Организация центра развития речи в группах детского сада
методическая разработка по развитию речи

Малиновская Зинаида Ивановна

 

«ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА»

 

Овладение речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача организации развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Речевое развитие ребенка дошкольного возраста зависит:

  • от личности самого ребенка;
  • от обучающего его взрослого;
  • от созданных условий развития (развивающая предметная среда).

Требования к педагогу в аспекте речевого развития дошкольника:

  1. Культура речи как образца для ребенка:
  • грамотность, правильность, отсутствие лишних слов, повторов и т.д.;
  • художественность речи, наличие в ней образных слов, красочных эпитетов;
  • интонационная и эмоциональная выразительность.
  1. Активная позиция педагога к развитию речи детей:
  • побуждать детей к общению между собой и со взрослым;
  • предоставлять ребенку возможность высказаться.
  1. Заинтересованность педагога результатами работы.

 

Предметная среда как фактор успешного речевого развития:

Для развития речи дошкольников необходима организация нескольких центров, стимулирующих речевую активность детей. Это книжный уголок, театральный уголок и речевой уголок.

1. Книжный уголок.

Цель: младший возраст - воспитание интереса к книге, развитие стремления к общению; старший возраст – воспитание духовной культуры через книгу, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Требования к книжному уголку:

  1. Хорошая освещенность: естественная (окно) или искусственная (дополнительные светильники).
  2. Наличие в уголке свободного от книг и пособий стола, доступного для деятельности детей (рассматривания книг, иллюстраций, пособий).
  3. Оформление и размещение книг в уголке:

Оформление – книжный уголок оформлен в виде витрины, где расположены книги.

  • в младшем дошкольном возрасте при оформлении книжного уголка необходимо использовать игровую мотивацию (Н: домик, поезд …);
  • в старшем дошкольном возрасте книги располагаются на стеллажах, полках и т.д..

Количество

  • Младшая группа – 5-6 книг;
  • Средняя группа – 6-7 книг;
  • Старшая группа – 8-10 книг;
  • Подготовительная группа – до 12 книг.

Перегружать книжный уголок книгами не следует.

В уголке должны быть представлены книги разные по тематике, внешнему виду и назначению.

Тематика – в книжном уголке выделяются следующие рубрики:

  • «Я» - книги о ребенке (как я устроен, откуда я пришел, мое имя, моя семья, мои друзья, что я чувствую и другая познавательная литература, а также рассказы и стихи о детях Н. Носова, В. Драгунского, А. Барто в зависимости от возраста детей.
  • «Природа» - познавательные и художественные произведения, тема которых определяется лексическим темам прошлого и настоящего месяца (Н: сезон – стихи, проза, загадки, приметы, пословицы, поговорки; животные – стихи, познавательная литература, загадки, художественные произведения – сказки, рассказы, басни; растения, птицы – аналогично; Вселенная – познавательная литература о водном пространстве, о материках, о космосе, описание леса, поля, радуги, грозы и так далее). Наиболее рационально отобрать одну тему для работы в книжном уголке на месяц (Н: «Осень», «Как животные готовятся к зиме», «Наша планета – Земля»).
  • «Общество» - книги о городе, России, труде взрослых, транспорте, изобретениях, то есть книги реализующие одно из направлений ГОС «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Здесь также представляются книги о взаимоотношениях между людьми, направленные на воспитание нравственных чувств и духовных ценностей. На каждый месяц отбираются книги, отражающие одну из запланированных для изучения лексических тем (Н: «Наш город», «Транспорт»).
  • «Предметное окружение ребенка» - научно-познавательная литература, художественная, стихи, потешки, пословицы, поговорки, загадки, сказки.
  • «Мир сказки» - представлено несколько сказок. Одна из них проработана полностью, остальные могут быть на разных этапах проработки.

