Картотека лингвистических игр для детей дошкольного возраста
материал по развитию речи

Маслина Светлана Владимировна

Игры на развитие звуковой культуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_lingvisticheskih_igr2.docx95.3 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

лингвистических игр

для детей дошкольного возраста

G:\для группы!\от ГВ картотека!\6551341-2.jpg

Подготовил

воспитатель группы компенсирующей направленности:

Маслина С.В.

Дидактическая игра «КОГО? ЧТО?»

Кого можно увидеть в лесу? ….Волка, лису, ежа, лося, белку, зайца, грибника, лесника…

Что можно увидеть в лесу?..  Деревья, грибы, ягоды, листья, мох, траву, ручей, камни…

Кого можно увидеть в зоопарке? … Медведя, слона, тигра, детей…

Что можно увидеть в зоопарке?... Клетки, деревья, скамейки, скульптуры, дорожки, ограды, цветы…;  Кого можно увидеть на улице? Мужчин, женщин, мальчиков, девочек, старушек, милиционера, собак, кошек…

Что можно увидеть на улице? Машины, дома, светофоры, дороги, тротуары, цветы, фонтаны, музей, парк…; Кого ищет девочка? Кого купила мама?

Что ищет девочка? Что купила мама? Кого потерял Миша? Кого увидел папа?

Что потерял  Миша? Что увидел папа?

«КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?» (закончи предложение)

Образец: Мальчик ест… суп (котлету, яичницу)

Мальчик пьет… компот (воду, чай)

Девочка рисует… цветы                                

Вова нашел… карандаш

Мама стирает… платье                                

Мама мыла…посуду

Мама сажает… лук                                        

Папа чинил… велосипед

Мама купила…хлеб                                       

Лена читает…письмо

Петя несет… сумку                                        

Вася чистит… обувь

Катя увидела… собаку                                

Мама режет… овощи

Наташа услышала… птичку                        

Бабушка вяжет… носки

Папа ремонтирует… машину                        

Мама шьет … рубашку

Девочка моет …окно                                

Петя смотрит… телевизор

Мальчик  вешает… картину                        

Папа покупает… молоко

Дидактическая игра  

«МАЛЕНЬКИЙ ГНОМИК»

«Жил-был в лесу маленький гномик, и был у него маленький домик, и все-все у гномика было маленькое: у нас нос, а у гномика - носик; у нас колпак, а у гномика – колпачок, а теперь ты продолжай»: у нас пальто,  а у гномика… пальтишко

у нас куртка, а у гномика… курточка; у нас комната, а у гномика…комнатка

у нас кухня, а у гномика…кухонька; у нас окно, а у гномика…окошко

у нас кастрюля, а у гномика…кастрюлька; у нас чашка, а у гномика…чашечка

у нас кровать, а у гномика…кроватка; у нас стол, а у гномика….столик

у нас стул, а у гномика…стульчик; у нас шкаф, а у гномика…шкафчик

у нас огород, а у гномика…огородик; у нас сад, а у гномика…садик

у нас борода, а у гномика…бородка; у нас нос, а у гномика…носик

у нас рот, а у гномика…ротик; у нас брюки, а у гномика…брючки

у нас носки, а у гномика…носочки; у нас туфли, а у гномика…туфельки

«ОН – ОНА»

«В одном доме жили мальчик Саша и девочка  Саша, и все они делали вместе: мальчик Саша ходил - и девочка Саша ходила, мальчик Саша играл и девочка Саша играла, а теперь ты продолжи»:

Мальчик Саша бегал – девочка Саша…бегала

Мальчик Саша прыгал, девочка Саша…прыгала

Девочка Саша ела, мальчик Саша…ел

Девочка Саша рисовала, мальчик Саша …рисовал

Мальчик Саша плавал, девочка Саша…плавала (танцевала, читала, спала и т.п.)

