Конспект занятия по речевому развитию.Тема: Составление рассказа «Зима» с опорой на серию сюжетных картинок
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кольб Наталья Александровна

 Развитие связной,  диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_z._rasskaz_po_kartinkam_zima.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 93»

Конспект открытого занятия по развитию речи

(образовательная область речевое развитие)

для детей 5-6 лет (старшая группа)

Тема: Составление рассказа «Зима» с опорой на серию сюжетных картинок

Составила воспитатель 1 КК: Кольб Н.А.

Воронеж 2020 г.

Составление рассказа «Зима» с опорой на серию сюжетных картинок.

Цель: развитие связной,  диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие: обучать составлению короткого рассказа по опорным словам и картинкам;

Развивающие: развивать и закреплять полученные знания о зиме и зимних явлениях природы;

Воспитательные: воспитывать коммуникативные способности детей.

Оборудование: сюжетные картинки, мяч, аудио-книга. бумажные снежинки

Ход НОД

Приветствие «Солнышко»

Утро радостных встреч (Беседа о том, что нового и увлекательного у детей)

Воспитатель: Ребята, а у меня тоже для вас есть новости! Сегодня я нашла в группе красивую коробку. А на ней письмо. Вам интересно узнать, что же это? (ответы детей). Мне тоже, тогда давайте я вам почитаю:

«Дорогие ребята! Пишет Вам Волшебница. Имя я свое вам не скажу, а отгадать его вам предложу. Если загадку отгадаете и ответите на вопросы, сундучок  откроется,  и вы найдете в нем много чего интересного и увлекательного. А если справитесь со всеми моими заданиями получите подарки.

Загадка:

Дел у меня немало – я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня ……. (зима)

Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это зима?

Что за белое одеяло укрыло землю? (снег)

 Из-за чего на реках появляется лед? (из за мороза)

Молодцы! Мне кажется, мы справились с заданием.

Воспитатель: Ребята! Наша коробочка открылась! Что же нам прислала волшебница зима? (достает снежок)

Воспитатель: Зима передала нам снежок, сейчас мы с вами поиграем, до кого снежок дотронется, тот и отвечает.

Игра «Подбери признаки»

- Зима она какая? (холодная, суровая, морозная, длинная, веселая…)

- Из чего лепят снежки? (из снега)

- Назовите снег ласково. (Снежок)

- Какой снежок по форме? (круглый) Цвету? (белый) А если назвать цвет ласково? (беленький)

- А снег зимой, какой? (белый, пушистый, серебристый, холодный, мокрый, глубокий, липкий, чистый, воздушный).

Игра «Подбери действия»

Воспитатель: Снег что делает? (лежит, падает, кружится, скрипит, летает, ложится)

А еще снег, когда бывает тёплая погода и светит солнышко…(тает).

Ветер что делает? (дует, воет, свистит, завывает…)

- А когда падает снег и дует сильный ветер, как мы назовём это явление? (Метель, вьюга)

Артикуляционная гимнастика «Развитие дыхания и силы голоса».

Предлагаю с помощью нашего голоса попробовать воссоздать звук метели.

«З-з-з-з», «С-с-с-с», «У-у-у-у»

А вы умеете правильно дуть? Напомните, как это надо делать (вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем, щеки не надуваем,  дети  дуют на свою ладонь).

Воспитатель: Такой сильный ветер поднялся! Все закружилось в воздухе. Поднялась вьюга. Ветер завыл: у-у-у.

-Покажите голосом, как ветер усиливается.

- Как вьюга затихает.

Воспитатель. Ой, как холодно стало! Давайте погреем ручки. Подуем теплым воздухом (дети « греют» руки теплой воздушной струей х-х-х).

Воспитатель: Молодцы! Метель намела нам большие сугробы. Предлагаю немного размяться.

Логоритмическое упражнение:

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи скорей дорогу!

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем отдохнем,

А гулять потом пойдем.

Воспитатель: в коробочке, еще, что то есть (Достает картинки и аудио книгу, записку) 

Записка: Ребята, это книга не простая, а волшебная, все, что вы ей расскажите, они запомнит и расскажет вам.

