ООД "Звук Ы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Куликова Елена Михайловна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе «Звук [ы] и буква Ы»

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе «Звук [Ы] и буква «Ы»

Программное содержание:

Цель: закреплять знания, умения и навыки детей по ООО «Речевое развитие»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной деятельности; поддерживать интерес к обучению в школе.

Задачи:

Образовательные:

1. Уточнить артикуляцию звука [ы];

2. Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;

3. Упражнять в составлении предложений с заданным словом;

4. Упражнять в умении проводить звуковой анализ слова, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные).

5. Познакомить детей с образом буквы ы;

6. Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.

7. Познакомить детей с образом буквы ы;

Развивающие:

1. Развивать фонематическое восприятие, связную речь, мелкую моторику.

2. Развивать память, внимание, словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

Воспитывающие:

1. Воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга; интерес к занятию; настойчивость

Оборудование: презентация по теме «Звук и буква Ы»звуковые полоски, кассы по грамоте, домики для звуков (красный, синий, зеленый, печатная буква ыбуква Ы для штриховки, красные карандаши, сказочный герой Пых.

Ход занятия:

Организационный момент.

«Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг-другу улыбнемся.»

-Ребята, мы с вами живем в мире звуков? А какие звуки мы слышим каждый день (шелест листьев, чириканье птиц, гул автомобилей, стуки, грохоты, разговор людей, музыку и т. д)

- А для чего мы учим буквы(Для того, чтобы научиться читать).

- Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.

-Какими бывают звуки(Отв. детей)

-Вспомните, какие гласные звуки мы уже знаем([а, о, у, и, е].)

-Какой фишкой обозначаем гласные звуки(Отв. детей)

- Почему их называют гласными? (Отв. детей)

-Какие знаем согласные звуки(Отв. детей)

-Почему их называют согласными? (Отв. детей)

-Какими бывают согласные звуки(Отв. детей)

-Какой фишкой обозначаем мягкие согласные, а какой фишкой твердые согласные? (Отв. детей).

1. Дидактическая игра «Обозначь звук фишкой».

-Выложите перед собой три фишки, я называю звуки, а вы обозначаете их фишкой (гласный, твердый согласный или мягкий согласный).

(а,о,б,с,д и т. д.)

-Молодцы ребята!

- Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным гласным звуком и его образом – буквой. Все мы помним, что звуки мы слышим, а буквы мы видим и пишем.

Послушайте загадки:

Темной он покрыт корой,

Лист красивый вырезной.

А на кончиках ветвей,

Зреет много желудей.

(Дуб - выставляю картинку дубы)

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.

(Береза выставляю картинку березы)

-Какие это деревья? (Дубы, березы)

2. Дыхательная гимнастика

-Представьте, что вы превратились в дубы. Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Крепко ногами упритесь в пол и сожмите кулаки.

Сильный ветер едва- едва раскачивает большие дубы, они стонут низким голосом «Ы-Ы-Ы».

-А сейчас покрутитесь и березы превратитесь. Березы раскачивает даже легкий ветерок, поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Березы поют высоким голосом «ы-ы-ы».

-Как стонали дубы, как стонали березы? (Отв. детей)

-Какой последний звук слышится в словах дубы, березы? (Отв. детей)

-Сегодня будем изучать звук [Ы]

-Звук [Ы] обозначаем красным кружочком. Почему мы обозначаем красным кружочком? (Отв. детей). Когда вы произносите звук [Ы] нам ничего не мешает, воздух проходит свободно, преграды нет. Будет он жить в домике для гласных звуков.

-Молодцы! Ребята я приготовила для вас чистоговорки на звук [Ы],произнесем их:

-Ыр-ыр-ыр – съела мышка сыр.

-Мы-мы-мы –ждем уже зимы.

-Цы-цы-цы – пели звонко бубенцы.

-Бы-бы-бы – выросли грибы.

-Ты-ты-ты –выросли цветы.

-Сы-сы-сы – тикают часы.

(Стук в дверь появляется Пых)

-А вот и Пых. Вы его узнали?

На самом темном чердаке,

Живет косматый Пых.

На чердаке, на сквозняке,

Среди забытых книг.

Он летней ночью в тишине,

Картинки смотрит при луне.

Он прибыл к нам из дальних мест,

Он ветер пьет и воздух ест.

