Твердый звук Р в звукосочетаниях
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Гущина Людмила Викторовна

Представлен речевой материал для автоматизации твердого звука Р в звукосочетаниях ПР, БР, КР, ГР, ВР, ФР......

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие № 13

Упражнение № 1: Произносить слоги, чётко проговаривая РРРР:

Пра-про-пру-пры                                  апр-опр-упр-ыпр

Про-пру-пры-пра                                  опр-упр-ыпр-апр

Пру-пры-пра-про                                  упр-ыпр-апр-опр

Пры-пра-про-пру                                  ыпр-апр-опр-упр

Упражнение № 2: Произносить слова:

-Правда, правило, право, прачка, направо, напрасно, направить, праздник

-пробка, просо, провод, проволока , прозвище, простыня, проталина, простуда, пробоина, пробирка, продукт, проводник,  прогноз, прогулка, продавец, проказник, проливной, промокашка, простота, проспект, простофиля, прощение

- пруд, прутик, запруда, пружина, прусак,

- прыщ , прыгать, прыжок, прыгун.

Упражнение № 3:       Вводить данные слова в предложения. Самостоятельно или с помощью взрослого  придумать предложения с данными словами. Например:

 Пётр прыгнул в пруд. У часов лопнула пружина. Друзья строят запруду. Продавец продает продукты в продуктовом магазине. Трамвай идет по  проспекту Жукова. Я боюсь простуды. Мама  прослушала прогноз погоды. Завтра не будет проливного дождя. Мы пойдем на прогулку. Проводник принес нам чистые простыни. Трофим –проказник. Не буду с ним дружить. Я попросил прощение у своего друга. Из бутылки вылетела пробка. Мы уже проходили по этой тропинке. У меня к тебе просьба. Папа протянул провод к выключателю. В бою танк получил пробоину.

     Упражнение № 4: Чем отличаются слова думать и продумать?

Начни слова со слога ПРО- и образуй новые слова. Чем они отличаются ?

- бежать ( пробежать), лететь, плыть, ходить, водить, ползти, щупать.

Придумай предложения с данными парами слов, например:

   В небе летит вертолёт. Вот вертолёт  пролетает над озером.

     Упражнение № 5. Выучить:

        Постой-ка! Постройка простую постройку.        

         Постой на простой постройке,

         Постой на пустой постройке,

         Постой на пустой, на простой постройке.

Занятие № 14

Упражнение № 1: Произносить слоги:

бра-бро-бру-бры                                  абр-обр-убр-ыбр

бро-бру-бры-бра                                  обр-убр-ыбр-абр

бру-бры-бра-бро                                  убр-ыбр-абр-обр

бры-бра-бро-бру                                  ыбр-абр-обр-убр

Упражнение № 2: Произносить слова:

- брат, брак, браво, брать , забрало, бранить, браслет, кобра, зебра.

- брод, брошь, бросить, бросок, бронхит, броня, бродить.

- брус, брусок, брусника

- брызги, брысь, бобры, добры, обрыв, брынза, кобры, зебры

 Упражнение № 3:Вводить данные слова в предложения. Самостоятельно или с помощью взрослого  придумать предложения с данными словами, например:

В лесу мы собрали много брусники. У моего брата густые брови. Бронислав заболел бронхитом. Мама купила солёную брынзу. У броневика толстая броня. У запруды плавали бобры. Я не люблю солёную брынзу. Мы долго бродили по лесу и вышли на тропинку. Сестра надела браслет. Мама купила брошку. Пётр прыгнул с обрыва. Кобра набросилась на мышку. Зебра быстро бегает. Папа забрал Трофима из садика.

Упражнение № 4: С помощью частичек слов: на-, со-, у-, за-, подо-, ото-, вы- образовать новые слова от слова брать. Чем они отличаются?

( набрать, собрать, убрать, забрать..)

   Придумать предложения с данными словами-действиями. Например:

Брат отобрал у меня брошку. Мама убрала брошку в шкаф.

    Упражнение № 5: Сосчитать до 10 и обратно.

Брошь, зебра, брусок, браслет

Упражнение № 6:Выучи скороговорку, повтори три раза подряд:

 Бобры добры , бобры умны, бобры –строители  хитры.

Занятие № 15

Упражнение № 1: Произносить слоги:

кра-кро-кру-кры                                  акр-окр-укр-ыкр

кро-кру-кры-кра                                  окр-укр-ыкр-акр

кру-кры-кра-кро                                  укр-ыкр-акр-окр

кры-кра-кро-кру                                  ыкр-акр-окр-укр

Упражнение № 2: Произносить слова:

- край, кран, краб, краска, кража,  красный, крапива, красавица, крадётся

- крот, крошка, кровь, кросс, микроб , кролик, крошечный, кровать, кроссовки, кроить, крокодил,

- крыса, крыша, крышка, Крым, крыть, закрыть, крыло, крыжовник

- круг, кружок, кружка, крупа, крутой, кругом, крупный, кружево

 

Вводить данные слова в предложения. Самостоятельно или с помощью взрослого придумать с данными словами предложения, например:

  Кружка закрыта крышкой. Трофим взял красную краску. Моя сестра – красавица. У Маши красивые кроссовки. Мяч закатился под кровать. На стройке стоит кран. Около дома цветет крапива.  Крыса крадется на кухню. Она съела крупу и крошки хлеба. У меня на ладонях крошечные микробы. Я люблю сладкий крыжовник. В зоосаде я видел страшного крокодила. Летом мы поедем в Крым. Маленький крот прокопал себе проход. Трофим вылечил аисту крыло..…..

Упражнение № 3: Сосчитать до 10 и обратно , обратить внимание на окончания слов после цифр 2 и 5 :

Кружок, крыса, краска , краб

Упражнение № 4: С помощью частичек слов: на-,  у-, за-,  от-, по-  образовать новые слова от слова крыть. Чем они отличаются?

