Конспект по развитию речи "Осенняя пора-очей очарованье" в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи "Осенняя пора - очей очарованье!". На занятиии используются разнообразные методы и приемы для развития связной речи дошкольников, в том числе применяеся мнемотехника при рассматривании сюжетной картины "Поздняя осень".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №245»

Конспект открытого занятия по развитию речи

«Осенняя пора – очей очарованье»

(подготовительная группа)

Разработала: воспитатель МБДОУ «Детский сад №245»

Захарова Лариса Сергеевна



Тема: «Осенняя пора – очей очарованье»

Цель: Создать условия для развития связной речи дошкольников, при помощи составления рассказа по сюжетной картине.

Задачи:

  • Обобщить представления о периодах осени, ее приметах и изменениях в природе поздней осенью; расширять и активизировать словарь детей по теме «Осень».
  • Совершенствовать навык рассматривания сюжетной картины при помощи опорной схемы.
  • Закреплять умение подробно и логически последовательно излагать содержание картины; самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие изображенным на картине.
  • Тренировать в подборе  родственных слов.
  • Развивать речевую и познавательную активность детей, связную речь, слуховое и зрительное внимание, творческое воображение, логическое мышление.
  • Создавать положительный эмоциональный настрой.
  • Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе, самостоятельность, активность, культуру общения, умение выслушивать до конца ответы товарищей, не выкрикивать.

Предварительная работа. 

  • Целевые прогулки, ежедневные наблюдения за изменениями в природе поздней осенью.
  • Рассматривание иллюстраций об осени.
  • Беседы с детьми «Признаки осени», «Осенние приметы».
  • Чтение стихотворений А. Фета «Ласточки пропали…», А. Плещеева «Осень», И Демьянова «Летят дождинки».
  • Дидактические игры на тему «Осень»: «Один-много», «Назови, какая погода?», «Скажи наоборот», «Я начну, а ты закончи».

Оборудование:

Магнитная доска, репродукция картины « Поздняя осень» М.Г Пишванова,  опорная схема для составления рассказа по картине, 2 картинки осеннего дерева, осенние листья.

Методы и приемы: Беседа, художественное слово, прием активизации самостоятельного мышления детей, игровые упражнения, наглядность.


Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель читает стихотворение Н Антонова:

Желтой краской кто-то

Выкрасил леса,

Стали отчего-то

Ниже небеса,

Ярче запылали

Кисточки рябин.

Все цветы увяли,

Лишь свежа полынь.

Я спросил у папы:

- Что случилось вдруг?

И ответил папа:

Воспитатель: Ребята, что ответил папа?

(Это осень, друг.) Н. Антонова

- Ребята, вы наверняка догадались, о чем мы сегодня будем разговаривать? (об осени, признаках осени, как готовятся люди и животные осенью к зиме).

II. Основная часть

1. Отгадайте загадки.

- Вы правильно определили, о чем мы будем с вами беседовать. А есть ли среди вас те, кто знает загадки про осень или осенние явления?

Ветер листьями играет,

их с деревьев обрывает.

Всюду листики кружат –

это значит… (Листопад)

Его из леса ветер гонит,

И, как на крыльях, он летит.

И сам он в речке не утонет

И в ней воды не замутит.

Уносит осенью поток

Опавший желтенький… (Листок)

2. Дидактическая игра «Подбери слово»

- От какого слова получились слова «листопад», «листок»? (лист)

- Какие еще родственные слова вы знаете для этого слова? (листья,  листва, листочек, листопадник, лиственный, остролистый, тысячелистник, пятилистник, листать, отлистать, перелистывать, широколиственный, узколистый, крупнолистый, безлистый)

3. Дидактическая игра «Опиши месяц»

- В какое время года бывает листопад?

- Сколько месяцев длится осень? Какие это месяцы? Что вы знаете об особенностях  каждого месяца?

Дети. Сентябрь – это ранняя осень, первый месяц осени, когда листья только начинают желтеть, но ещё много зелёных листьев. Рябинник.

Октябрь – это второй месяц осени. В этот период все деревья стоят в оранжево-жёлтые листья, будто в золоте, поэтому и получил название «Золотая осень». Листопадник.

Ноябрь – это поздняя осень, когда на деревьях опадают все листья и природа готовится к зиме. Предзимник.  Ноябрь называют чернотропником.

4. Дидактическая игра «Приметы осени» (в движении)

На магнитной доске 2 картинки с изображением осеннего дерева без листьев.

 

- Ребята, посмотрите на доску, Вы видите 2 дерева, а все листья с них опали и лежат на земле. Я предлагаю вам нарядить листочками их и перед наступлением зимы еще раз ими полюбоваться. Но это будут необычные деревья, так как листики перемешались на земле.

- Для этого мы разделимся на 2 команды и та команда, которая назовет больше примет осени, сможет лучше нарядить свое дерево, и значит - выиграет.

