Конспект НОД по чтению и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: «Что может быть милей родного края? (по стихотворениям Г.Ф. Граубина)».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лопатина Юлия

Конспект НОД по чтению и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.

Тема: «Что может быть милей родного края? (по стихотворениям Г.Ф. Граубина)».

Цель: познакомить с личностью и творчеством забайкальского поэта Георгия Рудольфовича Граубина, показать любовь поэта к родному краю, донести до детей его призыв о бережном отношении к природе; развивать память, речь, внимание; воспитывать любовь к поэзии, книгам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по чтению и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.

Тема: «Что может быть милей родного края? (по стихотворениям Г.Ф. Граубина)».

Цель: познакомить с личностью и творчеством забайкальского поэта Георгия Рудольфовича Граубина, показать любовь поэта к родному краю, донести до детей его призыв о бережном отношении к природе; развивать память, речь, внимание; воспитывать любовь к поэзии, книгам.

Материал: портрет поэта, выставка его книг, рисунки по стихотворениям, фотографии Забайкалья.

Ход НОД:

Этапы деятельности

Совместная деятельность детей и взрослого

Организационный момент – игра «Круг друзей».

Сюрпризный момент: загадка. Сообщение темы и цели.

     

Рассказ воспитателя о поэте.

 Чтение стихотворения “Чита”

Стихотворение «Зима».

Физминутка.

Беседа по стихотворению «Погорельцы».

Итог:

Собрались все дети в круг

 Я твой друг и ты мой друг

 Крепко за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся

- Ребята, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Люблю поле и березки,

И скамейку под окном,

Заскучаю — вытру слезки,

Вспоминая о родном.

Никуда я не уеду,

Буду здесь работать, жить,

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья? (Родина)

- Сегодня мы с вами продолжаем говорить о нашей Родине. А что такое Родина?

- Родина – это самое дорогое, что есть у человека. Все силы своей души, знания и умения, самоотверженный труд и даже жизнь отдавали русские люди Родине, потому что право называться человеком получает лишь тот, кто по – настоящему любит свою Родину.

Милая Родина! Сколько светлых мыслей и чувств связано с этим словом: Русь, Россия, Родина. Много написано стихотворений, песен, картин о русской природе и родном крае. Сегодня мы познакомился с творчеством нашего земляка читинского поэта Георгия Рудольфовича Граубина, проследим, как отражается тема Родины в его творчестве.

- Отгадайте, какие произведения Граубина мы будем читать:                                                                                       Рифмы подбираем,
Ищем вдохновение,
Дружно сочиняем
Мы... (стихотворение).

- Георгий Рудольфович Граубин – коренной забайкалец. Он родился 11 июля 1929 года в селе Усть-Дая Сретенского района Читинской области. Его жизнь и творчество тесно связаны с родным краем.

- Прослушайте стихотворение поэта и скажите, какие черты родного края он отразил здесь?

Я живу на самой длинной долготе: 
За Байкалом в славном городе Чите.
Здесь деревья удивительно длинны: 
Достают макушкой чуть не до луны. 
Да и люди проживают им под стать: 
До макушки вам рукою не достать! 
Здесь дороги от села и до села 
Подлиннее, чем от Курска до Орла. 
И зима у нас, конечно же, длинна: 
Чуть не летом начинается весна!

- Особая любовь Георгия Рудольфовича – богатейшая природа родного Забайкалья. Исходив и объездив вдоль и поперек наш необозримый край, где есть тайга, степи, тундра, он написал стихотворения, полные любви, восхищения и гордости за свой родной любимый край, который прекрасен в разные времена года. Каждый период года он описывает с любовью, и оно особенное, ведь недаром цикл его стихотворений называется “Веселый год”.

- Прослушайте стихотворение “Зима” и подумайте: почему герою весело жить зимой?  (чтение стихотворение “Зима” под музыку П.И.Чайковского “Времена года”)

Как полотно простынное, 
Пороша на полях. 
А ели в шерстке инея, 
Как в белых свитерах.

Под щит, морозом кованный, 
Забился ручеек. 
Ветрами утрамбованный, 
Скрипит, скрипит снежок.

Как головешки, вороны 
На этой белизне, 
На зимние диковинки 
Смотреть забавно мне!

Я подышал на синее
Оконное стекло - 
Оно покрылось инеем
И сразу расцвело.

Сливаясь с занавесками,
Возник пейзаж лесной…
И я подумал: весело
Бывает жить зимой!

- Какие картинки вы представили, когда слушали стихотворение?

- Давайте немного отдохнём. Произвольно подвигайтесь под музыку.

- Стихотворения Граубина о природе – результат пристального и любовного отношения к каждой подробности жизни забайкальской тайги. Его нежная любовь к родному краю раскрывает раздумья путешественника, исследователя, натуралиста, тонкого наблюдателя и ценителя природы. Послушайте стихотворение “ Погорельцы” и постарайтесь услышать, к чему оно нас призывает.

Лес кормил зверей и птиц, 
Укрывал в мороз и зной. 
Но деревья пали ниц, 
Стали пеплом и золой. 
Нет ни лёжек, ни берлог, 
Только угли там и тут. 
На чужбину без дорог 
Белки – нищенки бредут. 
Ковыляют кое-как, 
От ушей до пят черны. 
Заяц больше не русак,

Еле тащится коза, 
Лось бредет, едва живой,
Воспаленные глаза
Переполнены тоской.
Волк обнюхал их следы
И ушел. Таков закон:
В час всеобщей их беды 
Никого не тронет он.
Перед горем все равны,
Драки, распри – все в былом,
Вместе ищут новый дом.

О чём это стихотворение? Почему все звери уходят из своего леса? Почему мог случиться этот пожар? Можно ли было его избежать?

Так к какому выводу подводит нас поэт? (Беречь природу своей страны, нести ответственность за нее и братьев наших меньших – обязанность каждого человека нашей Родины).

- Вам понравилось на занятии? Что больше запомнилось? Что было больше всего интересно?

C:\Users\User\Desktop\2f2abd.h1w4f2.4jpk.q4.dw.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно - образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий в области «Познание» старшая группа. Тема: «Что может быть милей родного края. Леса Кубани».

Непосредственно - образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий в области «Познание» старшая группа. Тема: «Что  может быть милей родного края. ...

Непосредственно - образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий в области «Познание» старшая группа. Тема: «Что может быть милей родного края. Леса Кубани».

Непосредственно - образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий в области «Познание» старшая группа. Тема: «Что  может быть милей родного края. ...

Непосредственно - образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий в области «Познание» старшая группа. Тема: «Что может быть милей родного края. Леса Кубани».

Непосредственно - образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий в области «Познание» старшая группа. Тема: «Что  может быть милей родного края. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой детей старшей группы по теме "Песенки Винни-Пуха" в рамках реализации проекта "Неделя книг Бориса Заходера"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой детей старшей группы по теме «Песенки Винни - Пуха» в рамках реализации проекта «Неделя книг Бор...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе Тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

НОД направлена на ознакомление с одним из образцов устного народного творчества- сказкой....

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Крошечка - Хаврошечка»

Познакомить детей со сказкой, учить внимательно и заинтересованно слушать воспитателя, развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Учить сопережив...

Методическая разработка конспекта занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: «Чтение рассказа Н. Носова "На горке "

Методическая разработка конспекта занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: «Чтение рассказа Н. Носова "На горке "...