Выступление из опыта работы: «Игра – драматизация как средство формирования связной речи у детей среднего дошкольного возраста».
консультация по развитию речи (средняя группа)

Игра-драматизация- это эффективное средство для художественого, эстетического, нравтсвенного, умственного и речевого развития детей. В ходе игр-драматизаций ребенок усваивает богатство родного языка. У детей совершенствуется звуковая сторона речи, граммматический строй, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bez_spiska.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы:

«Игра – драматизация как средство формирования связной речи у детей среднего дошкольного возраста».

Разработала:

Морошкина Ирина Геннадьевна

Воспитатель МАДОУ

«Детский сад № 96» г. Пермь

2020 г.

Игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста связана с постепенным продвижением современного ребенка – дошкольника в пространстве и времени игры. Дети с помощью взрослого и самостоятельно осваивают разные виды индивидуальных и коллективных игр.

Для того чтоб общество детей пятого года жизни стало играющим, требуется направленное педагогическое влияние.

Игра дает возможность развивать самые разнообразные способности  ребенка, его восприятие, речь, внимание.  Согласно теоретическим позициям игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

 Театрализованная деятельность – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а играя – познает окружающее. Театрализованные игры помогают успешно решить многие воспитательно–образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус развить творческий потенциал.

Дети 5года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидульное, своебразное.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

Также  было установлено, что эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить и пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создания образов.

Театрализованные  игры дают большой простор для творческих проявлений ребенка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест.

Виды театрализованных игр дошкольников можно разделить на три основные  группы :

1.Настольные театрализованные игры( настольный театр  игрушек, настольный театр рисунков).

2. Стендовые театрализованные игры( стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр).

3. Игры-драматизации включающие( пальчиковый театр, театр би-ба-бо, кукольный, игра драматизация шапочками на голове, импровизация).

Игра-драматизация представляет собой разновидность театрализованной, сюжетно – ролевой, режиссерской игры. Сохраняет типичные признаки сюжетно – ролевой игры: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения.

В играх драматизациях ребенок – артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли.

Игра – драматизация наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов, а так же речевой функции.

Так как игра – драматизация оказывает большое влияние на речь, ребенок усваивает богатства родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся. У него совершенствуется звуковая сторона речи, грамматической строй, активизируется словарь, улучшается связная речь.

В играх – драматизациях происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. Ребенок стремится познать собственные возможности, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры – драматизации, как творческой деятельности, деятельности способствовавшей формированию связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

Существуют также правила драматизации, которые необходимо учитывать в своей работе каждому педагогу:

- Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонажа свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

- Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

- Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.

- Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

- Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль.

- Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

- Атрибутика к драматизациям. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами.

- Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Также необходимо  выделить  несколько видов игр драматизации дошкольников –игра драматизации с пальчиками, игры с куклами би-ба-бо, импровизация.

К театрализованным играм необходимо проводить детей постепенно. Последовательность работы  может быть следующей:

- игра – имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши и т.д.);

- игра – имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладоши и стали танцевать и т.д.) ;

- игра – имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей( колобок катится к зайчику и т.д.) ;

- игра – импровизация под музыку (веселый дождик и т.д.) ;

- бессловесная игра – импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель (заинька, попляши и т.д.) ;

- игра – импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель;

- ролевой диалог героев сказок («Рукавичка» и т.д.) ;

- инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок» и т.д.) ;

-игра – драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом» и т.д.).

У детей среднего дошкольного возраста происходит постепенный переход ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное сам процесс к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры к малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из 5-7 сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление).

На пятом году жизни происходит углубление интереса к театрализованным играм, его дифференциация, заключающаяся в предпочтении определенного вида игры  (драматизация  или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства, сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений типа «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе»

С группой наиболее активных детей  целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр; с малоактивными - драматизировать произведения с небольшим количеством действий.

В средней группе дошкольников усложняются методы и приемы, используемые в младшей группе:  ведение рассказа от первого лица, сопровождая текст и движения: «Я — петушок. Посмотрите, какой у меня яркий гребешок, какая бородка, как я важно хожу, как я звонко пою: ку-ка-ре-ку!»; настольный театр.  Для драматизации использовать отрывки из сказок, где есть повторы, а затем и всю сказку.

Освоение театрализованной игры,  есть возможность расширения игрового опыта детей. В возрасте 5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур.  Доступен детям театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой), театр ложек и пр. Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси) .

Также необходимо отметить, что  упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и связно излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир .

Для реализации задач творческой направленности и гармоничного развития дошкольников, в группе рекомендуется организовать уголки для театрализованных игр и представлений. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театров на рукавичках, костюмов.

В уголке располагаются различные виды театров: бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе. Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски. Атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, книги, образцы музыкальных произведений, касса, билеты, афиши, «деньги», номерки, виды бумаги, ткани, раскраски, фломастеры, клей, карандаши, коробки, банки, природный материал. Различные игрушки (разного размера, из разных материалов), можно поместить игрушки, которые уже не востребованы в другой деятельности.

Театральный уголок будет уместно расположить рядом с литературным уголком, а так же можно объединить с музыкальным уголком. Это поможет детям расширить круг желаемой деятельности, привлечет интерес к играм – драматизациям.

Таким образом игра – драматизация – это эффективное средство для художественного, эстетического, нравственного, умственного и речевого развития детей. Изучив научно – методическую литературу можно сделать выводы, что игры – драматизации благоприятно воздействуют для формирования связной речи среднего дошкольного возраста. В ходе игр – драматизаций ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтоб его все поняли. У детей совершенствуется звуковая сторона речи, грамматический строй, активизируется словарь, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Игра-драматизация как средство развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного д...

Учебный материал «Формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста»

ВВЕДЕНИЕОдной из наиболее значимых проблем современной школы является воспитание речевой культуры учащихся, качественное повышение уровня владения родным языком. Наиболее интенсивно речевое развитие о...

Театрализованная игра как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста

laquo;Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности»А. С. МакаренкоСегодня развитие связной речи у старши...

Игры и упражнения на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самост...

Игра-драматизация, как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Игра-драматизация, как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста...

«Организация центра театрализованной деятельности как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста»

Цель выступления: Представить опыт работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию связной речи посредством организации центра театрализованной деятельности, показать эффективность используе...