  • Осень какая?

(золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, «очей очарованье», расписная, пестрая)

  • Лес осенью какой?

(задумчивый, унылый, тихий, настороженный, притихший, грустный, молчаливый, одинокий, словно терем расписной, золотой, багряный, лиловый, завороженный, опустевший, красочный, живописный)

  • Листья осенью какие?

(разноцветные, зеленые, желтые, ярко-красные, желтокрасные, желто-зеленые, оранжевые, бурые, пестрые, сухие, мокрые )

5. Физкультминутка .

Осенняя игра с движениями под музыку «По лесным дорожкам»

6. Рассматривание картины М.Г. Пишванова «Поздняя осень».  

- Ребята, посмотрите на картину.

- Как вы думаете, какой осенний месяц здесь изображен? Как вы это поняли? (Ноябрь)

7. Зрительная гимнастика.

- Перед тем как мы начнем с вами рассматривать детали картины, давайте подготовим наши глазки. Зажмуриться, посмотреть в даль, посмотреть на кончик носа, быстро поморгать глазами.

8. Игра «Внимательные глазки»

- Представьте, что вы «Следопыты» и у вас в руках подзорная труба или бинокль.  И теперь вам нужно рассказать, что вы видите на картине, начиная со слов «Я вижу…» (необходимо назвать как можно больше объектов).

Ребята. Давайте закроем глаза и представим, что мы попали внутрь картины – расскажите, что вы почувствовали. (холодно, слышу ветер, шелест листьев, идет дождь, на лицо попали капли дождя и т.п)

- Какое время года изображено на картине? Какая погода? Что вы можете сказать про деревья и землю? Кого мы видим на картине? Как еще можно назвать их? Давайте придумаем детям имена. Как одеты дети? Куда пришли дети? Что делают дети?

-Какое у детей настроение? Как вы думаете, а почему у них грустные лица? (наступают холода, многие птицы улетели на юг, а тем, которые остались будет зимой очень тяжело выжить; небо затянуто тучами и вот-вот пойдет дождь и дети переживают, что не успеют повесить кормушки для птиц)

- Как бы вы назвали картину?

- Давайте попробуем вместе составить рассказ по этой картине. Для того чтобы рассказ получился интересным нам поможет схема. (2-3 ребенка)

- Молодцы, вы постарались и придумали разные истории по картине.

9. Дидактическая игра «Чего не бывает осенью»

- Ребята, я предлагаю определить, чего же не бывает осенью. Я буду произносить фразу, а вы должны будете определить относиться ли она к осени или нет. Если относится, то вы должны присесть, если не относится, то - подпрыгнуть.

  • Дети загорают, купаются.
  • Под ногами шуршат листья.
  • Набухают почки, распускаются листья.
  • Птицы собираются в стаи и улетают на юг,
  • Дети надевают шапки, валенки, куртки и пальто,
  • Дети ходят в резиновых сапогах  по  лужам,
  • Медведь спит в берлоге,
  • Дети строят кормушки для птиц,
  • Деревья сбрасывают листву,
  • Дни короткие, темнеет рано,
  • Первый звонок в школе.
  • Дети катаются на санках, коньках.
  • Дикие животные запасают корм.

III. Заключительная часть.

Под медленную музыку дети садятся на стульчики и отвечают на вопросы воспитателя.

- О чем мы сегодня беседовали на занятии?

- Какие задания вам больше всего понравились?

- Кому было сложно составлять рассказ по картине?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ по развитию речи Тема: « Путешествие капельки» ( подготовительная группа)

Тема: Пересказ сказки « Как капелька стала снежинкой» Образовательные задачи: Учить детей передавать содержание текста полнл, последовательно, выразительно. Уточнить естественнонаучные представле...

Конспект по развитию лексико- грамматических речи детей подготовительной группы «Культура и традиции русского народа»

Цель: развитие лексико- грамматических речи детей и связной речи.Задачи:-активизировать знания о культуре и традициях русого народа;-словообразование сложных слов-закрепить умения в образовании родств...

Конспект по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Вулканы»

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в...

Конспект по развитию речи по теме «Урожай». Подготовительная группа.

Цель: уточнить и обобщить знания детей об овощахЗадачи:- уточнять, обобщать и систематизировать представления детей об овощах, их отличительных особенностях;- уточнять и активизировать словарный запас...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию: «Унылая пора! Очей Очарованье!..» Подготовительная группа.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по позновательному развитию: " Унылая пора! Очей очарованье!.."...

Конспект познавательного развития на тему «Насекомые» для подготовительной группы (6- 7 лет)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23320000","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Конспект по развитию речи: «Загадки осени» в подготовительной группе

Задачи:1. Обогащать и активизировать речь детей.2. Закрепить знания об осени.3. Совершенствовать слуховое внимание и фонематическое восприятие.4. Закреплять умение определять место звука в слове.5. Уп...