Этапы работы над сказкой:

  • прочитать;
  • рассмотреть иллюстрации;
  • пересказать;
  • показать на фланелеграфе;
  • прорисовать сюжет или героев;
  • драматизировать с помощью различных видов театральной атрибутики (настольно-плоскостной, пальчиковый, теневой, кукольный, с использованием костюмов и так далее);
  • Изготовить поделки, декорации к сказке вместе с детьми из природного, бросового материала, бумаги;
  • Изготовлены книжки-самоделки, дидактические игры, настольно-печатные и другие игры по сказке.

Книги в книжном уголке должны быть хорошо известны детям, соответствовать лексическим темам месяца (то есть планированию), соответствовать интересам детей: должны предлагаться книги для мальчиков и для девочек, а также любимые книги для конкретного ребенка. С целью изучения интереса детей в старшем дошкольном возрасте 2-3 раза в год проводится опрос «Мы любим читать».

Фамилия, имя ребенка.

Сказки

Фантастика

О природе

Исторические

О труде взрослых

Другие (указать)

 

 

 

 

 

 

 

(В опросе применяют не надпись («сказки»), а картинку или символ, и дети с помощью педагога проставляют условные значки в тех графах, которые им интересны.)

Кроме книжного уголка – витрины возможно использовать библиотеку (в шкафу, на полке и т.д.), где хранятся все остальные книги. В обязательном порядке они классифицируются по жанрам и авторам, а также по темам на выбор педагога.

 

  1. Материалы по ознакомлению с произведениями выбранного автора
  • портрет писателя (поэта);
  • подборка произведений;
  • иллюстрации разных художников по этим произведениям;
  • рисунки детей по этим произведениям (из детских рисунков можно оформить книгу, использовать как атрибуты для театральной деятельности) или использовать для дидактических игр типа «Я начну, а ты продолжи», «Что сначала, что потом», «Что не так», «Что было бы если бы …», сами изображения героев можно вырезать и использовать для работы (Н: из какого произведения, кто автор этих героев и так далее), а так же они могут быть использованы для дидактических игр (Н: «Найди домик герою», «Что было бы если бы эти герои встретились?», «Что не так», «Что объединяет и прочее);
  • поделки детей;
  • атрибуты для драматизации и театральной деятельности;
  • дидактические и настольно-печатные игры;
  • кроссворды, ребусы, логические игры;
  • подборка пословиц, поговорок, стихов, отрывков из произведений или о произведениях, о героях;
  • подборка упражнений на эмоции и чувства;
  • персонажи в интерьере группы (если возможно и нужно);
  • книжки-самоделки;
  • конспекты литературных викторин, вечеров поэзии, тематических музыкально-литературных композиций, посвященных автору;
  • рекомендации для родителей: как беседовать с ребенком о прочитанном, как знакомить с автором.

Материалы могут быть оформлены в виде выставки и периодически (на неделю) появляться в уголке книги, в остальное время они хранятся отдельно в папке или коробке.

 

  1. Иллюстрации художников к представленным книгам
  2. Наличие иллюстративного материала к лексическим темам:
Все иллюстрации должны быть красочны и эстетически оформлены (возможно оформление тематических папок с иллюстрациями).

К иллюстративному материалу подбираются малые формы фольклора.

  1. Располагают фотоальбомы.
  2. Располагают ТСО и пособия для работы с ними.
  3. Наличие алгоритмов по работе с книгой:
  • «Береги книгу» (Н: вымыть руки – взять книгу с полки – сесть за стол – не рвать – положить на место);
  • «Книжкина больница» (как отремонтировать книгу).
  1. Рисунки и поделки детей по прочитанным книгам. Книжки-самоделки.
  2. Журналы и газеты для детей.

 

2. Театральный уголок

Цель: младший возраст – развитие умений эмоционального воспроизведения литературного текста и отношения к нему;

старший возраст – развитие речевого творчества и речевого общения.

  1. Располагают рядом с книжным уголком.
  2. Наличие ширм (настольных и в рост ребенка), ковролинов, игровых сказочных атрибутов для драматизации и инсценировок: маски, костюмы, куклы на стержнях, напольные куклы, различных видов театра (пальчиковый, плоскостной, настольный, теневой, перчаточный и другие) и декораций к ним.
  3. Наличие настольно печатных и дидактических игр, направленных на лучшее ознакомление с содержанием литературных произведений.