Воспитатель: посмотрите какие красивые картинки! Мне кажется они должны нам помочь рассказать о зиме? Давайте попробуем составить рассказ?

(Сюжетные картинки расположить на доске, дети составляют по ним предложения. И по одному человеку записывают в аудио книгу).

Примерный рассказ по картинкам:

1.Солнце зимой тусклое, светит мало и не греет.

2.Дни стали короткие, а ночи длинные.  

3.Снег покрыл землю, дома, деревья пушистым белым одеялом.

4. Часто падает густой снег - это явление называется снегопад.

5. Бушуют вьюги и метели.

6.Холодный ветер со снегом наметает большие сугробы.

7. Деревья стоят в инее.

8.Зимой водоемы затянутым крепким льдом. 

9.Подготовились к зиме и звери. Медведь спит в берлоге, еж - в норке, они впали в спячку.

10.Лиса и волк поменяли свои шубку на теплую.

11.Заяц переоделся в белую шубку, а белка в серую, так они защищаются от врагов.

12.Зимующие птицы прилетели поближе к жилью человека. Люди приготовили кормушки и подкармливают птиц.

13.Воздух стал холодным и морозным. Люди надели зимнюю одежду. 
14.Зимой дети и взрослые наряжают елку и встречают новый год.

15.Веселое время года зима!

Воспитатель: Отлично! Пока волшебная книга пока зарядиться волшебством,  предлагаю немного поиграть.

Музыкальная физическая зарядка «Снежный ком»

Воспитатель: Коробочка снова открылась! Да, тут еще одна записка:

Отгадаете загадку и получите подарки!

Загадка

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые …….. (снежинки)

Воспитатель: Ребята, скажите, снежинка какая бывает? (красивая, маленькая, ажурная, легкая)

Воспитатель раздает детям снежинки.

Воспитатель: Умницы! Предлагаю поиграть с вашими снежинками.

Гимнастика для глаз

Мы снежинку увидали, - со снежинкой мы играли.

(Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд)

Снежинки вправо полетели, (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.) Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели, глазки влево посмотрели (Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)

Ветер снег вверх поднимал (смотрят вверх)

И на землю опускал…(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз. Дети, смотрят вниз.)

Все! На землю улеглись. (Присесть, опустив снежинку на пол.)

Детки глазки закрывают, глазки наши отдыхают. (Закрыть ладошками глаза.)

Воспитатель: Ребята, представьте, что вы это холодный ветерок, и  подуете на снежинки, а они закружатся в танце.

Воспитатель: Как всё-таки весело бывает зимой! Наверное, наша книга уже готова нам, что то рассказать. Давайте послушаем?

Дети слушают.

Воспитатель: Коробочка снова открылась, а в ней подарки от волшебницы зимы. Это леденцы, самые настоящие! Вкусные, сладкие.

Рефлексия:

Воспитатель: Вы сегодня молодцы, вспомнили много красивых слов о зиме, выполнили все задания Волшебницы - Зимы! Составили замечательный рассказ по картинкам которые нам подарила волшебница Зима. Получили в подарок снежинки и волшебную книгу и угощения.

А, что вам больше всего понравилось и запомнилось?

Ответы детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию Тема: «Путешествие в страну сказок»

Конспект занятия по речевому развитиюТема: «Путешествие в страну сказок»...

Конспект занятия по речевому развитию. Тема: "Этическая беседа о честности и правдивости"

Конспект проведения занятия по речевому развитию с детьми старшей группы.Тема: «Беседа о честности и правдивости». Цель и задачи: Уточнить представления детей о честности и правдивости, формирова...

Конспект занятия по речевому развитию по теме "Лиса и журавль" с использованием серии сюжетных картин

Разработка конспекта занятия по речевому развитию "Лиса и журавль" с использованием сюжетных картинок в старшей группе....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок по теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеПересказ с опорой на серию сюжетных картинок по теме:«Одежда. Обувь. Головные уборы»...

Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по кар-тине и серии сюжетных картинок. Технологии работы с опорными схемами.

Решая задачи обучения детей связной речи на разных возрастных этапах можно добиться формирования полноценной монологической речи. Развитию речи ребенка необходим богатый чувств опыт, получаемый им от ...