Дидактическая игра  «ДВА – ДВЕ»

«Посмотри на себя и скажи, что у нас по два?        Два глаза, два уха, два локтя, два плеча, два колена. А что у нас по две?...  Две руки, две ноги, две пятки, две щеки, две ноздри. Молодец, а теперь продолжи»: огурец –два…огурца;  ваза –две вазы…

«КТО ГДЕ ЖИВЁТ?»

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

Лиса живёт в норе;   Медведь зимует в… ; Волк живёт в … . Белка живёт в … и т.п.

«ИЗМЕНИ СЛОВО»

Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.

Изменить слово «окно» в контексте предложения.

В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … .

Я мечтаю о большом … У меня растут цветы под … .

«КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?»

Цель: закрепить употребление глаголов в будущем времени (буду летать, лечить, водить ...).

Ход игры: в начале занятия воспитатель читает отрывок из произведения В.Маяковского «Кем быть?». После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем работать. Я буду летчиком, летать на самолетах. Я буду врачом, лечить детей и т.п.

«УЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ»

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет лебедя, утки …  Нет (кого?) – нет лебедей, уток …  .

«КАКОЕ ЭТО БЛЮДО?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)

«ОБРАЗУЙ СЛОВА»

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.

Поет - поющая; Щебечет  - щебечущая; Улетает - улетающая; Кормит - кормящая

Плывет – плывущая; Кричит – кричащая; Голодает  - голодающая и т. п.

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.

Ход игры: взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее.

На столе лежит много карандашов. Карлсон съел много конфетов.

«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь,  поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

«КОМУ ЧТО НУЖНО»

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь,  поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» (с мячом)

стол, стул, кровать, чайник                        

лошадь, кошка, собака, щука

елка, земляника, береза, дуб                        

огурец, тыква, морковь, заяц

блокнот, портфель, газета, тетрадь                

огурец, арбуз, яблоко, мяч

волк, лиса, медведь, кошка                        

фиалка, ромашка, морковь, василек,

«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» (с мячом)

кукла, машинка, пирамида, книга                

воробей, орел, ласточка, оса

лыжи, коньки, лодка, санки                        

стул, молоток, пила, рубанок

снег, мороз, жара, лёд                                з

мея, улитка, бабочка, черепаха

кисти, краски, чайник, альбом                

шляпа, крыша, дверь, окно

молоко, чай, лимонад, хлеб

ИГРА «КОГО? ЧТО?»

Кого можно увидеть в лесу? ….Волка, лису, ежа, лося, белку, зайца, грибника, лесника…; Что можно увидеть в лесу?.. Деревья, грибы, ягоды, листья, мох, траву, ручей, камни…; Кого можно увидеть в зоопарке? … Медведя, слона, тигра, детей…; Что можно увидеть в зоопарке?... Клетки, деревья, скамейки, скульптуры, дорожки, ограды, цветы…; Кого можно увидеть на улице? Мужчин, женщин, мальчиков, девочек, старушек, милиционера, собак, кошек…; Что можно увидеть на улице? Машины, дома, светофоры, дороги, тротуары, цветы, фонтаны, музей, парк…

«КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?» (закончи предложение)

Образец: Мальчик ест…суп (котлету, яичницу)

Мальчик пьет…компот (воду, чай)

Девочка рисует…цветы ; Вова нашел…карандаш; Мама стирает…платье;  Мама мыла…посуду

Мама сажает… лук ; Папа чинил…велосипед; Мама купила…хлеб Лена читает…письмо

Петя несет… сумку; Вася чистит.. обувь; Катя увидела…собаку; Мама режет…овощи

Наташа услышала…птичку; Бабушка вяжет… носки; Папа ремонтирует…машину Мама шьет …рубашку; Девочка моет …окно Петя смотрит…телевизор

Мальчик вешает…картину;  Папа покупает…молоко.

«ОТВЕЧАЙ НА ВОПРОС - КОМУ?»