- На боковой стороне всех коробок с играми для читающих детей должна быть надпись с названием игры, а для не читающих – иллюстрация, картинка.

  1. Наличие куклы-«говорунчика» для отработки диалогической речи. Здесь же должны быть альбомы с примерными диалогами (Н: «Беседы с говорунчиком», «Незнайкины разговоры»). Альбомы необходимо заполнять печатными буквами, не от руки.

 

3. Речевой уголок

Цель: - развитие словарного запаса, грамматически правильной речи, звуковой культуры речи, связной речи, развитие умений конструировать слова при помощи соответствующих игр и упражнений.

Необходимо выписать на месяц задачи развития речи (словарь, грамматика, ЗКР, связная речь, грамота) и подобрать соответствующие игры и упражнения в этот уголок.

 

Примерный перечень пособий в речевом уголке:

Наглядные материалы:

Младший и средний возраст: плакаты, иллюстрации («Овощи и фрукты», «Посуда», «Одежда», «Профессии», «Животные и их детёныши», «Спецтехника», «Буквы» и др.), карточки с изображением эмоций, персонажей сказок и т. д.
Старший возраст: схемы и мнемотаблицы по артикуляционной и пальчиковой гимнастике, плакаты по составу слова («Гласные и согласные звуки», «Деление на слоги»).

 

Материалы для сенсорного развития:

Младший возраст: игрушки с различными наполнителями, книжки-шуршалки/пищалки, безопасные бизиборды и коврики, сортеры.

Средний возраст: фигурная мозаика (деревянная), паззлы из крупных элементов.

Старший возраст: магнитная мозаика, доски со шнуровкой, конструктор.

Предметы для развития дыхания:

Младший возраст: свистки, дудочки, трубочки, рожки, вертушки.

Средний возраст: теннисные мячики, ватные шарики, кораблики

Старший возраст: аэробол, мыльные пузыри, воздушные шарики.

Дидактические материалы:

Младший возраст: тематические альбомы с картинками, мягкие и деревянные кубики с изображением животных, фруктов, овощей.

Средний возраст: сборники сказок, стихотворений и рассказов с иллюстрациями, кубики с буквами и слогами, магнитные картинки и азбука, карточки для дидактических игр («Сложи картинку», «Составь сюжет сказки из эпизодов», «Распредели по парам» и др.).

Старший возраст: сборники скороговорок и загадок, настольно-печатные игры (буквенное домино, лото со словами и картинками).

 

Для работы по формированию грамматически правильного строя речи и словообразования необходимо иметь целый набор разнообразных игр и упражнений, сопровождающихся иллюстративным материалом.

Для формирования и развития способностей ребенка к сочинительству, формирования словесного творчества ребенка необходимо иметь  различные пособия, игры, предметы, побуждающие детей к речевому творчеству. Должны присутствовать продукты речевого творчества детей.

  1.  «Волшебный сундучок» с обычными и необычными предметами для их последующего рассматривания и описания детьми.
  • рассматривание предмета;
  • обследовательская деятельность;
  • «Как он сюда попал?», «Что могло с ним приключиться?».
  1. «Копилка загадок» (опускают загадки, придуманные детьми).
  2. Альбомы «сочиняек».
  3. «Волшебная книга»
  • добавлялки;
  • объяснялки.
  1. «Зашифрованные стихи».
  2. Словарики по темам.

 

Не обязательно использовать вышеперечисленные пособия, главное – это побуждать детей к речевому общению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА»

Овладение речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача организации развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Речевое развитие ребенка дошкольного возраста зависит:

  • от личности самого ребенка;
  • от обучающего его взрослого;
  • от созданных условий развития (развивающая предметная среда).

