Конспект по развитию речи с элементами ТРИЗ и мнемотехники «Путешествие в сказочную страну»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Сильчихина Татьяна Ивановна

Конспект по развитию речи с элементами ТРИЗ и мнемотехники «Путешествие в сказочную страну»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непрерывной образовательной деятельности ОО «Развитие речи»

с элементами ТРИЗ и мнемотехники «Путешествие в сказочную страну».

в средней группе.

Тема: «Путешествие в сказочную страну».

Цель: Закреплять умение  пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы умение рассуждать, а также развивать воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Задачи:

Образовательные: 1.Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово произношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь).

2. Создать условия для решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ (метод-мозговой штурм, метод анализа, метод проб и ошибок).

Развивающие : 1. Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.

2. Развивать познавательную активность, внимание, память, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ, мнемотехники.

3.Формировать умение решать логические задания;

Воспитательные : 1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции.

Материал  к занятию : волшебный сундучок, клубочек ниток, записка от лисы, письмо от колобка, волшебная палочка, колобок, лиса, рукавичка, мнемотаблица к сказке «Заюшкина избушка».

Речевые :1. Формировать умение детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев, рассказывать сказку по алгоритму.

2. Активизировать словарный запас детей. Эмоционально, воспринимать и понимать содержание сказки;

3.Продолжать закреплять умения давать полные ответы, развивать связную речь детей.

Здоровьесберегающие : 1.Следить за осанкой детей в течение НОД. 2.Использовать смену видов деятельности.

Предварительная работа :  чтение сказок «Колобок», «Три медведя», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Репка»,  «Курочка ряба», «Заюшкина избушка» ,применение в работе элементов мнемотехники.

Виды деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.

Формы реализации детских видов деятельности : отгадывание загадок, беседа, решение проблемных ситуаций.

Формы организации: групповая, игра-путешествие.

Материал к занятию: волшебный сундучок ,клубочек ниток, записка от лисы, письмо от колобка, волшебная палочка, колобок, лиса, рукавичка, таблица с мнемотаблицей  «Заюшкина избушка», телевизор, ноутбук, мяч.

Ход образовательной деятельности:

Деятельность воспитателя.

Деятельность детей.

1.Вводная часть

Психогимнастика - приветствие.    – «Собрались все детки в круг

Я твой друг,

И ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся».

-Ребята, когда утром я зашла в группу, то увидела, красивый конверт, а кто его принес, я не знаю. Давайте вместе откроем и узнаем, что это за письмо и от кого оно.

Дети берутся за руки и делают круг.

(Воспитатель открывает конверт и читает письмо).

2. Основная часть. Проблемная ситуация.

«Здравствуйте, ребята! Я, колобок - румяный бок, у меня случилась беда. Меня хотела съесть лиса, а я от нее убежал, но теперь не могу найти дорогу к дедушке и бабушке, потому что лиса перепутала сказки. Я убежал и спрятался от лисы. Помогите мне найти мою сказку».

- Ребята, колобок просит нашей помощи. Поможем ему?

Ответы детей (Поможем)

Мотивация.

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок. Ведь именно в сказках происходят настоящие чудеса. А как вы знаете сказки мы сейчас проверим.

Воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы.

(Метод «Мозговой штурм»)

- Кто от бабушки ушёл и от дедушки ушёл?

- Кто съел козлят?

- Кто пришел в гости к медведям?

- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?

- Что выросла «Большая – пребольшая»?

- Что случилось с ледяной избушкой?

- Кто потерял в лесу рукавичку?

- Кого выгнала лиса из домика?     Молодцы, ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь. Вы хотите? Вы готовы?

-Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И немного поиграть!

-Давайте закроем глаза, вы потихоньку покружитесь на месте. Я взмахну волшебной палочкой и скажу волшебные слова:

- И раз, и два, и три, и восемь

- В сказку всех мы переносим. - Вот мы с вами и попали в сказочную страну.

-Давайте погуляем по ней.

- А вот и первое препятствие Лисы, которое нам нужно преодолеть, чтобы пройти дальше. Лиса нам оставила клубочек с запиской, давайте прочитаем: «Чтобы клубочек повел вас дальше по сказочной стране, вы должны открыть волшебный сундучок». Давайте откроем и посмотрим, что же в нем лежит.