Дается образец:

Кому бабушка вяжет носки? …Бабушка вяжет носки внучке.

Кому девочка пишет письмо? ... Девочка пишет письмо брату.

Кому Петя подарил цветы?   Кому Лена дает сена?

Кому Катя наливает суп?.... Кому папа ремонтирует машину?

Кому дедушка читает сказку?     Кому Наташа бросила косточку?

Кому Галя бинтует лапу?....Кому Вова сыплет крошки?

Кому медсестра делает укол?....Кому мама открывает дверь?

Кому Надя заплетает косу?

«ОДИН-МНОГО»

Стол-столы, ухо-….., пень-…., деревья-….., улица-……..палец- ……., кольцо-……., дом-……., ручей-……книга-….., мост -….., крот-….., море-……, город-…..

«ОТВЕЧАЙ НА ВОПРОС - ЧЕМ?»

Дается образец: Чем Вова ест котлеты?...

Вова ест котлеты вилкой.

Чем Коля ловит рыбу?...Коля ловит рыбу удочкой.

Чем Таня ест бульон?...

Чем мама наливает суп?

Чем папа пилит дрова?.....

Чем бабушка гладит белье?

Чем дочка подметает пол?.....

Чем Маша рисует картину?

Чем Лена причесывает волосы?....

Чем медсестра забинтовывает рану?

Чем дедушка режет колбасу?....

Чем маляр красит стену?

Чем Люся моет руки?...

Чем Гена копает грядку?

Чем мама покрывает ногти?.....

Чем Катя клеит бумагу?

«ОТВЕЧАЙ НА ВОПРОС – С ЧЕМ?»

Дается образец:  С чем ведро, если в нем молоко - …ведро с молоком

вода - …ведро с водой; белье - …ведро с бельем.

1. С чем ведро, если в нем – мусор, снег, кипяток, бумага, опилки, песок, краска.

2. С чем кастрюля, если в ней - суп, рассольник, бульон, картошка, лапша, каша, вермишель, борщ.

3. С чем банка, если в ней - капуста, клюква, повидло, варенье, сметана, мука, сахар.

4. С чем чашка, если в ней – чай, кефир, компот, сок, лимонад, кисель, квас, ряженка, молоко.

"ЧТО ИЗ  ЧЕГО?" (словообразование)

Сумка из кожи – кожаная;

сапоги из резины - …;

домик изо льда -….;

платье из шёлка - …;

конфета из мармелада -….;

ручка из пластмассы -…,

ваза из стекла-…..

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» (с мячом)

Лимоны кислые, а сахар…сладкий                

Собака лает, а кошка…мяукает

Ночью темно, а днем…светло                

Зимой холодно, а летом…жарко

Ты ешь ртом, а слушаешь…ушами                

Ты читаешь глазами, а пишешь…рукой

Птица летает, а змея…ползает                

Лодка плывет, а машина …едет

Утром мы завтракаем, а днем…обедаем                

Днем мы обедаем, а вечером…ужинаем

У человека две ноги, а у собаки…четыре лапы

Птицы живут в гнездах, а люди…в домах

Зимой идет снег, а летом…дождь

В России говорят по – русски, а в Англии…по-английски

Из шерсти вяжут, а из ткани…шьют

Балерина танцует, а пианист…играет

Дрова пилят, а гвозди…забивают

«КТО КЕМ (ЧЕМ) БУДЕТ?»

Яйцо…цыпленком, крокодилом, птенцом, яичницей

Цыпленок…курицей, петухом

Мальчик…мужчиной, дедушкой

Желудь…дубом

Икринка…рыбой, лягушкой

Мука…хлебом, пирогом, тестом, булкой

Железо… пилой, рельсами, трубой, машиной

Кирпич…домом, забором

Девочка…женщиной, старушкой, бабушкой

Доска…столом, стулом, шкафом, полом, домом, будкой

Почка…листом, цветком

Шерсть…свитером, платьем, жакетом, ковром

Козленок…козой, козлом

«КЕМ (ЧЕМ) БЫЛ?»

