Творческо-игровой проект в старшей группе "В гостях у сказки"
проект по развитию речи (старшая группа)

Ковальчук Татьяна Адамовна

Данный прект дает возможность познакомить ближе детей со сказками как русскими народными, так и со сказками детских писателей. А так же развивать у детей творческую сторону и сплоченность детского коллектива через театральную постановку сказки "Коза-Дереза".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_starshey_gruppe_v_gostyah_u_skazki_2018.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

                             Творческо – игровой проект

 в старшей логопедической  группе №4

«В гостях у сказки»

 Воспитатель: Ковальчук Т.А.

Колпино 2018-2019 г.

Творческо-игровой проект в старшей логопедической  группе №4

                               «В гостях у сказки»

   Проект «В гостях у сказки» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.  

Проблема создания проекта

Родители мало читают детям книги или если читают, то произведения не соответствуют их возрасту. Дети не знают русских народных сказок, авторских сказок, авторов сказок.

Актуальность проекта:

 Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств у дошкольников, развития их внутренней жизни, творчества.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить, немного больше времени, именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Цель проекта:

Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам; развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства; раскрытие совместного творчества детей, создание оптимальных условий для  развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Задачи проекта:
1. Расширить представление детей о сказках. Учить узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки, обогащать и расширять словарный запас детей.
2. Закреплять умения использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, настольный) при передаче содержания сказки. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для вечернего прочтения. Формировать у детей запас литературных художественных впечатлений. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус. 
3. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества. Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу, воспитывать чувства дружбы и коллективизма. Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями, воспитывать культуру речи.

Краткое описание проекта:

Тип проекта:

    - творческо-игровой

- долгосрочный (ноябрь-май)

- групповой (дети, родители, воспитатели старшей логопедической группы, логопед )

Краткое содержание проекта:

1 этап: Подготовительный

-анкетирование родителей «Сказка в жизни Вашего ребёнка»

- консультация для родителей;

-оформление книжного уголка в группе;

-подбор наглядно-дидактического материала.

2 этап: Основной

-реализация плана проекта;

-рассматривание иллюстраций русских народных сказок;

-чтение и рассказывания русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке;

-проведение настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр;

-отгадывание загадок по сказкам;

-создание картотеки русских народных сказок;

-драматизация сказок;

-раскрашивание иллюстраций к сказкам;

- Игра-драматизация «В гостях у сказки» по русской народной сказке «Коза-дереза»

3 этап: Заключительный

- помощь родителей в пополнении  книжного  уголка сказками;

- домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам, сочинение сказок и оформление книжки) ;

- чтение сказок с детьми дома;

-подведение итогов проектной деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

1. Обновление предметно-развивающей среды.

2. Изготовление дидактической игры по русским народным сказкам «Путаница из сказок»

3. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.

4. Изготовление декораций к сказкам, атрибутов.

5. Внедрение новых форм работы с детьми.

6. Развитие речевого общения и этикета.

   План реализации проекта:

ОО

Деятельность

Сроки проведения

Ответственный

ОО «Речевое развитие»

Д/ игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки»  «Путаница из сказок»»

Чтение, обсуждение и пересказ РН сказок и авторских ( Н.Носов)

Образовательная деятельность по сказке  «Коза-дереза»

Чтение и обсуждение русских народных сказок: «Рукавичка», «Коза-дереза», «Теремок» и др.

 

Чтение и обсуждение «Волшебные сказки» : «По щучьему веленью», «Царевна лягушка», «Иван Царевич и серый волк»

Чтение и обсуждение авторских сказок

Рассматривание иллюстраций. Выставки книг:

Сказки Н.Носова

Сказки К.И.Чуковского: чтение, рассматривание, обсуждение

Тематические

подборки книг: «Сказки о животных»

Заучивание пословиц, поговорок о сказках и народной мудрости.

Сочинение сказок (с помощью родителей) «Я сочиняю сказку о диком животном».

Ноябрь - май

01.11.2018-31.05.2019

ноябрь

19.11.2018-23.11.2028

Апрель 2019

Декабрь 2018

Январь 2019

Ноябрь 2018

Февраль 2019

Декабрь 2018

Март 2019

Декабрь 2018

Воспитатели

Воспитатели, родители

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, родители

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, учитель-логопед

Воспитатели, родители

ОО «Познавательное развитие»

Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.

