Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию (Чтение художественной литературы) для детей старшей группы. Образовательная область «Речевое развитие» Тема «По страницам сказок Виталия Бианки »
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: уточнить, углубить и систематизировать знания детей о природе, полученные детьми при знакомстве с творчеством писателя В.В Бианки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_stranitsam_skazok_v._bianki.docx191.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №55»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию (Чтение художественной литературы) для детей старшей группы.

Образовательная область «Речевое развитие»

Тема «По страницам сказок Виталия Бианки »

                                                     Подготовила:

                                                                                   воспитатель

Иглакова Марина Валерьевна

ЗАТО Северск 2019

Конспект занятия по речевому развитию (Чтение художественной литературы)

Тема «По страницам сказок Виталия Бианки »

Цель: уточнение, углубление и систематизация знаний о природе, полученные детьми при знакомстве с творчеством писателя В.В Бианки.

Задачи:

Образовательные: уточнить, углубить и систематизировать знания детей о природе, полученные детьми при знакомстве с писателем и его творчеством. 

Развивающие: Развивать монологическую речь детей, развивать слуховое и зрительное внимание, память, усидчивость

Воспитательные: Воспитывать экологическую культуру у детей, учить быть внимательными, наблюдательными. 

Предварительная работа с детьми: чтение и обсуждение сказок

Материалы и оборудование: портрет писателя В. Бианки; сказки и рассказы В. Бианки;  картинки к сказке «Первая охота»; хвост; фото по сказке «Хвосты» (на флэшке), схематические карточки по сказке «Сова», карточки с тремя пустыми окошками, соединенными стрелочками и три картинки животных, растений, насекомых; смайлики, аудиозапись «Не дразните собак» сл. М. Пляцковского, раскраски по сказкам В. Бианки; раскраски по сказкам В. Бианки.

Ход  занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами всю неделю знакомились с творчеством Виталия Валентиновича Бианки, и сегодня посмотрим, как хорошо вы помните произведения писателя.

Повсюду: в лесу на поляне,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтешь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивленно смотреть.

Воспитатель обращает внимание детей на выставку книг

Воспитатель: О чем эти книги? Что их объединяет?
Дети: Это книги о природе. Написал их Виталий Бианки.
Воспитатель: В. Бианки любил природу, и поэтому он очень много о ней писал. Читая его книги, мы узнаем о жизни животных и растений. Вот, например, эта книга… (Воспитатель берет книгу «Первая охота» Из нее падают карточки).
Воспитатель: Ребята, наверно, книга хочет нас проверить, все ли мы запомнили. 
Воспитатель показывает картинки по сказке и задает вопросы:

1)Почему Щенок решил пойти на охоту за дикими зверями и птицами?

2)Как Выпи удалось обмануть Щенка?

3)Каким образом Удод спасся от Щенка?

4)Кто так напугал Щенка, когда тот заглянул в дупло?

5)Как  Ящерка спаслась от щенка?

6) Где спрятались от Щенка насекомые?

7)Как Жук-Бомбардир сумел защититься от Щенка?
Воспитатель достает, торчащий из-за книжек хвост.
Воспитатель: Ой, что это?!
Дети: Хвост. 
Воспитатель: Какой красивый. Не хотите примерить?
Дети: Хотим. 
Воспитатель: Тогда я предлагаю поиграть с хвостиком. А водящего выберет считалочка. Проводится игра. Водящему прикрепляется хвост. Все дети стоят в кругу. Водящий ходит по кругу, дети пытаются забрать у него хвост. 
Воспитатель: Ребята, а у каких животных есть хвосты? 
Дети называют.
Воспитатель: Повезло же животным. Все они такие красивые с хвостами. Ведь хвостики нужны животным для красоты.
Дети отвечают, что хвост нужен не для красоты, хвостом животные отгоняют насекомых и т.д.
Воспитатель: А откуда вы знаете?
Дети: Из сказки В.В. Бианки «Хвосты».

Воспитатель: Правильно. (Воспитатель берет книжку «Хвосты».) Я хочу вам загадать загадки. А ваша задача угадать о ком она. 
Дети садятся на стульчики перед доской. 
Воспитатель загадывает загадки по содержанию сказки «Хвосты».
1. Иногда он прячет рожки,
Из семейства «брюхоножки»,
Выползает вечерами.
Сам – с похожими концами,
Длинный, мокрый… Не червяк!
И улитке стройной – брат. (слизняк);
2. Домом для меня, является река,
Хвостик очень длинный, рубашка-чешуя.
Захочешь ты меня, на крючок поймать
Стащу я червячка, и уплыву опять.
Лишь шлепну я хвостом, прямо по воде.
А как меня зовут? Скорей ответьте мне!
(рыба)
3. Посмотрите, как идет:

Точно задом наперед!

Это, братцы, не пустяк!

Так умеет только …

(рак)

4. Он по-рабочему одет –
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пёстрая спецовка. 
(Дятел)

5. Стройный, быстрый,

Рога ветвисты.

Скачет по лесу весь день,

Называется… .