Цыпленок….яйцом                

Ботинки…кожей                        

Лошадь….жеребенком

Дом….кирпичом                        

Корова….теленком         

Мастер….учеником

Дуб…желудем                

Собака….щенком                

Рыба….икринкой

Листок….почкой                

Яблоня….семечком                

Свитер….шерстью

Лягушка….головастиком                 

Шуба…мехом                

Бабочка…..гусеницей

Птица….птенцом                

Хлеб….мукой                

Козел….козленком

Шкаф….доской

Овца….ягненком                

Велосипед… железом

Свинья…поросенком                

Рубашка….тканью                  

Лошадь…жеребенком

"ОН. ОНА. ОНО. ОНИ"

Медведь – он,  Мама - …, Слон -….., Облако -…, Дерево -…., Листья -…, Снежинка - … и т.п.

"КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ"

(словоизменение существительных при помощи суффиксов)

Дом-домик-домище, нос – носик- носище

гном- гномик- гномище, огород - огородик - огородище

конфета- конфетка – конфетища, рука- ручка - ручища

"НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ"

Яблоко, груша, апельсин - фрукты

сапог, валенок, туфель, сандаль-

кресло, диван, шкаф, стол-

берёза, дуб, осина, клён-

"ЧТО ЭТО?"

Яблоко-фрукт; Валенок-….; носок-…..; картофель-….; сова-….; бабочка-……

"ОПИШИ ПРЕДМЕТ"

(ПОДБЕРИ  5-7 ПРИЗНАКОВ)

Яблоко - спелое, сладкое, сочное, круглое, ароматное

(Машина, кошка, снежинка, книга…) и т.п.

"ПОДБЕРИ ДЕЙСТВИЯ К ПРЕДМЕТУ"

(5-7 ГЛАГОЛОВ)

Что делает снежинка - падает, кружится, летит, сверкает, блестит, танцует,  тает, исчезает....

Дерево-…; Собака-…; Ромашка-…; Черепаха-…, Суп-…; Ветер-….; Кошка-…..

"ЧЬЁ? ЧЬЯ? ЧЬИ?"

Хвост  лисы – чей? - лисий                

Уши волка -…; Галстук папы - …,

Следы медведя -…, Молоко коровы-…,        Рога козы-…, Шерсть овечки - ….

"СЛОЖНЫЕ СЛОВА" 

(существительное + глагол)

Пчёл разводит – пчеловод,  хлеб (бензин, воду, молоко) возит-…; муку мелет-….,

Воду носит -….; птиц ловит-.., рыбу ловит - …,  змей ловит -…, сады разводит-…, овощи разводит-…., машина везде проходит - …

(прилагательное + существительное)

У птички красная грудка-птичка какая? - красногрудая

У волка белые зубы - волк какой? -...У слона большие уши - слон какой?....

У  белки пушистый хвост - белка какая?-...У медведя короткий хвост-медведь какой?-....

(числительное +существительное)

В доме пять этажей - дом какой?- пятиэтажный

У дракона три головы - дракон какой?-...У  коровы четыре ноги - корова какая?-...

У кенгуру один хвост-кенгуру какая?-...У человека две ноги-человек какой?-

"АНАЛОГИИ"

Огурец - овощ, яблоко-фрукт, заяц-морковь, корова-....

Собака-конура, белка-...,  Ёжик- иголки, бык-....

Карандаш - пенал, мыло -…,

Школа - учительница, магазин -....

Игрушки - детский сад, учебники -...

Каша - крупа, хлеб -...

"ИГРА - НАОБОРОТ" (прилагательные)

Длинный - короткий, Весёлый-..

Грязный-..., Глубокий-...., Старый-..., Белый-..., Умный-....