-Пригласим Пыха на занятие? (Отв. детей)

-Скажите, какой мы звук изучаем(Отв. детей)

-Пых, очень любит звук [Ы]. Предлагает нам поиграть со звуком [Ы]

3. Дидактическая игра «Поймай звук»

Будем хлопать мы в ладоши, если в словах услышим звук [Ы].

(молоток, мыло, сыр, ветер, тыква, рыба, утка, рысь, печка, дыра).

4. Дидактическая игра «Путешествие звука»

- Очень любит звук [Ы] путешествовать, как и Пых. Хочет с вами поиграть в игру.

-Я буду показывать картинку называть слово, а вы будете определять в какой части слова находится звук [Ы] (в начале, середине или в конце слова).

Возьмите полоски, и фишку красный кружок. Если в начале слова фишку кладете в первый квадрат, если в середине слова, то во-второй, если в конце слова, то в третий.

(Тыква, рыба, дым, часы, слоны, мышь, грибы, макароны)

-Молодцы, справились.

Динамическая пауза.

Немного отдохнем.

Тыр-пыр, восемь дыр, (хлопать в ладоши)

В каждой дырке - целый мир, (сделать руками большой круг)

В каждом мире - вкусный сыр, (погладить себя по животу)

В каждом сыре - восемь дыр. (попрыгать на месте)

-Повторим.

-Ребята. А вы заметили, что слов, которые начинаются со звука [Ы] нет. Он никогда не бывает первым, всегда находится в середине или в конце слов.

Мы услыхали от Пыха, что нет слов на букву ы. Запомните ребята.

-Звук [ы]: волшебный, не верите? Если звук [ы]: спрятался в конец слова, то он сразу же превращает один предмет во множество предметов.

5. Игра с мячом «Один-много».

Я называю один предмет,а вы много:

Цветок- цветы, гриб – грибы, машина – машины, лимон – лимоны, шкаф – шкафы, бегемот-бегемоты, шар – шары, стол –столы, жаба – жабы, телефон – телефоны.

6. Звуковой анализ слова «сыр»

-Пых немного устал и очень проголодался, я предлагаю вам угостить его,а чем вы узнаете отгадав загадку:

Съедобность эта,

Нежно-жёлтого цвета.

Любимая слишком,

Каждой опытной мышкой! (Сыр)

-Сколько слогов в слове сыр? (Отв. детей)

-Какой первый звук в слове сыр(Отв)

-Какой фишкой обозначаем? (Отв)

-Второй звук в слове СЫР(Отв)

-Какой фишкой обозначаем? (Отв детей)

-Какой третий звук(Отв детей)

-Какой фишкой обозначаем? (Отв. детей)

-Угостили Пыха сыром.

7. Дидактическая игра «Придумай предложение по схеме»

(Показываю схему предложения)

-Ребята, посмотрите и скажите, что это? (Отв.)

-Что обозначает высокая черта в начале предложения? (Отв. детей)

-Начало предложения пишется большой буквой.

-Что обозначает точка? (Отв.)

-Сколько слов должно быть в предложении? (Отв)

Теперь придумайте предложение со словом «Сыр»(отв. детей)

8. Знакомство с буквой.

- С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]). А теперь хотите его увидеть? Это буква ы (показ буквы).

В каком домике будет жить буква Ы(Отв. детей)

Почему? (Отв. детей)

А бедняжка буква Ы

Бродит с палочкой, увы.

-Рассмотрите букву Ы. Скажите, из каких элементов состоит буква ы(Две палочки, полукруг).

- А палочки одинаковые или разные? А вы хотите самостоятельно научиться писать букву ы. Предлагаю сначала нарисовать в воздухе букву Ы, а затем заштриховать букву Ы красным карандашом. Штрихуем слева- направо, не нажимая сильно на карандаш.

-Вы наверно, немного устали, давайте проведем пальчиковую гимнастику «Теремок»:

Стоит в поле теремок (ладошки домиком)

На дверях висит замок (переплетаем пальчики, делаем замочек)

Пришёл котик коток (перекатываем руки, не расцепляя пальцы- как змейкой).

Трык- трок. И открылся замок (расцепляем пальчики, трясем руками).

Рефлексия: как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя не встречают преграду? (Гласные). Какой фишкой обозначаем гласный звук(Красным). С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились. Ребята вам понравилось занятие?

-Пыху очень понравилось занятие, и вам оставил свои любимые угощения конфеты.

- До свиданья.