Ноябрь- май

Воспитатели

ОО Социально –коммуникативное развитие»

Коллективный ручной труд: изготовление плоскостного театра на ковролине

Ремонт книг в книжном уголке.

Д/игра  «Путаница из сказок»

Сюжетно - ролевые игры «Доктор Айболит», «В гостях у Красной Шапочки», «Библиотека»

Настольно- печатные игры: «Сказочное лото», «В гостях у сказки»

Инсценировка сказки «Коза-дереза»

Март  2019

Январь 2019

Ноябрь 2018

Декабрь 2018, февраль 2019

Ноябрь- май

Апрель 2019

Воспитатели, родители

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, учитель-логопед, родители, музыкальный руководитель

ОО «Художественно –эстетическое развитие»

Художественное творчество: рисование «Моя любимая сказка»; Аппликация-«Сказочная птица»; Лепка –герои сказки «Колобок»

Рисование «Мой любимый  герой в сказках Н.Носова»

 «Рисуем сказку вместе» (дома с родителями)

Прослушивание песен и музыки из киносказок и мультипликационных фильмов. «Волк и Лиса», «Сказка о золотом ключике или приключения Буратино».

Май 2019

Ноябрь 2018

Март 2019

Декабрь- январь

Воспитатели

Воспитатели, родители

Воспитатели, музыкальный руководитель

ОО «Физическое развитие»

Комплекс утренней гимнастики «В гостях у сказки»

Физминутки.

Подвижные игры: «Гуси гуси». «Кот и мыши», «Кот в сапогах», «У медведя во бору», «Хитрая лиса».

Ноябрь - май

Воспитатели

Работа с родителями

Мероприятие

Сроки проведения

Анкета для родителей «Сказка в жизни Вашего ребёнка»

Ноябрь 2018

Буклеты для родителей «Мама, почитай мне сказку»

Ноябрь 2018

Семейное творчество «Сочини сказку» (дикие животные)

Декабрь 2018

Информация в уголке для родителей «русская народная сказка, как средство развития речи дошкольников»

Январь 2019

Буклеты для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка»

Февраль 2019

Выставка семейных рисунков «моя любимая сказка»

Март 2019

Изготовление костюмов и атрибутов для инсценировки сказки «Коза-дереза»

Апрель 2019

Раскраски с героями сказок

Май 2019

Планируемый результат:

- развитие интереса детей к русским народным сказкам;

- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- совершенствование  звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;

- содействие творческому развитию детей;

- гармонизация отношений между взрослыми и детьми;

-воспитание чувства дружбы и коллективизма;

- получить эмоциональный отклик от своей работы;

- пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».

 

Заключение

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.

Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития старших дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.

 В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития старших дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других   видах  деятельности. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, развиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

 У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

 Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно- творческий проект в старшей группе «Неделя книги. Сказки Г.Х. Андерсена»

Познавательно- творческий проект в старшей группе«Неделя книги. Сказки Г.Х. Андерсена»  Информационная  карта проектаАвтор проекта: Николаева Анастасия ВладимировнаПродолжительность проекта:...

Проект в старшей группе "Наши добрые сказки"

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:·         обобщить знания детей о прочитанных сказках,·         прививать любовь к русским на...

Творческий проект в старшей группе "Наши добрые сказки!"

Творческий проект в старшей группе  «Наши добрые сказки!»«Благодаря сказке ребёнок познаётмир не только умом, но и сердцем».В.А. СухомлинскийВид проекта: творческий...

Проект в старшей группе «Путешествие по сказкам».

Сегодня родители мало книг читают своим детям - тем самым не воспитывают культуру и любовь к чтению. С помощью этого проекта мы приблизимся к этой задаче и все вместе получим удовольствие от общения с...

фото отчет Проект в старшей группе «Путешествие по сказкам Пушкина»

Проект в старшей группе«Путешествие по сказкам Пушкина»...

Проект в старшей группе "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина"

6 июня исполняется 220 лет со дня рождения великого русского писателя А.С.Пушкина. Поэтому мы решили более подробно познакомиться с этим писателем и его произведениями....

Творческо – игровой педагогический проект в средней группе по речевому развитию «В гостях у сказки»

Актуальность проекта: Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к д...