(существительные)

День - ночь, Утро -..., Вечер -..., Солнце -...,

Грязь -..., Малыш -…, Радость -.., Здоровье -....

"ИГРА - НАОБОРОТ"  (глаголы)

Нашёл - потерял, Запачкал-...,                  

Выиграл-.... , Обрадовался-...

Порвал-...., Подружился-....                        

Уснул-...., Встал-....

(словосочетания)

Раннее угро-поздний вечер                

Крепкое здоровье-...

Тёмная ночь-...                                

Долгая радость-...

"ЧТО ДЕЛАЮТ ПРЕДМЕТОМ"

Ручкой – пишут, топором-…., молотком-…,  расчёской - ….

иголкой-…., ножницами-, клеем-…., пластилином-

мылом-….,  ложкой-….., ножом-…., скалкой-….

лопатой-…,  граблями-…., отвёрткой- ….., шилом-…..

"У КОГО КТО?" (назвать детёнышей)

у коровы- телёнок,  у козы-…, у лошади-…., у свиньи-….

у курицы-….., у индюка-…., у утки-….., у кошки-….у собаки-….., у медведя-….,у лисы-…..,  у лося-….у овцы-…., у тигра-….

"КТО ПАПА?"

у телёнка- бык,  у козлёнка – козел                у  поросёнка - кабан, у цыплёнка - петух

у щенка – пес, у лисёнка – лис                у ягнёнка – баран, у жеребёнка - конь

у утёнка – селезень                        у цыпленка - петух

"КТО МАМА?"

у цыплёнка – курица, у ягнёнка – овца;

у поросёнка – свинья,

у лисёнка- лиса, у щенка – собака, у телёнка – корова,

у жеребёнка – лошадь, у котёнка – кошка и т.п.

"КТО ГДЕ ЖИВЁТ?"

Белка - в дупле, корова - в коровнике, собака -…, медведь-…, волк-…, лиса-…, обезьяна-…, верблюд-…. и т.п.

«ПОСЧИТАЙ»

 Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

"КТО ЧЕМ ПИТАЕТСЯ?"

Кошка - молоком, рыбой..... Собака-…, Корова-…, Курица-…., Коза-…, Воробей-…, Медведь-…, Ёжик-…, Лось-… Лиса-…, Волк-…, Белка-…, Заяц-…Мышка-…, Пчёлка-…

"КТО ЧЕМ И КАК ЗАЩИЩАЕТСЯ?"

Корова - рогами бодается, белка-…, заяц-….,Лось-…., Мышка-…Носорог-…., Черепаха-…., Ёжик-…., Бабочки-…., Гусеницы-…., Муравьи-…, Ящерица-….

"КАКОЙ  ПО ВКУСУ ПРОДУКТ?"

Лимон – кислый,  Яблоко-…, Перец -…., Апельсин-…,Чеснок-…., Лук-….

Конфета-…., Клюква-…, Малина-…., Щавель-….,Яблоко-….., Клубника-….

Соль-…., Мёд-…..

"КАКОЙ  НА ОЩУПЬ ПРЕДМЕТ?"

Подушка – мягкая,  Дельфин-…., Кошка-…., Печка-….,Снежинка-…., Рука-…

Лёд-…., Вода-…,Ёжик-…., Стекло-…,Зеркало-….., Бумага-….Листочек-….,

"КАША"

Из гречки – гречневая, Из риса-, Из пшена-…., Из  манки-Из овсянки-…., Из  кукурузы…  

Из геркулеса-….

"ЧТО ВНУТРИ?"

Яблоко - что внутри (семечки); Магазин - прилавки

Комната - …; Книга - листочки, буквы

Грядка – овощи; Цветок - пестик, тычинки, нектар

Ротик - язык, зубки, горлышко; Машина - руль, багажник, педали;

Банка - вода, молоко; Конфета - начинка

Пирог-творожок, сгущёнка; Провода – ток.

