Конспект занятия по развитию речи «Великий полководец Александр Невский»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Луканина Галина Александровна

«Великий полководец Александр Невский»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nevskiy.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад №21 «Росинка» комбинированного вида

КОНСПЕКТ

подгруппового занятия

 проведенного в рамках XVIII Московских областных Рождественских образовательных чтений по теме "Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа"

«Великий полководец Александр Невский»

в подготовительной к школе группе № 2 (ОНР)

Дата проведения: 04.12.2020г.

Подготовила:

учитель-логопед Луканина Г.А.

г. Лыткарино

2020 – 2021 учебный год

Цель:        Познакомить с детством и подвигом во имя Руси Александра Невского.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- уточнять и активизировать словарный запас детей по теме занятия;

- дать представление о том, какими были защитники нашего отечества во времена Александра Невского;

- развивать глагольный словарь.

Коррекционно-развивающие развивающие: 

- развивать у детей мыслительную деятельность,

-  развитие культуры языка,

- расширение представлений учащихся об окружающем мире.

Коррекционно-воспитательные: 

- воспитание патриотических чувств, желание быть похожим на защитников России,

- воспитание самоконтроля за речью,

- воспитание культуры быта,

- развитие коммуникативных навыков, умение вести диалог,

- вызвать эмоциональный отклик у детей.

Наглядный материал: 

репродукции картин с изображением Александра Невского и его подвигов, иллюстрации, книги «Что значит твоё имя?», энциклопедия «Герои русской истории», видеоматериал "Александр Невский"

Моделирование ситуации: Беседа с детьми.

Учитель-логопед:- Кто такой Александр Невский? (ответы детей)

Учитель-логопед:- Хотите увидеть его портрет?

Рассматривание картины П. Корина «Александр Невский»:

Учитель-логопед:- Кто изображён на картине? (воин, защитник)

Учитель-логопед:- Какой это воин, современный или старинный? (старинный)

Учитель-логопед:- Как вы догадались? (по его одежде и оружию)

Учитель-логопед:- Во что одет воин? (железные доспехи, шлем)

Учитель-логопед:- Чем он вооружён? (мечом)

Учитель-логопед:- О чём он думает? Как вы догадались? (по выражению лица)

Учитель-логопед:- Что хотел нам сказать художник своей картиной?

Учитель-логопед:- Вы хотите больше узнать об этом человеке?

Показ видеоматериала "Александр Невский"

1 слайд

Учитель-логопед:- Ребята, вы запомнили, в каком городе родился Александр Невский? (Переславль-Залесский)  А в каком городе родились вы?

Александр Невский родился очень, очень давно (7,5 веков назад). Тогда люди строили свои дома из дерева, по воде плавали на судах, которые называли ладьями, а Москва была всего лишь маленьким укреплением на вершине холма. В это время в семье новгородского князя Ярослава родился мальчик, которого назвали Александром. В три года его уже посадили на коня. Княжеские воины обучили его владеть оружием, и он быстро овладел этим мастерством. В те времена мальчиков сразу учили защищать себя и других, воспитывали их защитниками своей земли. Чуть позже, когда маленький Александр подрос, его обучили грамоте. Когда Александру исполнилось 16 лет, отец доверил ему княжить в городе Новгороде.

Учитель-логопед:- Как раньше называли мальчиков? (Ярополк, Всеволод, Мстислав)

Учитель-логопед:- Каждое имя имеет смысл. Кто знает, что означает имя Александр? Среди ваших друзей, дети, есть мальчики с таким именем? Как узнать, что означает имя? (ответы детей) Поиск значения имени в книге.

Учитель-логопед:- Имя Александр означает «защитник людей». Как вы думаете, князь Александр оправдал своё имя?(ответы детей) 

Учитель-логопед:- В честь какого великого полководца назвали Александра Невского? (Александр Македонский).

2 слайд

Учитель-логопед:- Ребята, как юный Александр готовился к тому , чтобы стать воином? Чему он научился? (ездить на коне, драться с саблей, стрелять из лука, охотиться)

Учитель-логопед:- Как назывался учебный предмет, которому обучался Александр? (Ратное дело) Что он на нем изучал? (какое бывают крепости, доспехи, походы)

3 слайд

Учитель-логопед:- Ребята, во сколько лет Александр отправился в свой первый поход?

