех обитателей леса, знает их повадки и их особенности. Если какое-то животное попало в беду, лесник поможет ему выбраться из этой беды. А если лесной житель ранен, лесник его возьмёт домой вылечит и опять отпустит на волю - в лес. Ведь для многих птиц и зверей лес - это родной дом. Лесник охраняет лес от пожаров, следит, чтобы в лесу не было мусора, заготавливает грибы, ягода, маленькие веточки, траву. Ребята, а как вы думаете. Зачем лесник это всё заготавливает? (дети отвечают). Правильно, чтобы лесным жителям зимой легче было пережить холодную, голодную зиму. Лесник живёт в лесу, в домике, которая называется «сторожка». Профессия лесника – одна из самых важных и нужных профессий. Эта очень интересная работа. Она не только интересная, но и познавательная, постоянно можно узнавать, что то нового.

Итог НОД

Воспитатель: Вот и подошла наша прогулка к концу. Ребята, вам понравилось гулять в осеннем лесу? (дети отвечаю). Да мне тоже понравилось. А, что вы узнали нового? (дети отвечают). Хорошо, вы многое запомнили. Молодцы! Давайте попрощаемся с осенним лесом  и будем возвращаться  в группу- наше путешествие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Путешествие в заколдованный лес » Конспект занятия по развитию речи Лексическая тема: « Дикие животные наших лесов и их детеныши»(подготовительная к школе группа для с ОНР)

« Путешествие в заколдованный лес ».Лексическая тема: Дикие животные наших лесов и их детеныши. Коррекционно-образовательные цели.Расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные».Образов...

Перспективное планирование на неделю по теме: "Царство животных - дикие животные наших лесов"

Планирование по теме: "Царство животных - дикие животные наших лесов" на неделю в подготовительной группе...

Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР, 3 уровнем речевого развития в подготовительной группе детского сада. Лексическая тема: Дикие животные наших лесов. «Чудеса в волшебном лесу».

Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе детского сада. Лексическая тема: Дикие животнвые наших лесов....