"ЧТО ГДЕ НАХОДИТСЯ?"

"Где можно найти, увидеть, встретить предмет?"

(развивать умение составлять предложения с предложно-падежными конструкциями)

Где находится солнышко? (на небе, в сказке)

Карандаши (в коробке, в пенале, на столе, в руке)

Морковка (в салате, в земле, на столе, в супе, на картинке)

Лампа (на потолке, в магазине, на полке)                

Трава (под деревом, в саду, на грядке)

Грибочек (в лесу, под деревом, в салате, в пице, во сне)

Забор (около дома, возле школы, на стройке)

Голова (на плечах, на портрете)

«ОТВЕЧАЙ НА ВОПРОС -  КОМУ?»

Дается образец:

Кому бабушка вяжет носки? …Бабушка вяжет носки внучке.

Кому девочка пишет письмо? ... Девочка пишет письмо брату.

Кому Петя подарил цветы?... Кому Лена дает сена?

Кому Катя наливает суп?.... Кому папа ремонтирует машину?

Кому дедушка читает сказку?....Кому Наташа бросила косточку?

«ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ ПО НАЗВАНИЮ

ЕГО ЧАСТЕЙ»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля). Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль). Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом). Рукава, воротник, манжеты (рубашка). Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет). Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

«ОТВЕЧАЙ НА ВОПРОС -  ЧЕМ?»

Дается образец: Чем Вова ест котлеты?                        Вова ест котлеты вилкой.

Чем Коля ловит рыбу?... Коля ловит рыбу удочкой.

Чем Таня ест бульон?...Чем мама наливает суп?

Чем папа пилит дрова?....Чем бабушка гладит белье?

Чем дочка подметает пол?....Чем Маша рисует картину?

Чем Лена причесывает волосы?...Чем медсестра забинтовывает рану?

Чем дедушка режет колбасу?...Чем маляр красит стену?.. Чем Люся моет руки?....Чем Гена копает грядку?.....Чем мама покрывает ногти?

Чем Катя клеит бумагу?

«КТО КЕМ (ЧЕМ) БУДЕТ?»

Яйцо…цыпленком, крокодилом, птенцом, яичницей

Цыпленок…курицей, петухом , Мальчик…мужчиной, дедушкой

Желудь…дубом,  Икринка…рыбой, лягушкой

Мука…хлебом, пирогом, тестом, булкой

Железо… пилой, рельсами, трубой, машиной

Кирпич…домом, забором;  Девочка…женщиной, старушкой, бабушкой

Доска…столом, стулом, шкафом, полом, домом, будкой

Почка…листом, цветком, Шерсть…свитером, платьем, жакетом, ковром

Козленок…козой, козлом

Подоконник, рама, стекло (окно).

«ОТГАДАЙ, ЧТО ЭТО»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например: Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху

«ПОДБЕРИ ПРИЗНАК»

 Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

 Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…Сапоги (какие?) – коричневые,      удобные, теплые…Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые...Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) -  новое, нарядное, зеленое…

«НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч.

Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая                

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький                

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая                

Снег белый - снежок беленький.

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький.

«ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?»

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

«ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ…»

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью,

развитие логического мышления.

Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

 Незаконченные предложения для игры: Вова заболел…   (простыл) ; Мама взяла зонт… (идёт дождь); Дети легли спать… (поздно) ; Очень хочется пить… (жарко);

Лед на реке растаял… (тепло).  Деревья сильно закачались… (дует ветер).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека творческих игр для детей дошкольного возраста

Даны  названия  и  описания  творческих  игр  для  младшего,среднего, старшего  и  подготовительноговозраста....

Картотека экологических игр для детей дошкольного возраста

Знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, общение....

Развитие лингвистической одаренности у детей дошкольного возраста.

Развитие лингвистической одаренности у детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования....

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста по всем возрастам

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста по всем возрастам...