Учитель-логопед:- Что делают в наше время мальчики 16-ти лет? (ответы детей). Обычно в 16 лет мальчики учатся.

4 слайд

Учитель-логопед:- На какой реке произошла битва в 1240 году? (на Неве). А какая река протекает в нашем городе?

Чтение рассказа о битве на реке Неве.

В то время у нашей Родины - Руси было очень много врагов. Сначала напали на Новгород, в котором правил князь Александр, шведы. Шведский король собрал сильное войско и послал его завоевать русские земли. Шведские захватчики приплыли на огромных ладьях по реке Неве. Очень испугались новгородцы, никак они не надеялись с малым войском отбить сильного врага. Но, несмотря на это, князь Александр решает собрать войско и выступить против шведского короля. Он поднимает всех русских людей на защиту родной земли. Александр рано утром незаметно подошел к вражескому лагерю, который находился на реке Неве. Он напал неожиданно, когда шведы отдыхали и не ждали нападения. (Показ иллюстрации)

Самоотверженно сражались русские воины, но только к вечеру одолели врага. Князь Александр с победой вернулся домой. С тех пор к имени Александр благодарные люди добавили ещё одно слово.

Учитель-логопед:- Какое?(ответы детей) Александр Невский. Было Александру в ту пору всего 20 лет.

5слайд

Учитель-логопед:- Почему битву в 1242г. назвали Ледовым побоищем? Почему войско Александра Невского боролось без доспехов?

Учитель-логопед:- Хотите узнать о его подвигах? Где можно узнать? (ответы детей) Нам поможет книга «Герои русской истории».

Много подвигов и добрых дел совершил он за свою жизнь. Вы можете об этом узнать из книг и фильмов.

Всю свою жизнь Александр Невский посвятил освобождению Руси от иноземных захватчиков. Он выполнил свою задачу. Сохранил Русь. За свои заслуги перед Родиной Александр Невский был причислен церковью к святым. Вот такую икону с изображением святого Александра Невского вы можете увидеть в церкви. (Показ репродукции)

Русские люди любят и почитают князя Александра Невского.

Сотни лет прошли с той были,

Многие ушли - как дым...

А вот князя не забыли -

Он великим стал святым!

Русская царица Екатерина I учредила орден Александра Невского, которым награждают выдающихся военачальников.

Учитель-логопед:- Скажите, Александр Невский мог добиться победы над врагом один? (ответы детей)

Учитель-логопед: - Нет, один в поле не воин. Ему помогали русские воины, а ещё их называли дружинники. Как вы думаете, почему их так называли? (ответы детей)

Учитель-логопед: - Александру Невскому отводится исключительная роль в истории Руси. За всю свою жизнь великий князь Александр Невский не проиграл ни одного сражения. Его кратко можно описать как талантливого дипломата, полководца, который смог защитить Русь от многих врагов. Александр Невский - символ защитника Родины, мудрый правитель, сильный, смелый воин. В наши дни его именем названы улицы и площади, в его честь установлены памятники, воздвигнуты православные церкви во многих городах России.
Учитель-логопед: - Ребята, наше занятие подходит к концу. Что вам больше всего запомнилось о великом русском полководце? Какими качествами характера обладал Александр Невский?

Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы! Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе Тема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, сопереживать героям....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "У страха глаза велики"

учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений. Учить детей объяснять значения слов, упражнять в образовании слов с суффиксами оценки, в подборе синонимов и антоним...

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Познакомить детей с новой сказкой,учить следить за развитием действия,сопереживать героям....

конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "У страха глаза велики"

Данное занятие рекомендуется проводить при обучении детей рассказывать сказку по мнемотаблице -картинкам.Занятие логично и последовательно, отначала и до конца занятие подчинено одной теме....

Спортивно-познавательное развлечение "Кто с мечом к нам войдет...Великий полководец Александр Невский"

Спортивно-познавательное развлечение посвященное 800-летию со дня рождения Александра Невского...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Цель: напомнить детям известные им РНСказки, познакомить детей с новой сказкой, формировать умение следить за развитием действия, способствовать желанию детей сопереживать героям; помочь детям пр...