Требования к педагогу в аспекте речевого развития дошкольника:

  1. Культура речи как образца для ребенка:
  • грамотность, правильность, отсутствие лишних слов, повторов и т.д.;
  • художественность речи, наличие в ней образных слов, красочных эпитетов;
  • интонационная и эмоциональная выразительность.
  1. Активная позиция педагога к развитию речи детей:
  • побуждать детей к общению между собой и со взрослым;
  • предоставлять ребенку возможность высказаться.
  1. Заинтересованность педагога результатами работы.

Предметная среда как фактор успешного речевого развития:

Для развития речи дошкольников необходима организация нескольких центров, стимулирующих речевую активность детей. Это книжный уголок, театральный уголок и речевой уголок.

1. Книжный уголок.

Цель: младший возраст - воспитание интереса к книге, развитие стремления к общению;

старший возраст – воспитание духовной культуры через книгу, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Требования к книжному уголку:

  1. Хорошая освещенность: естественная (окно) или искусственная (дополнительные светильники).
  2. Наличие в уголке свободного от книг и пособий стола, доступного для деятельности детей (рассматривания книг, иллюстраций, пособий).
  3. Оформление и размещение книг в уголке:

Оформление – книжный уголок оформлен в виде витрины, где расположены книги.

  • в младшем дошкольном возрасте при оформлении книжного уголка необходимо использовать игровую мотивацию (Н: домик, поезд …);
  • в старшем дошкольном возрасте книги располагаются на стеллажах, полках и т.д..

Количество

  • Младшая группа – 5-6 книг;
  • Средняя группа – 6-7 книг;
  • Старшая группа – 8-10 книг;
  • Подготовительная группа – до 12 книг.

Перегружать книжный уголок книгами не следует.

В уголке должны быть представлены книги разные по тематике, внешнему виду и назначению.

Тематика – в книжном уголке выделяются следующие рубрики:

  • «Я» - книги о ребенке (как я устроен, откуда я пришел, мое имя, моя семья, мои друзья, что я чувствую и другая познавательная литература, а также рассказы и стихи о детях Н. Носова, В. Драгунского, А. Барто в зависимости от возраста детей.
  • «Природа» - познавательные и художественные произведения, тема которых определяется лексическим темам прошлого и настоящего месяца (Н: сезон – стихи, проза, загадки, приметы, пословицы, поговорки; животные – стихи, познавательная литература, загадки, художественные произведения – сказки, рассказы, басни; растения, птицы – аналогично; Вселенная – познавательная литература о водном пространстве, о материках, о космосе, описание леса, поля, радуги, грозы и так далее). Наиболее рационально отобрать одну тему для работы в книжном уголке на месяц (Н: «Осень», «Как животные готовятся к зиме», «Наша планета – Земля»).
  • «Общество» - книги о городе, России, труде взрослых, транспорте, изобретениях, то есть книги реализующие одно из направлений ГОС «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Здесь также представляются книги о взаимоотношениях между людьми, направленные на воспитание нравственных чувств и духовных ценностей. На каждый месяц отбираются книги, отражающие одну из запланированных для изучения лексических тем (Н: «Наш город», «Транспорт»).
  • «Предметное окружение ребенка» - научно-познавательная литература, художественная, стихи, потешки, пословицы, поговорки, загадки, сказки.
  • «Мир сказки» - представлено несколько сказок. Одна из них проработана полностью, остальные могут быть на разных этапах проработки.

Этапы работы над сказкой:

  • прочитать;
  • рассмотреть иллюстрации;
  • пересказать;
  • показать на фланелеграфе;
  • прорисовать сюжет или героев;
  • драматизировать с помощью различных видов театральной атрибутики (настольно-плоскостной, пальчиковый, теневой, кукольный, с использованием костюмов и так далее);
  • Изготовить поделки, декорации к сказке вместе с детьми из природного, бросового материала, бумаги;
  • Изготовлены книжки-самоделки, дидактические игры, настольно-печатные и другие игры по сказке.

Книги в книжном уголке должны быть хорошо известны детям, соответствовать лексическим темам месяца (то есть планированию), соответствовать интересам детей: должны предлагаться книги для мальчиков и для девочек, а также любимые книги для конкретного ребенка. С целью изучения интереса детей в старшем дошкольном возрасте 2-3 раза в год проводится опрос «Мы любим читать».

