Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук»
тренажёр по развитию речи (средняя группа)

Гордеева Лиля Хажмухаметовна

Дидактические игры и упражненияв в средней группе  для освоения действий интонационного выделения звука в слове, дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков, развития умения определять первый звук в слове, подбирать слова с заданным звуком и для  развития произвольного движения пальцев рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               Гордеева Лиля Хажмухаметовна

                                      МАДОУ городского округа Саранск

 «Центр развития ребенка – детский сад № 46»

Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе

 «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук»

Дид. игра «Отгадай, что звучит»

 Цель: Развивать слуховое внимание.

 Ход: Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и т. д. Предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук.

Дид. игра «Угадай, что делать»

 Цель: Развивать слуховое внимание.

 Ход: Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими. Если тихо - держит руки на коленях. (Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырех раз).

 Дид. игра «Где позвонили»

 Цель: Развивать слуховое внимание.

 Ход: Ребенок закрывает глаза, а взрослый встает слева, справа, позади и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление

Дид. игра «Так ли это звучит?»

 Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.

 Ход: Педагог предлагает ребенку разложить картинки в 2 ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых сходно звучат. Когда картинки будут разложены, педагог и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов.

Дид. игра «А что у вас?»

 Цель: Продолжать учить детей измерять длину слова.

 Ход: Воспитатель называет слово (показывает картинку или игрушку), дети прохлопывают это слово и в соответствии с этим поднимают полоску длинную или короткую.

Дид. игра «Том и Тим»

 Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки.

 Ход: Педагог предлагает рассмотреть гномиков и найти отличия. Дети определяют первый звук заданного слова и соответствии с этим кладут картинку одному из гномов. Например: если первый звук - твердый согласный, то картинку большому гному.

Дид. игра «Доскажи словечко»

 Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука [р]. Развивать слуховое внимание.

 Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает звуки в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра - ра - ра – начинается иг (ра).

Ры – ры - ры—у мальчика ша (ры).

Арь – арь - арь—на стене висит фо (нарь) .

Дид. игра «Что делает? »

 Цель: Показать детям, что слова бывают разные и звучат они по-разному.

 Ход: Воспитатель показывает игрушку (картинку, предлагает детям сказать, что делает этот предмет). Воспитатель обращает внимание детей на то, как много есть разных слов, что звучат они по-разному.

Дид. игра «Веселый мяч»

 Цель: Развивать речевое внимание детей, артикуляционный аппарат.

 Ход: Воспитатель говорит: «У меня веселый мяч. Он умеет смеяться: ха-ха-ха, хи-хи-хи. » (Дети повторяют.)  «Если играет девочка, то мяч смеется: ха-ха-ха. Если играет мальчик, мяч смеется: хи-хи-хи. Когда мяч падает, дети говорят: ах-ох». Я буду бросать вам мяч. Вы должны поймать его, посмеяться и перебросить мяч мне. Если он упадет, то все скажите: ах-ох ». Затем мальчики и девочки меняются местами.

Дид. игра «Ветер – ветерок»

 Цель: Развивать речевое внимание, голосовой аппарат детей.

 Ход: Сильный ветер раскачивает деревья и громко шумит: «Ши-ши-ши» (Дети вместе с воспитателем поднимают руки вверх, сильно ими раскачивают и произносят звуки.) Ветерок раскачивает травку и тихо поет: «Ш-ш-ш». (Дети приседают, раскачивают руками и тихо произносят звуки) Воспитатель в произвольном порядке 6-8 раз говорит «Ветер», «Ветерок», а дети выполняют соответствующие движения.

Дид. игра «Чья песенка»

 Цель: Развивать фонематический слух детей.

 Ход: Перед детьми на фланелеграфе висят 2 картинки (большой и маленький комар). Воспитатель предлагает ребенку взять предметную картинку, выделить звук [з] или [з'], поставить картинку возле соответствующего комара.

Дид. игра «Моторчики»

 Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.

 Ход: Воспитатель называет разные слова. Дети стоят в кругу и передают мяч по кругу на каждое слово. Если дети услышат песенку большого моторчика [р], перебрасывают мяч воспитателю. Потом перебрасывают мяч, когда в слове услышат звук [р'].

Дид. игра «Звуковые часы»

 Цель: Учить детей определять первый звук в слове.