Ответы детей (Колобок)

Ответы детей (Волк)

Ответы детей (Машенька)

Ответы детей (Курочка ряба)

Ответы детей (Репка)

Ответы детей (Она растаяла)

Ответы детей (Старик)

Ответы детей( Зайчика)

Ответы детей (Да, готовы)

Дети закрывают глаза, кружатся на месте.

Воспитатель заглядывает в сундучок.

-Здесь лежат предметы из сказок.

Достает Колобка.

- Ребята,  кто это? Колобок будет путешествовать с нами, а мы будем помогать ему искать дорогу домой. Давайте рассмотрим колобка.

 -  Колобок какой? Почему он катится?

- А что еще бывает такое же? (метод анализа).

-А из чего можно сделать Колобка?

-А из чего получится прочнее Колобок ? Почему?

- Что случилось с Колобком?

- Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок).

-А теперь посмотрите, что это? (Показывает рукавичку)

- А рукавичка какая?

- А из чего она сделана?

- Для чего нужна рукавичка?

- А кто жил в рукавичке?

-Молодцы, дети, хорошо справились с первым испытанием. Но нам нужно уже отправляться дальше, потому что впереди нас ждут еще сказочные испытания, которые нам приготовила Лиса. Нам, нужно помочь колобку, проводить его в свою сказку.

Ответы детей.(Колобок)

Ответы детей. (Круглый, румяный ,непослушный. У него нет углов.)

Ответы детей (Шар, мяч, яблоко, булка, конфета, глобус.)

 Ответы детей.(Из теста, из снега, из ваты).

Ответы детей .(Из ваты унесёт ветром, из снега растает в тепле, из теста)

 Ответы детей.(Заблудился, убегая от лисы)

Ответы детей. (Помочь найти дорогу к дедушке и бабушке.)

Ответы детей.(Большая, тёплая, пуховая.

Ответы детей. (Из пуховых ниток связана).

Ответы детей.(Согревать руки).

Ответы детей.(Зверюшки).

Воспитатель бросает клубочек к мольберту.

-Ты катись, катись, клубок,

С овражка во лесок,

Только сильно не спеши,

Путь - дорожку укажи.

-Ребята, клубочек привел нас к следующему заданию Лисы.

- А теперь, ребята, присаживаемся на стульчики и давайте попытаемся рассказать, какая же наша лисонька.

- Что мы можем рассказать о шерстке лисы?

-А что мы расскажем о мордочке лисы?

-А какой же хвост у лисы?

- Зачем лисе такой пушистый хвост?- -А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках?

Ребята, давайте вспомним в каких сказках мы с вами встречали лису?

Дети садятся на стульчики.

Дети рассказывают.(Рыжая, пушистая, шерстка мягкая)

Ответы детей. (Узкая)

Ответы детей .(Длинный, пушистый)

Ответы детей. (Заметать следы)

Ответы детей. (Хитрая)

Дети называют сказки «Волк и лиса», «Лиса и журавль», «Лиса, заяц и петух».

-Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика.

Показ слайда «Заюшкина избушка» и мнемотаблицы.

Ребята, а как называется эта сказка? -Вот Лисичка нам приготовила такую таблицу, давайте рассмотрим, что на ней изображено, попробуйте с её помощью рассказать сказку. Слушайте внимательно сказку, потому что один ребёнок начнет ее рассказывать, а где он остановится, с того места продолжит сказку другой. (Всю сказку расскажет тот ребенок, у которого хорошая память)

Ответы детей. «Заюшкина избушка».

Дети с помощью мнемотаблицы пересказывают сказку «Заюшкина избушка»).

- Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку «Заюшкина избушка .Ребята вы молодцы, отлично справились с заданием. У Лисы не получилось нас запутать. И нам надо отправляться дальше.

Воспитатель выделяет ребёнка, который рассказал лучше всех и награждает его значком «МОЛОДЕЦ!»

Бросает клубочек, он катится на коврик.

-Лисичка видит, что вы устали, и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой?