Фамилия, имя ребенка.

Сказки

Фантас-тика

О природе

Истори-ческие

О труде взрослых

Другие (указать)

(В опросе применяют не надпись («сказки»), а картинку или символ, и дети с помощью педагога проставляют условные значки в тех графах, которые им интересны.)

Кроме книжного уголка – витрины возможно использовать библиотеку (в шкафу, на полке и т.д.), где хранятся все остальные книги. В обязательном порядке они классифицируются по жанрам и авторам, а также по темам на выбор педагога.

  1. Материалы по ознакомлению с произведениями выбранного автора
  • портрет писателя (поэта);
  • подборка произведений;
  • иллюстрации разных художников по этим произведениям;
  • рисунки детей по этим произведениям (из детских рисунков можно оформить книгу, использовать как атрибуты для театральной деятельности) или использовать для дидактических игр типа «Я начну, а ты продолжи», «Что сначала, что потом», «Что не так», «Что было бы если бы …», сами изображения героев можно вырезать и использовать для работы (Н: из какого произведения, кто автор этих героев и так далее), а так же они могут быть использованы для дидактических игр (Н: «Найди домик герою», «Что было бы если бы эти герои встретились?», «Что не так», «Что объединяет и прочее);
  • поделки детей;
  • атрибуты для драматизации и театральной деятельности;
  • дидактические и настольно-печатные игры;
  • кроссворды, ребусы, логические игры;
  • подборка пословиц, поговорок, стихов, отрывков из произведений или о произведениях, о героях;
  • подборка упражнений на эмоции и чувства;
  • персонажи в интерьере группы (если возможно и нужно);
  • книжки-самоделки;
  • конспекты литературных викторин, вечеров поэзии, тематических музыкально-литературных композиций, посвященных автору;
  • рекомендации для родителей: как беседовать с ребенком о прочитанном, как знакомить с автором.

Материалы могут быть оформлены в виде выставки и периодически (на неделю) появляться в уголке книги, в остальное время они хранятся отдельно в папке или коробке.

  1. Иллюстрации художников к представленным книгам
  2. Наличие иллюстративного материала к лексическим темам:

Все иллюстрации должны быть красочны и эстетически оформлены (возможно оформление тематических папок с иллюстрациями).

К иллюстративному материалу подбираются малые формы фольклора.

  1. Располагают фотоальбомы.
  2. Располагают ТСО и пособия для работы с ними.
  3. Наличие алгоритмов по работе с книгой:
  • «Береги книгу» (Н: вымыть руки – взять книгу с полки – сесть за стол – не рвать – положить на место);
  • «Книжкина больница» (как отремонтировать книгу).
  1. Рисунки и поделки детей по прочитанным книгам. Книжки-самоделки.
  2. Журналы и газеты для детей.

2. Театральный уголок

Цель: младший возраст – развитие умений эмоционального воспроизведения литературного текста и отношения к нему;

старший возраст – развитие речевого творчества и речевого общения.

  1. Располагают рядом с книжным уголком.
  2. Наличие ширм (настольных и в рост ребенка), ковролинов, игровых сказочных атрибутов для драматизации и инсценировок: маски, костюмы, куклы на стержнях, напольные куклы, различных видов театра (пальчиковый, плоскостной, настольный, теневой, перчаточный и другие) и декораций к ним.
  3. Наличие настольно печатных и дидактических игр, направленных на лучшее ознакомление с содержанием литературных произведений.

- На боковой стороне всех коробок с играми для читающих детей должна быть надпись с названием игры, а для не читающих – иллюстрация, картинка.

  1. Наличие куклы-«говорунчика» для отработки диалогической речи. Здесь же должны быть альбомы с примерными диалогами (Н: «Беседы с говорунчиком», «Незнайкины разговоры»). Альбомы необходимо заполнять печатными буквами, не от руки.

3. Речевой уголок

Цель: - развитие словарного запаса, грамматически правильной речи, звуковой культуры речи, связной речи, развитие умений конструировать слова при помощи соответствующих игр и упражнений.