 Составить предложения с данными словами-действиями. Например:

Петр открыл шкаф и достал с полки кружку. Кружка закрыта крышкой.

 Упражнение №5: Выучить:

    Краб забрался на трап                   А матрос не дремал,

    И уснул крепко краб.                    Краба быстро поймал.

Занятие № 16

Упражнение № 1: Произносить слоги:

гра-гро-гру-гры                                  агр-огр-угр-ыгр

гро-гру-гры-гра                                  огр-угр-ыгр-агр

гру-гры-гра-гро                                  угр-ыгр-агр-огр

гры-гра-гро-гру                                  ыгр-агр-огр-угр

Упражнение № 2: Произносить слова:

-Град, грамм, графин, граната, грамота, граница, грач, градусник, гражданин, фотограф, фотография, игра, играть

- гром, грот, грош, грохот, громко, грохотать, гроза, грозный, громадный

- груз, грузди, грузить, грузовик, грустный, груша, грубость, группа

- грызть, грызун.

Упражнение № 3: Вводить данные слова в предложения. Самостоятельно или с помощью взрослого придумать с данными словами предложения, например:

На столе стоит графин . Строители построили громадную башню. Пётр купил килограмм  груш. К нам идет фотограф. Фотограф Трофим сделал красивую фотографию. Грузовик везёт тяжелые грузы. Дети играли в группе. Вдруг мы услышали страшный грохот.  Началась гроза. Загрохотал гром. Мы спрятались от проливного дождя в гроте. Пограничник служит на границе нашей страны. Бронислав бросил гранату. Весной прилетают грачи. Крысы – опасные грызуны. В этом пробеге наша группа выиграла. Мы получили грамоту.

Упражнение № 4: Сосчитать до 10 и обратно , обратить внимание на окончания слов после цифр 2 и 5 :

Груша, игра, граната, грамота

Упражнение № 5: С помощью частичек слов: на-,  вы-, за-,  от-, по-, с-образовать новые слова от слова грузить. Чем они отличаются?

Составить предложения с данными словами-действиями.Например:

Продукты загрузили на машину. Продукты выгрузили около магазина.

Упражнение № 5: Выучить стихотворение:

Грузовик огромный,                                 Кирпичи на стройку,

Труженик большой.                                  Трубы на завод,

Грузы многотонные                                  В детский сад игрушки

Возит день-деньской.                                Грузовик везёт.

Занятие № 17 ( итоговое)

Упражнение № 1: Произносить слоги:

Бра-вра-гра-кра-пра-фра-хра-мра-нра

Бро-вро-гро-кро-про-сро-фро-

Бру-вру-гру-кру-пру-сру-мру-фру

Бры-гры-кры-пры- сры

Упражнение № 2: Произносить слова:

-Брат,  браво, врач, враг, град, грач, гранит, грамота, граната, граница, край, кран, крабы, краска, красный, крапива, красавица, правда, правило, праздник, направо, мрак, мрачный, нравится, фрак, цифра, храпеть, хранить, виноград, грабитель, круиз, грабли

- брови, брошка, бросил, вроде, гром, грохот, гроза, громко, кровь, крот, крошка, кросс, кровать, просо, просьба, простыня, срок, фронт.

- брусника, брус, груз, груша, группа, груда, грубый, грудь, грузди, круг, кружка, крупа, кругом, крутой, крупный, пруд, прутик, пружина, срубить, фрукты

- брынза, брызги, грызуны, крыса, крыша, закрыть, прыгать, прыжок

Вводить данные слова в предложения. Самостоятельно или с помощью взрослого придумать с данными словами предложения, например:

  Началась гроза. Загрохотал гром. Пётр ест грушу. К нам идет фотограф…..

( см. задания 13-16)

Упражнение № 3: Сосчитать до 10 и обратно , обратить внимание на окончания слов после цифр 2 и 5 :

Груша, крот, пробка, врач, цифра

Упражнение № 4: Выучить стихотворение:

В небе гром, гроза.                    Дождь прошёл. Трава блестит.

Закрывай глаза!                          В небе радуга стоит.

     Назови в стихотворении слова, в которых встретился звук РРР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях"

Презентация к занятию по коррекции звукопроизношения "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях"...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация твердого звука [р] словах и предложениях"

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях". Презентацию к этому занятию можно посмотреть на моем мини-сайте....

Консультация для воспитателей "Роль гласных звуков и некоторых звукосочетаний в вокалотерпии"

Медиками доказно, что оперные певцы живут очень долго. Почему? Загляните в мой материл и узнаете, может быть и вам пригодится!...

ОСОБАЯ РОЛЬ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И НЕКОТОРЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ В ВОКАЛОТЕРАПИИ.

В настоящее время все большую популярность приобретают интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека. Одним из таких перспективных методов п...

Речевой материал для автоматизации звука Р в звукосочетаниях -ДР-, -ТР- в слогах, словах, предложениях и стихах.

Иногда у детей период автоматизации звука Р в звукосочетаниях -ДР-, -ТР- затягивается. Такого речевого материала не так много. В пособии собран речевой материал разных авторов. Для удобства пользовани...

Тренажер "Звуко-буквенный анализ (звукосочетания, звукоподражания, слова)"

Тренажер предназанчен для детей дошкольного возраста и формирует навыки звуко-слогового, звуко-буквенного  анализа и синтеза слогов, звукосочетаний, слов разного типа сложности. Он представляет с...

ОСОБАЯ РОЛЬ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И НЕКОТОРЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ В ВОКАЛОТЕРАПИИ

Со времен самых древних цивилизаций человечества людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом....