конспект НОД по развитию речи "Рассказ по картине "Ежи""
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сахабиева Регина Ильгизаровна

конспект ОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста, целью которой является формирование умения рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspkt_07-10-2020.docx1010.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №28 «Снегирёк» общеразвивающего вида

Конспект организованной образовательной деятельности

по речевому развитию

для детей старшего дошкольного возраста

«Составление рассказа по картине «Ежи»»

Воспитатель:

Р.И. Сахабиева

п. Снегири

2020

Цель: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину;

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение  составлять рассказ по картине, придерживаясь плана;

- закреплять умение при составлении рассказа опираться на схему-дорожку;

- упражнять в образовании однокоренных слов от существительного ёж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;

Развивающие:

- развивать связную речь, учить отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить предложения;

- развивать внимание, память;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к составлению рассказа по картине;

- воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование:

Картина «Ежи», мольберт, указка, схема-дорожка, компьютер, интерактивная доска, мяч, игрушка ЁЖ, коробка.

Активизация словаря: ежата, ежонок, ежиная, любящая, заботливая.

Предварительная работа: Чтение рассказов И. Акимушкина «Жил - был ёжик», И. Соколова-Миткова «Ежи», разучивание стихотворения «Трудолюбивый ёжик», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные», загадывание загадок о диких животных.

Ход:

  1. Организационный момент.

Дети сидят полукругом на стульчиках перед интерактивной доской, на которой изображены следы Ёжика. (слайд 2)

- Ребята, посмотрите, кто в нашей группе наследил? Вы знаете, чьи это следы? Они ведут нас к коробочке. Чтобы узнать, кто прячется в коробочке, надо отгадать загадку: (карточка 1)

Он со всех сторон колючий,

На нём иголки просто кучей.

Он похож на маленькую горку.

Ищет он грибы и тащит в норку.

Носик у него курносый, чёрный,

А характер тихий, но упорный.

По траве он бродит без дорожек.

Ты его не бойся, это… ёжик.

Рассматривание ежа (СЛАЙД 3)

Воспитатель: посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости.

Расскажите, какой ёжик. (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный)

  1. Д.и «Что может делать ёжик?»  (подберем –синонимы) – карточка 2

(бегать-двигаться-убегать, спать-отдыхать, есть - кушать-питаться, нюхать- искать, топать-идти-шагать)

  1. Д.и. «Назовите семью ежей» (папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата) – (слайд 4)

Посмотрите, какую красивую, яркую картину я вам принесла.

Показ картины «Ежи». (слайд 5)

Давайте рассмотрим картину, но сначала сделаем гимнастику для глаз, чтоб наши глазки лучше видели и не уставали. (карточка 3)

 Гимнастика для глаз:

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

- Кто нарисован на картине? (ежики).

- Ребята, давайте придумаем название этой картине. (Семья ежей. Ежиная семейка. Мама ежиха и ежата. Ежи на лесной полянке).

Нам нужно составить рассказ по этой картине. Мы с вами будем много говорить, давайте сделаем гимнастику для нашего язычка:

«Ежик»

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой, левая щека- под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. Так «нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

Молодцы, давайте еще раз рассмотрим картину и ответьте на вопросы (карточка 4)

1. - какое время года изображено на картине? (лето)

2. - Почему вы так решили? (зелёная трава кругом, ягоды, насекомые)

3. – Что изображено на этой картине? (как называется место в лесу, где растут ягоды, грибы) (лесная полянка).

4. - Что нарисовано на полянке? (гриб-великан, трава, ягоды, жук, улитка, мох).

5. – Кто пришел на лесную полянку? (ежи)

6. - Сколько их (четверо). (Мама - ежиха и трое ежат).

7. - Какая мама ежиха? (большая, колючая, заботливая, внимательная, охраняет своих малышей).

8. -Как вы думаете, зачем мама ежиха привела ежат на полянку? (найти пищу, погулять, побегать, порезвиться).

9. - Какие ежата? (маленькие, хорошенькие, забавные, шустрые).

10. - Что делают ежата на полянке? (гуляют, ищут пищу, увидели жука, один ежонок поймал червяка).

11. - Как вы думаете, нравится ежатам на лесной полянке? Почему? (да).

- Давайте с вами немножко отдохнем, вставайте в круг:

Физкультминутка: (карточка 5 ; слайд 6)

Ёж спешил к себе домой,

Нёс запасы он с собой.

Через кочки он скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился,

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил,

И к детишкам поспешил.

- Молодцы, ребята, присаживайтесь.

- Послушайте мой рассказ по картине «Ежи» (карточка 6; слайд 7)

- Однажды в теплый летний день мама ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку.

Там росли травка и гриб-великан, было много ягод и разных насекомых. Маленькие, колючие, любопытные ежата разбежались по полянке.

Двое ежат увидели жука и удивились, какие длинные у него усы.

Третий ежонок нашел червяка и сразу стал, его есть.

Мама ежиха наблюдает за улиткой. Она большая и заботливая, охраняет от хищников своих ежат.

Ежатам очень нравится гулять на лесной полянке. Это дружная ежиная семья.

- Понравился мой рассказ? (да).

- Ребята, чтобы вам легче было составить рассказ, я приготовила схему-дорожку. Опираясь на нее, вы без труда опишите картину.

- Давайте рассмотрим схему: (карточка 7 )

1. Сначала нужно сказать какой был денек, и куда мама ежиха привела ежат.

2. Потом расскажите про лесную полянку.

3. Затем расскажите, какие ежата.

4. Теперь нужно рассказать про каждого ежонка, что делают на полянке.

5. Потом расскажите, что делает маму ежих, и какая она.

4. И в конце сказать, понравилось ли ежатам на полянке.

Дети рассказывают рассказ.

Игра «Закончи предложение» (антонимы) игра с мячом. (карточка 8)

• медведь большой, а ёж… (маленький)

• Заяц пушистый, а еж … (колючий)

• Ёж спит днем, а охотится … (ночью)

• Белка живет в дупле, а еж … (в норе)

• У лисы лисята, а у ежихи … (ежата)

• Лиса зимой охотится, а еж….(спит)

• У мышки хвост длинный, а у ежа (короткий) (всего 3 см)

Игра «Кто внимательный»  (карточка 9)

А сейчас я проверю, какие вы у меня внимательные. Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем я её закрою, а вы должны будете ответить на мои вопросы.

1. Сколько всего ежей на картине? (четверо ежей)

2. Какое насекомое нашли ежи? (жука)

3. Какая птичка сидела на ветке? (синичка)

4. За кем наблюдала мама ежиха? (за улиткой)

5. Кого съел ежонок? (червяка)

6. Какого цвета ягоды изображены на картине? (красного)

7. Что за великан вырос на полянке? (гриб)

Итог занятия.

Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, о чём мы сегодня говорили, что интересное и новое узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...