Степь кубанская, мать кормилица!
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект ООД по познавательному и речевому развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной  интегрированной  образовательной  деятельности по познавательному и речевому развитию «Степь кубанская, мать-кормилица!» в подготовительной  группе компенсирующей направленности  с использованием игровых, информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий.

                                                                                            Воспитатель: Клочко

                                                                                            Оксана Викторовна

Цель: воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к  труду хлеборобов.

Задачи:

  • Закреплять знания о последовательности этапов выращивания  хлеба;
  • Закреплять знания о сельскохозяйственных профессиях (тракторист, агроном, сеяльщик, комбайнёр,  рабочие зернотока);
  • Уточнить представления о сельскохозяйственной технике (трактор, комбайн, жатка, сеялка, веялка, борона, зерновоз);
  • Закрепить представления о Кубани – житнице России;
  • Развивать связную речь;
  • Активизировать словарь по лексической теме «Злаки».

Материал: интерактивная доска, презентация «Как выращивают хлеб», предметные картинки  «Злаки», хлебобулочные изделия, розетки с образцами зёрен, магнитная доска.

Образовательные области:

  • социально – коммуникативное развитие,
  • познавательное развитие,
  • речевое развитие,
  • физическое развитие.

Предварительная работа:

Рассматривание: А.А.Пластов «Ужин тракториста», И.Шишкин «Рожь», альбомов «Злаки», «Профессии на селе»

Беседы «О труде комбайнёров, агронома».

 Разучивание пословиц и поговорок о хлебе.                                                    

 Чтение:  Я. Тайц «Всё здесь», А.Куприн «Отцовское поле», Г.Х.Андерсен «О девочке, которая наступила на хлеб», Л.Воронкова «На дальнем поле», К.Ушинский «Хлеб».

Загадывание загадок о растениях поля, сада, огорода.

Ход: 

Воспитатель предлагает детям отгадать, что лежит у него на столе под салфеткой .

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Открывает салфетку

       Вот он хлебушко душистый,

       С хрупкой корочкой витой,

       Вот он – тёплый, золотистый,

       Словно солнцем налитой.

Чтобы получить такой каравай, люди должны  вложить  в него много труда, как вы думаете с чего начинается путь хлеба к нам на стол?

(дети дают разные ответы – нужно посеять зерно, вырастить, смолоть в муку, спечь и т.д.)

Конечно, ребята, вы все правы, на самом деле очень много людей разных профессий постарались, чтобы хлеб всегда был на нашем столе.

Давайте посмотрим на труд взрослых и назовём этапы выращивания зерна.

Рассматривают с детьми слайды, называют процессы работы –

-вспашка земли;

-боронование;

-сев;

-подкормка удобрениями;

-полив;

-жатва;

-перевозка зерна на ток;

-анализ качества зерна в лаборатории;

-сушка;

-веяние;

-закладывание зерна в элеватор.

Во время рассматривания воспитатель задаёт вопросы:

-Чем пашут землю? (плугом на тракторе).

-Что делают в поле бороной? (разбивают комья земли, чтобы всходам было легче расти).

Дети называют сельхозорудия (сеялка, жатка, веялка) , технику (комбайн, зерновоз, поливочная машина, грузовая) и профессии людей, занятых в сельском труде (агроном, комбайнёр, рабочие  в поле, на току, водитель, тракторист).

Ребята, как одним словом  можно назвать всех этих людей?

(Хлеборобы, земледельцы).

Послушайте какие замечательные стихи написал наш кубанский поэт Кронид Обойщиков о хлеборобах:

В степи, под этим южным небом,

Мне хлеборобы, как родня.

Они Россию кормят хлебом,

А это, значит – и меня…

Ребята, вы слышали когда-нибудь выражение «Кубань – житница России», как вы думаете, что это значит?

Выслушивает ответы детей, подытоживает:

Житница от слова «жито», так в старину называли хлеб, в нашем крае много больших безлесных пространств, на которых удобно выращивать злаковые культуры.

Какие  зерновые злаковые культуры вы можете назвать и показать?

Дети отбирают и выставляют на доску картинки с изображением пшеницы, ячменя, овса, ржи, риса, проса, гречихи, кукурузы.