(олень)

6. Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та. 
Как зовут её? … (лиса)
7. Кто по коврику лугов

 Сделал триста пять шагов?

 И теперь моя рука

Держит кружку молока…

(Корова)

Воспитатель: Ребята, а эта книжка моя любимая. Вы узнали ее по обложке?
Дети: Эта книжка называется «Мастера без топора».

Воспитатель: Молодцы. Сейчас мы узнаем хорошо ли вы ее знаете… Разделимся на две команды,  команда девочек и команда мальчиков и посмотрим кто лучше запомнил сказку…

(дети делятся на команды и отвечают на вопросы, за правильные ответы получают смайлики)

Где высиживает козодой свои мраморные яички?

 В шалаше из веточек 
 В ямке между кочками +
 В гнезде из мха 
 В гнезде из соломы 

Из чего строит гнездо синичка Ремез?

 Из ваты 
 Из веток 
 Из пуха +
 Из глины 

Чьё гнездо на самой высокой сосне в лесу?

 Дятла 
 Ворона 
 Аиста 
 Орла +

Без рук, без топорёнка построена избёнка. Что это?

 Хатка бобра 
 Хижина лесника 
 Птичье гнездо+ 
 Избушка Бабы Яги 

Чье гнездо, как из брёвен, всё из сучьев сложено, пол глиной вымазан, соломкой устлан, крыша из веток?

 Ласточки 
 Пеночки 
 Сороки +
 Вороны 

У какой птицы гнездо из глины?

 У синицы 
 У воробья 
 У сороки 
 У ласточки +

Из чего мастерит гнездо певчий дрозд?

 Из камушков 
 Из веточек 
 Из мха +
 Из глины

Кто написал сказку «Мастера без топора»?

Александр Пушкин

Владимир Сутеев

Агния Барто

Виталий Бианки+


Воспитатель: Ну, что устали? Давайте поиграем. Сейчас вы не ребята, а мышата. А Даше и Савве предлагаю стать совами. Мыши выходят играть на полянку. Но вам нужно быть внимательными, неподалеку сидят совы. Я прочту стихотворение, если буду читать про день, то мышки бегают. Как только скажу «мыши, двери на засов» мышки,  садятся и не шевелятся, а совы вылетают и ловят тех, кто пошевелится (дети выходят в центр зала).

Игра «День/ночь»

Утром солнечным у сов.

Дверь закрыта на засов.

Совы спать весь день не прочь

(совы сидят на корточках, мышки бегают)

На работу совам в ночь.

Только вечером от сов

          Мыши двери - на засов

 (мыши приседают, замирают, сова летит, забирает  пошевелившегося мышонка, уводит на стульчик).

Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу напомнить еще одну сказку (Показывает книжку «Сова»). Предлагаю вспомнить, что же в ней произошло?
Дети рассказывают, а воспитатель прикрепляет к магнитной доске карточки со схематичными изображениями (сова—мышь—шмель—клевер—корова).
Старик поссорился с Совой--- Сова перестала ловить мышей--- мышей развелось много----они стали ловить шмелей, разрушать их гнезда--- шмели улетели и перестали опылять клевер--- клевер погиб и корове нечего стало есть, она перестала давать молоко и старику не смог пить свой любимый чай с молоком. (Схемы соединяются стрелочками.) 
Воспитатель: Ребята, какой вывод можно сделать?
Дети: Можно сделать вывод, что все в природе взаимосвязано.
Воспитатель: А теперь предлагаю пройти за столы и попробовать составить свои цепочки взаимосвязи в природе. ( детям даются карточки с тремя пустыми окошками, соединенными стрелочками и три картинки животных, растений, насекомых. Детям нужно правильно составить цепочку, наложив картинки в окошечки.) 

Воспитатель: Объясните, почему вы именно так составили цепочки?

Ответы детей:
Воспитатель: Проходите на ковер. Дети проходят на ковер, встают в полукруг.

Самоанализ детей

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо поработали. Хочется, чтоб у вас появилось желание прочитать еще больше книг  В. Бианки. Читая книги Бианки, и книги писателей, пишущих о природе, вы больше узнаете о ней. А значит, больше полюбите природу и будете беречь ее красоту.

Слушание аудиозаписи стихотворения «Не дразните собак» сл. М. Пляцковского.

Раздача призов (раскрасок по сказкам В. Бианки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ (ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»

«Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»Программное содержание.  Обучающие задачи:Знакомить детей с птицами, познакомить с особенностями птиц – с наступлением холодов – улетают в теплые стра...

Конспект тематического развлечения по образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) для детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет «В гости в бабушке Сказительнице»

Программное содержание.Образовательные задачи:  уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;  продолжать формировать умения анализировать образные выражения в загадке;  учить узнав...

Конспект занятия по чтению художественной литературы с детьми старшей группы с ОВЗ(ЛИН) по теме "Русская народная сказка "Курочка Ряба"

Конспект занятия по чтению художественной литературы с детьми старшей группы с ОВЗ(ЛИН) по теме "Русская народная сказка "Курочка Ряба"....