Составление описательного рассказа
материал по развитию речи

Иноземцева Наталия Александровна

Выступление на педагогическом совете "Составление описательного рассказа" с практической частью - фрагментом занятия в средней группе "Описание овощей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_no2.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете №2 от 23.11.2020

Иноземцева Н.А.

Составление описательного рассказа

В детских садах дошкольников учат следующим видам описательных рассказов:

- описанию игрушек и натуральных предметов;

- описанию картин.

1).  В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию:

        -  рассматривание игрушек;

        -  тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы;

        - использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней;

        -  рассказ воспитателя об игрушке.

        Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем возрасте.

        Важно отметить, что объектами описания могут быть любимые игрушки, домашние животные, животные уголка природы, новогодняя елка, костюмы персонажей детских праздников и т.д.

        В процессе обучения младших дошкольников объект описания целесообразно вносить в группу до занятия, чтобы дети имели возможность лучше рассмотреть его, коснуться руками, что позволяет не отвлекать ребят на занятии во время сообщения о нем.

        После занятия предмет можно оставить на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ним.

        

        В средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках.

        Методика обучению рассказу-описанию детей 4-леток такова

1. рассматривание игрушки;

2. вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею;

3. образец рассказа воспитателя;

4. рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;

5. рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя;

6. оценка детских рассказов воспитателем.

        Во второй половине года в средней группе вводится план рассказа – описания, составленный педагогом. В качестве опоры могут служить алгоритмы рассказывания или мнемотаблицы, которые усложняются в зависимости от возраста детей

                

        В старшем и в подготовительном к школе возрасте эта работа продолжается. Но описание обязательно проводится по плану. И если в средней группе план предлагается воспитателем, то в старшем дошкольном возрасте составление плана происходит воспитателем вместе с детьми.

        Рассказы – описания в этом возрасте можно составлять «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, а другой заканчивает. В подготовительной группе широко используются сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта, например: «помидор сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаный берет носят осенью тоже».

        Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя.

Показ фрагмента занятия в средней группе по речевому развитию «Описание овощей»

Цель:

  • Формирование навыков составления описательного рассказа

Ход занятия 
1. Вступительная часть.

        Ребята, у меня есть корзинка, но она пустая. Если мы сможем отгадать загадки, то она наполнится.

На столе лежат муляжи овощей и фруктов

                

Загадки

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая.

(Морковь)

Какая морковь по цвету? По размеру? По форме? На ощупь?

Воспитатель. Морковь оранжевая, небольшая, длинная, гладкая.

Морковь положили в корзину

Сто одежек -

Все без застежек.

(Капуста)

Какая капуста по цвету? По размеру? По форме? На ощупь?

Воспитатель. Капуста зеленая, большая, круглая, гладкая.

Капусту положили в корзину

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

(Помидоры)

Какой помидор по цвету? По размеру? По форме? На ощупь?

Воспитатель. Помидор красный, небольшой, круглый, гладкий.

Морковь положили в корзину

Он бывает, дети, разный –

Жёлтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это … .

(Перец)

Какой перец по цвету? По размеру? По форме? На ощупь?

Воспитатель. Перец красный, небольшой, длинный, гладкий.

Перец  положили в корзину

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

(Лук)

        

Какой лук по цвету? По размеру? По форме? На ощупь?

Воспитатель. Лук желтый, маленький, круглый, гладкий.

Лук  положили в корзину

Как назвать одним словом то, что мы положили в корзину? (Овощи)

А что осталось? (груша, банан)                                  

Почему мы их не положили в корзину?

Где растут овощи? (В огороде, на грядке)

Что мы можем приготовить из этих овощей? (салат, щи)

Попробуем описать наши   овощи.

.

        2. Основная часть

2.1.  Рассказ воспитателя про перец

        Это перец. Он красный,  крупный, длинный, гладкий. Растет  в огороде, на грядке. Перец можно добавлять в салат и суп.

2.2.  Составление рассказа детьми про остальные овощи.

    Дети составляют рассказы по наводящим вопросам воспитателя.

3. Заключительная часть.

        Ребята, вы молодцы. Так правильно описали наши овощи. Ваши рассказы получились очень интересными.