ФИЗМИНУТКА

Мышка быстренько бежала

Мышка хвостиком виляла

Ой, яичко уронила .Посмотрите-ка, разбила («показывает яичко» на вытянутых руках)

Вот мы репку посадили

И водой ее полили (имитация движения)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие!

-Вот мы немного и отдохнули, а теперь отправляемся дальше в путь по сказочной стране.

Ответы детей (Да, хотим).

Дети выполняют . Бег на месте

(имитация движения)

 (наклониться, «поднять яичко»)

(наклониться)

(имитация движения)

(имитация движения)

(имитация движений)

Дети показывают «силу».

Бросает клубочек  к доске.

- Проходите, дети, и присаживайтесь на стульчики, нас ждет последнее задание Лисы.

(Дети присаживаются на стульчики).

Дети садятся на стульчики.

Лиса вам приготовила загадки, вы будете отвечать, как называется сказка, а затем, я вам буду показывать картинку.

«Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то!

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти,

Маленькие дети?»

Ответы детей ( «Волк и  семеро козлят»).

Показ слайда сказки «Волк и семеро козлят».

-Молодцы дети, правильно – это сказка «Семеро козлят».

- Кто же всех козляток съел? Слушайте внимательно и отгадывайте, о какой сказке говорится в этой загадке?

 «В чистом поле вырос дом,

Кто-кто проживает в нем.

Видим мышка в нем, норушка,

Да Лягушка в нем, квакушка.

Дом не низок не высок,

Как зовется?»

-Молодцы дети, правильно – это сказка  «Теремок» . А вот в этой сказке были такие зверюшки: зайчик-побегайчик, мышка-норушка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый. Кто развалил теремок?

Ответы детей (Волк).

Ответы детей («Теремок).

Ответы детей (Медведь).

Показ слайда сказки  «Теремок».

 «Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.»

-Но почему всё же с Иванушкой случилась беда?

Следующая загадка:

 «Он в сказочке живет,

он не ёжик и не кот,

из муки он был печен,

на сметане был мешен.

На окошке он студился,

по дорожке он катился.»

- Как называется сказка?

-Кого встречал на своем пути колобок?

Колобок благодарит детей за помощь:

- «Ребята, спасибо вам за помощь! Вы так хорошо знаете сказки, что благодаря вашим правильным ответам на хитрые вопросы Лисы я снова оказался в своей сказке!

- В знак благодарности Колобок вам дарит вот такие значки. Вы молодцы!

Ответы детей «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).

Ответы детей.(Напился из копытца)

Ответы детей .( «Колобок»)

Ответы детей .(Зайчика, волка, медведя, лису).

3.Рефлексия.

-Ребята, вы сегодня решали интересные и сложные задания Лисы. Помогали Колобку вернуться домой.- В какой стране мы побывали?

- Кто запутал все дорожки?

- Назовите сказки, которые вы вспомнили?

- Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?

Ответы детей.(В волшебной стране).

Ответы детей. (Лиса)

Дети перечисляют сказки.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области "Коммуникация" (развитие речи) во второй младшей группе. Тема:"Путешествие по сказочной стране".

Цели деятельности педагога: 1. Продолжить учить детей активно участвовать в диалоге. Учить организованности, внимательности.2. Закреплять способность выразительно рассказывать стихотворения. Упра...

Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ - технологии "Путешествие в мир головных уборов"

Занятие заинтересует творческих педагогов, которые используют в своей работе исследовательские, поисковые методы работы с детьми. Использование игровых ТРИЗ-технологий делают занятие интересным и вовл...

НОД по развитию речи с использованием русских народных сказок " Путешествие в сказочную страну".

Цель:Развитие речи посредством устного народного творчества ( сказок)...

Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ в старшей группе «Путешествие во фруктовый сад» Старшая группа .

Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ в старшей группе «Путешествие во фруктовый сад» Старшая группа №4. Камчатная С.Н.Образовательная область «Речевое развитие».Тема...

Конспект по развитию речи с элементами ТРИЗ «Знакомство с игрой квест»

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о транспорте.Программные задачи:- Закреплять знания детей о различных видах транспорта.-Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания.-...