Необходимо выписать на месяц задачи развития речи (словарь, грамматика, ЗКР, связная речь, грамота) и подобрать соответствующие игры и упражнения в этот уголок.

Примерный перечень пособий в речевом уголке:

Наглядные материалы:

Младший и средний возраст: плакаты, иллюстрации («Овощи и фрукты», «Посуда», «Одежда», «Профессии», «Животные и их детёныши», «Спецтехника», «Буквы» и др.), карточки с изображением эмоций, персонажей сказок и т. д.
Старший возраст: схемы и мнемотаблицы по артикуляционной и пальчиковой гимнастике, плакаты по составу слова («Гласные и согласные звуки», «Деление на слоги»).

Материалы для сенсорного развития:

Младший возраст: игрушки с различными наполнителями, книжки-шуршалки/пищалки, безопасные бизиборды и коврики, сортеры.

Средний возраст: фигурная мозаика (деревянная), паззлы из крупных элементов.

Старший возраст: магнитная мозаика, доски со шнуровкой, конструктор.

Предметы для развития дыхания:

Младший возраст: свистки, дудочки, трубочки, рожки, вертушки.

Средний возраст: теннисные мячики, ватные шарики, кораблики

Старший возраст: аэробол, мыльные пузыри, воздушные шарики.

Дидактические материалы:

Младший возраст: тематические альбомы с картинками, мягкие и деревянные кубики с изображением животных, фруктов, овощей.

Средний возраст: сборники сказок, стихотворений и рассказов с иллюстрациями, кубики с буквами и слогами, магнитные картинки и азбука, карточки для дидактических игр («Сложи картинку», «Составь сюжет сказки из эпизодов», «Распредели по парам» и др.).

Старший возраст: сборники скороговорок и загадок, настольно-печатные игры (буквенное домино, лото со словами и картинками).

Для работы по формированию грамматически правильного строя речи и словообразования необходимо иметь целый набор разнообразных игр и упражнений, сопровождающихся иллюстративным материалом.

Например: игра на образование приставок

При-

У-

За-

Пере-

Под-

Про-

ехать

Для формирования и развития способностей ребенка к сочинительству, формирования словесного творчества ребенка необходимо иметь  различные пособия, игры, предметы, побуждающие детей к речевому творчеству. Должны присутствовать продукты речевого творчества детей.

  1.  «Волшебный сундучок» с обычными и необычными предметами для их последующего рассматривания и описания детьми.
  • рассматривание предмета;
  • обследовательская деятельность;
  • «Как он сюда попал?», «Что могло с ним приключиться?».
  1. «Копилка загадок» (опускают загадки, придуманные детьми).
  2. Альбомы «сочиняек».
  3. «Волшебная книга»
  • добавлялки;
  • объяснялки.
  1. «Зашифрованные стихи».
  2. Словарики по темам.

Не обязательно использовать вышеперечисленные пособия,
главное – это побуждать детей к речевому общению.

Консультацию составила З.И. Малиновская, старший воспитатель,

ГБДОУ детский сад № 50 Кировского района Санкт-Петербурга        Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речив подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей» (с использованием интерактивной доски)

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей» (с использованием интерактивной доски) поможет в реализации проекта &qu...

Оформление развивающих центров активности в подготовительной группе детского сада

В презентации представлены фото предметно-развивающей среды подготовительной группы....

Презентация "Организация центров развития речи в группах раннего возраста"

Презентация "Организация центров развития речи в группах раннего возраста"...

Организация центра песка и воды в детском саду

Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в детство не пропала. Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка ...

Оформление уголка развития речи в группах детского сада

В тексте статьи прописаны рекомендации и требования к оформлению речевого уголка в группах детского сада всех возрастов...

Статья по развитию речи. Старшая группа детского сада

В данной статье описаны методы влияния на развития речи детей в дошкольном образовании...

Развитие речи старшая группа детского сада

В старшей группе особое место занимают совершенствование фонетического слуха и дальнейшее развитие связной речи....