Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема: «Большая книга фольклора»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бубнова Валентина Григорьевна

Данное занятие закрепляет знание детей о жанорах и видах русского народного творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_folkloru.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Волчихинский детский сад №2»

Конспект

НОД по развитию речи в старшей группе
Тема: «Большая книга фольклора»

Из опыта работы

воспитателя МКДОУ

«Волчихинский детский сад №2»

Бубновой В.Г.

 

Цели: Закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества, познакомить с характерными чертами фольклора; способствовать развитию речи как средства общения, развивать у детей память, мышление, воображение. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Задачи:

- расширять словарный запас;

- совершенствовать грамотную структуру речи;

- тренировать память на запоминание коротких стишков и потешек;

- способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания;

-развивать интонационную выразительность речи; умение четко произносить звуки, фразы;

-активизировать словарный запас детей.

-воспитывать дружеские отношения между детьми,  любознательность;

-воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.

-воспитывать духовно- нравственные чувства к народным традициям.

Материал к занятию: домовенок Кузя, корзинка пазлы по сказкам, макет книги «Фольклор».

Предварительная работа: Чтение сказок, потешек, разучивание скороговорок, пословиц, поговорок, считалок, небылиц. 

                                                                     Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. Предлагаю отправиться в путешествие по страницам большой книги «Фольклора». Согласны?

Воспитатель: Кто помнит, что такое «Фольклор»? (ответы детей).

Воспитатель: Вот с этой красивой книгой фольклора мы отправимся в путешествие.

Воспитатель: (Показываю книгу)

- Но в ней отсутствуют странички. Они раскиданы по полу. А здесь какая-то записка.

Ни зверушка, ни ребенок,

Я- Кузя Домовенок.

В доме живу в укромном местечке,

Знаю заветные словечки.

Научите меня красиво говорить,

Буду с вами играть и дружить.

Воспитатель: Так вот значит, кто книгу уронил. (Кузя сидит в уголочке группы.) Дети, надо нам книгу собрать. Первая страница скороговорок. Все скороговорки не переговоришь и не выговоришь. А как нужно произносить скороговорки?
Дети: Быстро и чётко.
Назовите скороговорки, которые вы знаете.

Страница скороговорок.

У Ивашки рубашка,

У рубашки кармашки.

 

Черной ночью, черный кот,

Прыгнул в черный дымоход.

В дымоходе чернота,

Отыщите, там кота.

 

Было весело на горке,

Сане, Соне и Егорке,

А Маруся не каталась,

В снег упасть она боялась.

 

У моей сестры Марины,

Щеки словно мандарины,

А сама сестра Марина,

Чуть побольше мандарина.

 Воспитатель: Молодцы, ребята. Ваши язычки хорошо поработали и мы добавляем страничку в книгу.

Кузя: Вот беда, беда, огорчения. Мне так век не проговорить.

Страница пословиц.

Воспитатель: А теперь страничка пословиц. А что такое пословица? Я вам напомню, пословица – это народная мудрость, умное мудрое высказывание. Надо нам в кузовок пословицы собрать.

Игра «Кузовок пословиц» (дети поочередно кладут в корзинку шарики)

  • Говорить не думая, что стрелять не целясь.
  • Делу время, потехе час.
  • Книга - источник знаний.
  • Кто много читает, тот много знает.
  • Золото добывают из земли, а знания из книг.
  • Книга не пряник, а к себе манит.
  • Одна пчела много меду не натаскает.
  • Сделал дело- гуляй смело.
  • Герой за Родину горой.
  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Дракой правду не добудешь.
  • Скучен день до вечера, когда делать нечего.

- Ребята, а как вы думаете , пословица «Делу время- потехе час» о чем. Чему она  вас научила?

  • -А пословица «Кто много читает, тот много знает»,  о чем она. Что вы из нее поняли?

Воспитатель: Вот и эта страничка готова.

А следующая страница- потешек. ( Дети рассказывают потешки)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Как быстро мы собираем страницы.

Кузя: Дружно вы взялись за дело и работа закипела.

Воспитатель: Наши дети, Кузя, на все руки мастера.

Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

Сам народ для себя песни – шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели.

Воспитатель. А следующая страница- это русские народные игры. 

Какие вы знаете игры, я предлагаю вам поиграть в игру «Лоб, щека, коленки» 

Цель: развитие быстроты реакции, внимания, координации, умения слушать.

Задание: правильно выполнять задание.

Играть можно и стоя в кругу, и сидя за столом. Ведущий называет и одновременно показывает на свои лоб, щёку и коленки. Дети должны делать то, что он сказал. Ведущий может путать детей, говоря одно, а показывая на другое. Дети ошибаться не должны. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

 

Воспитатель: Следующая страница книги- шутки- небылицы.

Вы ребята, не скучайте, да гостей поразвлекайте. Присаживайся и ты Кузя. Да послушай наши шутки-прибаутки.