 Из каких  злаков чаще всего пекут хлеб? Из ржи – ржаной, из пшеницы –    пшеничный, из кукурузы – кукурузный.

Динамическая пауза: «Посадили зёрнышко»

Воспитатель предлагает детям поиграть (дети сидят на корточках).

Представьте, что у вас в ладонях лежит маленькое зёрнышко (ладони раскрыты), которое мы должны посадить в землю. Чтобы оно лучше росло, нужно согреть его своим дыханием (дети дуют на зёрнышко, закрывают ладони и «сажают» его в землю). Далее выполняют имитационные движения «поливают», «рыхлят». Вырос из зёрнышка колос, тянется к солнцу (дети вытянулись во весь рост, встали на носочки).

Колоски золочёные на ветру качаются (Дети поднимают руки вверх и качаются из стороны в сторону).

На ветру качаются, низко наклоняются.

Исследовательская деятельность:

Ребята, подойдите к столу (перед детьми стоят розетки с  зерном),знаете ли вы, что можно сделать из этих зёрен? ( муку, крупу, хлебобулочные изделия, кашу, кисели)

 Какую кашу делают из овса (Овсяную или геркулес)

 Из риса? (рисовую)

 Из ячменя? (Ячменную или перловку)

 Из проса? (Просяную или пшено)

Из гречихи? (гречневую или гречку)

Из пшеницы? (пшеничную, манную)

Из кукурузы? (кукурузную)

Пальчиковая гимнастика: «Каша»

Каша в поле росла (дети подняли руки, шевелят пальчиками),

К нам в тарелку пришла («идут» пальчиками по столу).

Всех друзей угостим,

По тарелке дадим (в правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки).

Птичке-невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрёшке (загибают по одному пальчику на обеих руках),

Всем дадим по ложке (разжимают кулачки).

Труд  хлеборобов – нелёгкий труд и во все времена почитался в народе, поэтому он сложил о нём немало пословиц и поговорок.

А вы знаете их?

Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит.

Без хлеба нет обеда.

Хлеб – всему голова.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

После того, как дети называют пословицу, воспитатель просит разъяснить её значение.

В конце занятия  педагог читает стихотворение:

Вот хлеб: высок, румян и свеж,

Его ты ежедневно ешь –

Свежайший, вкусный, наливной,

Пшеничный любишь, и ржаной.

Не забывай же никогда,

Какого стоило труда

Поднять тугую целину

Плугами в трудную весну,

Удобрить землю под зерно,

Чтоб в колос выбилось оно.

А жатва, если зной иль град?

Их много – всяческих преград

Преодолеть нам суждено,

Чтоб в закрома легло зерно.

Запомни же, как дважды два

Народной мудрости слова:

Кто хлебушком не дорожит,

Тот мимо жизни пробежит.

И если ты не глух, не слеп,

Цени народный этот хлеб.

                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации проведения занятий по аэробике (степ-аэробике) с использованием степ-платформы.

рекомендации помогут педагогам в определении задач занятий, помощь в изготовлении степ-платформ,составлении плана занятия исходя из структуры....

Степ - аэробика с использованием нестандартных степ - досок

Предлагаю вам методическую разработку по непосредственной образовательной деятельности «Физическая культура» по теме «Степ – аэробика на нестандартных степ - досках» для детей старшей и подготов...

Занятие "Степь, да степь кругом"

Занятие "Степь, да степь кругом"...

Конспект НОД по познавательному развитию " Степь кубанская, мать-кормилица!"

Конспект НОД по познавательному развитию "Степь кубанская, мать-кормилица!"...

Программа "Мы играем в кубанские народные игры" (использование кубанских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста)

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных...

«Степ – здоровье, степ – игра!»

План – конспектфизкультурной образовательной деятельности со степами.«Степ – здоровье, степ – игра!» Место проведения: спортивный зал.Одежда обувь: спортивная.Оборуд...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Приобщение детей к истокам кубанской культуры, через кубанские казачьи игры»

Патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка, так как я часто замечаю в нашей современной молодежи бездоходность, безнравственность, потер...