 Ход: Педагог, установив, стрелку напротив картинки предлагает, интонационно выделить первый звук в этом слове, назвать его.

Дид. игра «Птица с птенцами»

 Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки.

 Ход: Воспитатель называет твердый согласный звук, а ребенок мягкий согласный звук.

Дид. игра «Веселые картинки»

 Цель: Учить детей дифференцировать в словах звуки [ш] и [ж].

 Ход: Дети берут из корзинки предметные картинки, называют слово и определяют, какой в нем слышится звук: [ш] или [ж].

Дид. игра «Вьюга»

 Цель: Развивать силу голоса детей.

 Ход: Воспитатель показывает иллюстрацию вьюги. Издает звук [у] – песня вьюги. Если педагог говорит: «Вьюга начинается». Дети тихо произносят звук [у]. «Вьюга сильная» - произносят громко. «Вьюга кончается» - произносят тише. «Вьюга затихла» - замолкают.

Дид. игра «Комары и жуки»

 Цель: Учить детей диффернцировать звуки [з] и [ж].

 Ход: Педагог делит детей на 2 группы: жуки и комары. Один из детей сова. По сигналу педагога «Комары летят, комары гудят» дети – «комары» вылетают и гудят [з-з-з]. По сигналу педагога вылетают жуки [ж-ж-ж]. Сова: «Я – сова, большая голова, на суку сижу, во все стороны гляжу, жуков, комаров ловлю. Лечу  ». На слово «лечу» ребенок «сова» делает взмах руками, как крыльями и ловит детей.

Дид. игра «Закончи фразу»

 Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.

 Ход: Воспитатель предлагает детям послушать двустишие и закончить фразу.

 «Не послушал зайка папу,

 Отдавили зайке (лапу) »

 «Дети в скверике сидели

 И мороженое (ели) »

 «А возле этой елки

 Бродили злые (волки) ».

 «Часто к озеру напиться

 Ходит рыжая (лисица) ».

 «Стала жаба важно квакать:

 -- Ква-ква-ква, не надо (плакать) ».

 «Мы не ели, мы не пили

 Бабу снежную (лепили) ».

 «Я не бегаю к врачу,

 Я сама его (лечу) ».

 «Вдруг небо тучей затянуло,

 Из тучи молния (сверкнула) ».

 «Я сегодня сбилась с ног,

 У меня пропал (щенок) ».

 «Как у нашей дочки

 Розовые (щечки) ».

 «Лучше мама не пищи,

 Ты мне няньку (поищи) ».

Дид. игра «Большие и маленькие комары»

 Цель: Учить детей различать на слух звуки [з] и [з'] в словах.

 Ход: Дети делятся на 2 группы: одна – большие комары, вторая – маленькие комары. В зависимости от того чья песенка (в исполнении воспитателя) слышится в слове, та группа детей «летает», как комары.

 Образец: зонт, земля, зебра, заяц, зеркало, золото, зима и другие.

Дид. игра «Кто внимательный»

 Цель: Развивать умение детей различать звуки [з] и [с].

 Ход: Педагог показывает предметные картинки, в названии которых слышатся звуки [з] или [с]. Педагог интонационно выделяет заданные звуки. Дети произносят тот звук, который услышали.

Дид. игра «Скворечники для птиц»

 Цель: Учить детей измерять длину слов.

 Ход: Воспитатель показывает детям 3 скворечника (на каждом из них разное количество окон от 1-3). Дети измеряют длину слова, и в соответствии с количеством слогов распределяют птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и упражнений во второй младшей группе «Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук»

Картотека дидактических игр и упражнений во второй младшей группе «Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук»...

Конспект занятия по направлению «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук» в средней группе

Конспект занятия по направлению «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук» в средней  группе Тема: «Братцы-звуки»....

Конспект занятия по развитию ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук в средней группе.

Цель: - освоение действия интонационного выделения звука в слове;Задачи: - развивать  умения подбирать слова с заданным звуком...

Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе: «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук»

Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе: «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук»Дид. игра "Отгадай, что звучит" Цель: Развивать ...

Картотека дидактических игр и упражнений во средней группе «Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук»

Картотека дидактических игр и упражнений  во средней группе  «Введение в звуковую действительность и  развитие произвольных движений рук»...

Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе: «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук»

Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе: «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук»...