        Посмотрите наша корзина полная. Вот какой большой урожай мы с вами сегодня собрали.

Повысить интерес к описательному рассказу помогут следующие приемы.

  1. Мотивациякоторая придает смысл деятельности.

Например: игра «Магазин игрушек». Игрушку продадут только в том случае, если о ней будет составлен подробный, интересный рассказ.

        2. Игры-соревнования, например, «Кто больше увидит и скажет про медвежонка»;

        3. Сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т.д.).

        4. Коллективное составление рассказаодин ребенок описывает лицо персонажа, другой — одежду, третий — предмет, находящийся у него в руках или за спиной.

        5. Использование схем, моделей.

        6. Изменение формы проведения занятия

Обучение описанию может осуществляться через дидактические игры, игры-путешествия, организацию различных выставок, на которых дети выступают в роли экскурсоводов, и т.д.

        7.Параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов. 

Например, вот как могут быть составлены описания на тему «Домашние животные и их детеныши»

Педагог  

Ребенок  

У меня собака  

У меня щенок  

Мою собаку зовут Жучка

Моего щенка зовут…

Собака большая

Щенок маленький

Собака рыжая

Щенок коричневый

У  моей собаки большие лапы

У моего щенка маленькие лапки

У моей собаки большой хвост

У моего щенка маленький хвостик

Моя Жучка любит спать

Мой щенок любит играть

         

Или описания на тему «Овощи»

Педагог  

Ребенок  

У меня морковь 

У меня помидор  

Морковь оранжевая

Помидор красный

Морковь длинная

Помидор круглый

Морковь сладкая

Помидор кислый

Морковь растет на грядке

И помидор растет на грядке

Из моркови можно сделать салат…

2) Составление описательного рассказа по предметной  картине

планируется аналогично занятиям по описанию игрушек (предметов).

3) Самым сложным видом описательного рассказа  является описание пейзажных картин и натюрмортов

        Этот вид рассказывания используется в старшем дошкольном возрасте.

К восприятию пейзажных картин воспитатель подводит детей постепенно, опираясь на их эмоциональные переживания, связанные с наблюдением природы. Он должен помогать детям увидеть красоту окружающей природы: восход и заход солнца, оттенки зелени при различном солнечном освещении и т.д.

        Для лучшего понимания художественного замысла можно использовать такие приемы, как:

        - использование вопросов типа: «Что художнику кажется интересным, красивым?»; «Что художнику хотелось рассказать о?..» Вопросы «про что?..», «о чем?..» помогают определить характер картины, точно характеризовать настроение, которое она передает.

При помощи вопросов воспитатель привлекает внимание детей к выразительным средствам;

        - использование поэтических произведений о природе, музыке.

Это, с одной стороны, вызывает пристальное внимание к картине, а с другой — подчеркивает ее настроение, помогает подобрать для описания эпитеты, меткие сравнения, метафоры;

        - одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему 

        - сравнение пейзажа на картине с личными наблюдениями

 Воспитатель может задать вопрос: «Видите ли вы здесь что-нибудь похожее на то, что мы с вами наблюдали в парке?»;

        - игровые приемы

Можно предложить детям игровые ситуации: «Кто больше увидит»; «Найди дерево по описанию».

        Занятия по описанию пейзажной картины строятся следующим образом.

Сначала активизируются личные впечатления детей, сходные с изображением пейзажа на картине, полученные на прогулках или экскурсиях.

Затем рассматривается картина, сравнивается с опытом детей, попутно ведется работа по активизации слов и образных выражений, необходимых для описания. Педагог включает в беседу образцы описания остальных фрагментов, чтение подходящих стихотворений.

Заканчивается беседа по картине рассказом-образцом воспитателя. Дети упражняются в описании пейзажа; педагог оценивает каждый рассказ, отмечая полноту описания, его последовательность и художественность.

        Аналогичная работа проводится при рассматривании и описании натюрмортов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей

•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. •Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится...

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень» (подготовительная группа компенсирующей направленности)

Цель: Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу; развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание.Автор: Бакланов...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

Составление описательного рассказа по картинкам.

Открытое занятие по развитию речи, составление описательного рассказа по картинкам. Младшая группа. Программа "Детский сад 2100"....

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...