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике..

Лошадь ела сало, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

 

- Где, ты, Иван?

- В горнице.

- А что делаешь?

- Петру помогаю.

- А что, Петр, делает?

- Да на печи лежит.

 

- Филя! Есть хочешь?

- Да нет, матушка, я перекусил.

- А чем перекусил?

- Да съел кусок пирога,

- Горшок сметаны,

- И решето калачей!

 

Между небом и землёй

Поросёнок рылся,

И нечаянно хвостом, 

К небу прицепился.

 

Воспитатель: Вот посмешили вы нас, ребята! Я тоже знаю потешку:

Чепуха, чепуха,

Это просто враки!

«Куры съели петуха», –

Говорят собаки.

Воспитатель: Отлично, эту страничку мы тоже вернули в книгу.

Кузя: Вот потеха, так потеха. Давно так не смеялся.

Страница сказок.

Кузя: А теперь игра «Собери сказку». Думаю, с ней справятся все.

В каждом конверте картинка по сказке. Дети собирают пазлы, Кузя загадывает загадку, а дети называют, какая это сказка.

Ехал он на печи,
Уплетал калачи.
Чудо-щуку он поймал 
И желанья загадал.
(Емеля)

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей?

(Царевна Лягушка)

 Из леса птицы прилетают,

Детишек малых забирают,

К Яге в избушку их несут

И в детской сказочке живут.

(Гуси-лебеди)

Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали? 

(Снегурочка)

Не  послушал брат сестрицу –

Стал из лужи пить водицу…

 А когда воды напился,

То в кого он превратился?

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») 

Он сумел поймать волчишку,

Он поймал лису и мишку.

Он поймал их не сачком,

А поймал он их бочком.

(«Бычок – смоляной бочок»)

Воспитатель: Молодцы, мы добавили еще одну страницу в нашу книгу.

Страница загадок.

Кто такая, угадай-ка, в белом платьице хозяйка?

Потрясла свои перинки — в небе кружатся снежинки… (Зима)

Белый, но не сахар,

Безногий, а идет. (Снег)

С неба падает зимой,

Тихо кружит над землей,

Легкая пушинка Белая… (Снежинка)

Висит она вниз головою,

 Не летом, а снежной зимою.

Как только весна в мир придет,

Заплачет и в снег упадет. (Сосулька)

Как простое стекло, он прозрачен,

Но для окон не предназначен. (Лед)

Котик наш решил прилечь на натопленную печь,

Хвостиком прикрыл он нос — скоро на дворе… (Мороз)

 В белом кружеве деревня —

Крыши, окна и деревья,

Если ветер нападет,

Это кружево спадет. (Иней)

Летаю в поле с ветром на воле.

Закручу-заверчу и помчу, как хочу,

А вдоль домов пролетаю,

Сугробов много наметаю. (Метель)

  Не кормили, не растили,

Из холодного снега лепили.

Вместо носа морковку

Детки тиснули ловко.

Угольки вместо глаз,

И вверху медный таз.

Белая и очень большая,

Скажите, кто она такая? (Снежная баба)

Воспитатель: Вставляем последнюю страничку. Вот мы и собрали нашу книгу. Поставим ее на полочку и будем беречь. А тебе Кузя дети напомнят правила обращения с книгами.

  • Книгу нельзя брать грязными руками или класть ее на грязный стол.
  • Перед тем, как перевернуть страницу, не следует лизать палец, так как от этого страница портится. Из-за того, что бумага шероховатая, на ней легко задерживается пыль, грязь. Поэтому, думая о “здоровье” книги, мы заботимся и о своем здоровье.
  • Переворачивать страницу нужно только за верхний угол. Если переворачивать за нижний уголок, то быстро стираются цифры, которые указывают номер страницы.
  • Нельзя загибать уголок. Страница будет испорчена. Уголок очень быстро отвалится.
  • Нельзя закладывать в книгу карандаш или ручку. От этого портится переплет. Лучше всего пользоваться закладками. Сделать закладку можно самим из цветной бумаги или открытки.
  • На время чтения библиотечные книги нужно оборачивать.
  • Нельзя читать во время еды. Это замедляет процесс пищеварения и неблагоприятно влияет на зрение. Кроме того, можно нечаянно испачкать книгу, а прочитанная за едой информация хуже усваивается.

Воспитатель: Кончилось веселье –

Пришло время угощенья!

Не робейте, не стесняйтесь,

Сладостями угощайтесь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»Цель: Формировать умения обобщать, классифицировать через словесно- речевые игрыЗадачи:Воспитательные: учить отвечать на вопросы полными ответами...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Путешествие в страну «Красивой речи».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Путешествие в страну «Красивой речи»Цель: обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речев...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в Страну Красивой речи»

Данный конспект направлен на обобщение знаний детей старшей  группы, полученные в течения первого полугодия учебного года...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков (З) - (Ж)"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков (З) - (Ж)"...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...