развитие речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

как муравьишка домой спешил чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО участника: Чернышова Ольга Владимировна

№ участника:

Образовательные области: развитие речи, познавательное развитие

Тема занятия: Выразительное чтение сказки В.Бианки «Как Муравьишка домой спешил»

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия:

Задачи занятия:  

-формировать умение осмысливать характеры и поступки персонажей;

- формировать представление детей о жизни насекомых;

- способствовать развитию творческого мышления, активного общения через литературные сказки;

-формировать нравственные качества: доброта, отзывчивость;

- прививать любовь и уважение к книге, как к источнику эстетической культуры.

Дополнительные задачи:

-совершенствовать умение детей узнавать насекомых по внешнему виду и правильно называть их;

-способствовать развитию внимания и памяти воспитанников;

Словарная работа: землемер, водомер, сенокосец,жужелица.

Планируемый результат занятия: расширены представления детей о жизни насекомых.

Подготовительная работа:

 рассматривание альбомов, фото, иллюстраций с изображением насекомых; иллюстраций в книге В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил».

-беседа по теме «Насекомые»;

-д/и «Собери картинку», «Четвёртый лишний».

Материалы и оборудование: 

- Шарик со стихотворением и иголка

-компьютер, смарт- доска для проведения интерактивной игры.

 - книга В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»

-листы бумаги для рисования,карандаши

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

- прививать любовь к литературному чтению;

- совершенствовать умение понимать тему и содержание произведения;

Дети находятся в свободной деятельности. Воспитатель вности шарик, в нем что- то есть. Предлагает лопнуть его. Ребята, здесь какое- то письмо. Это стихотворение. Предлагает послушать стихотворение и подумать, как его можно назвать. Проходите на стулья.

 «Полз по арбузу муравей

И думал: «Ой-ёй-ёй!»

Как необъятен и велик

Огромный шар земной!»

                                             (Р. Сеф «Муравей»)

Как вы думаете, кто нам его прислал? Наверное, это тот муравей, о котором я недавно читала сказку. Сегодня я познакомлю с ней и вас.

Воспитатель интересуется, почему муравью арбуз казался земным шаром.

Художественное слово

Обсуждение

Беседа

Играют за столами.

Садятся на стулья.

Слушают стихотворение, придумывают название для него.

Дети предлагают назвать стихотворение «Муравей».

Дети высказывают свои предположения.

Дети смотивированы на предстоящую деятельность.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

- формировать представление детей о жизни насекомых;

Воспитатель интересуется, легко ли живётся маленьким насекомым и предлагает прочитать сказку про маленького муравьишку.

Беседа, обсуждение

Дети отвечают на вопросы

Вызван интерес к чтению произведения.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

- способствовать развитию творческого мышления, активного общения через литературные сказки;

- прививать любовь и уважение к книге, как к источнику эстетической культуры.

 формировать представление детей о жизни насекомых;

-совершенствовать умение детей узнавать насекомых по внешнему виду и правильно называть их;

Ребята, обратите внимание на нашу доску. Посмотрите, это изображение писателя Виталия Бианки, чью сказку мы с вами сегодня будем читать. Этот  писатель в своих книгах раскрывает мир природы, красочно учит проникать в ее тайны.

Воспитатель показывает книгу В. Бианки. –Ребята,Ю сейчас я расскажу вам начало этой истории. (Рассказывает)Давайте проговорим названия насекомых, которых встретил Муравьишка- землемер, сенокосец, жужелица, блошачок. А теперь я прочитаю, что же было дальше? Читает текст, задаёт вопросы по содержанию произведения:

- почему Муравьишка остался один?

Кто помог Муравьишке добраться до дома?

-Как выглядел майский жук?Давайте обратимся к тексту, что об этом написал автор? (Читает фрагмент).

После землемера Муравьишке помог…

По воде помогла добраться…

Через забор Муравьишку перенес…

Далее воспитатель предлагает подумать, что бы случилось, если бы муравьишке никто не помог. Воспитатель помогает в правильном построении предложений.

А теперь давайте сделаем динамическую паузу.

От друзей муравьишка отстал            

Ой-ёй-ёй!                                                                          

Ножку тонкую он поломал                  

Ай-яй-яй!

Травкой быстро её обмотал              

  В муравейник скорей побежал            

Ну, а солнце за лес уж зашло

Ох-ох-ох!                                             Стало сразу так страшно, темно.         Ах-ах-ах!

Хорошо, что друзья помогли,

Муравьишку домой принесли.             Молодцы!

Наглядное изображение

Чтение сказки

Рассказ

Вопросы к детям

Опора на словесный образец

Чтение эпизода

Закончи предложение

Смотрят на экран.

Рассматривают книгу.

Слушают текст.

Проговаривают слова

Отвечают на вопросы

- Залез на березу

- Насекомые

Паук-сенокосец

Водомерка

Кузнечик

Дети придумывают свою концовку сказки

Дети прижимают ладони к щекам, качают  головой) 

(ритмично сгибают и разгибают колени)

(круговые движения руками у ноги) 

(бег на месте) 

(делают ритмично «пружинки») 

(закрывают глаза ладонями, качают головой)

 (хлопают в ладоши.)

Дети ознакомлены с текстом произведения, получили новые сведения о жизни насекомых

2.3.

Этап практического решения проблемы

А сейчас мы поиграем в игру, но прежде я хочу напомнить вам, как нужно обращаться со смарт- доской.

Проверьте, не влажные ли у вас руки. Чем мы можем пользоваться при работе?

Игра называется «Кто лишний?» Вам нужно вспомнить, кто из этих насекомых помогал Муравьишке добраться до дома, а кто-нет. Чтобы проверить ответ, нужно двигать картинку в центр, к муравью. Если ответ правильный, картинка исчезнет, а если нет- вернется на место.

Молодцы!

Игра, наглядное изображение,

Прием использования ТСО

Стоят справа от доски.

Повторяют правила безопасности при работе с доской.

Дети смотрят на экран, называют насекомых.

При помощи стилуса передвигают изображения насекомых.

            

Закреплен ход событий произведения

3.

Заключительный этап

- способствовать развитию творческого мышления, активного общения через литературные сказки;

-формировать нравственные качества: доброта, отзывчивость;

Ребята, мы отлично поиграли, теперь я предлагаю вам выполнить зарядку для глаз, чтобы наши глаза не переутомлялись.

Глазкам нужно отдохнуть.»  

«Нужно глубоко вздохнуть.»  ( «Глаза по кругу побегут.»  «Много-много раз моргнут «Глазкам стало хорошо.»  «Увидят мои глазки все!»

Давайте повторим название и автора сказки, которую мы читали сегодня.

Что вам больше всего понравилось?Кому было интересно- похлопайте, а кому скучно- потопайте.

А сейчас мы с вами нарисуем иллюстрации к этой сказке, чтобы потом можно было сделать книжку- малышку. Присаживайтесь за столы, спину держите ровно.Раздает листы бумаги.

Вопросы к детям

Выполняют зарядку для глаз.

(Ребята закрывают глаза)

Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

» (Частое моргание глазами)

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Отвечают на вопросы.

Дети проанализировали сказку, получили положительные эмоции от деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...