Речевой досуг в средней группе " Визит Феи осеннего леса"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Сазонова Любовь Владимировна

Речевые досуги – это творческие учебно-познавательные мероприятия, которые проводятся воспитателями в свободное от занятий время.

Цель досуга: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания, продемонстрировать навыки и умения детей, разнообразить формы и методы педагогического воздействия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_dosug_v_sredney_gruupe_vizit_fei.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой досуг  в средней группе  «Визит Феи осеннего леса»

Подготовила : Сазонова Любовь Владимировна, воспитатель  1  категории

 Цель : создать условия для познавательной, творческой и игровой деятельности детей.

Задачи :

  •  систематизировать знания детей о  времени года  -  осень, её характерных признаках , формировать   представление   об осенних  месяцах и последовательности времен года;
  • повторить и  закрепить лексический материал ( деревья – дуб, береза, клен ;  овощи, фрукты;  грибы,  лесные звери – ёж, белка, медведь);
  • развивать   связную речь,  мышление;
  • обогащать словарь детей,  грамматический строй ;
  • развивать аналитические способности, воображение, внимание,  умение применять знания в контексте  различных ситуаций;
  • развивать   пластичность движений,   умение двигаться  в соответствии  с текстом ;
  •  развивать артикуляционный аппарат,  тонкую  моторику пальцев рук, активизировать воздушную струю;
  • развивать умение работать коллективно, умение взаимодействовать;
  • формировать  интерес  к  природным   явлениям ;
  • воспитывать культуру устной речи;
  • воспитывать   любознательность;
  • воспитывать желание беречь лес.

Предварительная работа :  проведение занятия по развитию речи на тему  « Осень»,  беседы « Приметы осени», «  Осень – запасиха», « Как звери  готовятся к зиме»,   просмотр презентации « Осенняя красота природы», экскурсия в осенний парк,  наблюдения на прогулке  « Листопад , листопад, листья желтые летят», наблюдение за насекомыми, птицами в осенний период времени,  чтение и разучивание стихов про осень,  рисование на тему « Осень золотая» , сбор урожая на огороде.

Оборудование и материалы:   красивый конверт с листиком , на одном мольберте  тематические картинки  на тему « Осенние месяцы», на другом  картина  «  Осенний урожай » (  дидактическое задание  - что неправильно нарисовал художник),  берлога ,  из трех веточек основа для норки , на столах  осенние листочки   с клейкой  лентой , веточки деревьев,  игрушки  медведя, ежика, белочки, веревочка с прищепками,  карточки « Угощенье для белочки.

Ход мероприятия:

Вводная часть  «Сюрпризный момент»

 Дети   раскрашивают осенние листики,  воспитатель  привлекает  внимание детей  и показывает  конверт :

- Ребята, посмотрите,  нам  кто- то прислал  письмо.  Вы не знаете,  кто  мог  прислать  нам   письмо  в   таком  красивом    конверте? ( предположения детей).

Открывает конверт и читает письмо:

 «Здравствуйте, ребятки!  Я   Лесная  Фея !   Недавно прилетела ко мне  синичка и   рассказала о том, что в городе Тамбове  есть красивый  детский сад « Звездный»  и там живут веселые  и умные   ребята,  которые любят   играть,  гулять, рисовать , петь, танцевать.  И  я очень- очень  захотела к вам прилететь, познакомиться с вами  и  поиграть. Только мой  непослушный  ветерок  куда- то улетел , а  я без ветерка  не смогу к вам попасть. Помогите мне, пожалуйста! »

Воспитатель предлагает детям  помочь Фее  и  подуть  : « Раз, два, три!», - но Фея  не появляется , дети пробуют ещё раз….  Воспитатель  просит помочь гостей – Фея не появляется.   Тогда  воспитатель  приглашает  детей  сесть  на стульчики  полукругом  рядом с гостями  и попробовать всем вместе.

Под  музыку    « влетает»  Фея  Осеннего леса ( второй воспитатель в образе Феи), в изумлении останавливается и рассматривает   детей:

-  Здравствуйте, ребятки!  Здравствуйте ! ( обращается к гостям).  Это  детский сад « Звездный»?   Наконец- то , к вам прилетела! Какие вы красивые ! Давайте знакомиться. Меня зовут   Фея Осеннего леса! А вас как зовут? ( дети называют свои имена ).

Часть 1 « Приметы осени. Осенние месяцы»

- Что- то, ребятки, не пойму, у вас сейчас какое время года? ( осень). А почему вы так легко одеты, вы не заболеете? ( нет, у нас тепло в саду). А вы что и на улице в такой одежде ходите? (  дети рассказывают об осенней одежде и обуви ).  

- Да, ребята, осенью надо одеваться теплее.  

Фея ведет детей к мольберту : « У  нас  в  лесу   сейчас  ноябрь –    последний месяц  осени . Вот посмотрите  -  почти каждый день идет дождь, небо  потемнело, тучи  серые, хмурые  плывут,  холодно .  Вот в сентябре   было тепло,  даже жарко.  Как летом.   А  в октябре   листочки  пожелтели , подул осенний ветерок и листочки полетели - полетели.  Как называется   это природное явление – листопад.  А  у вас в городе   какой   сейчас  месяц  ( ноябрь ) , а погода  какая? ( холодно, идет дождь, другие ответы детей).  А снег был? ( да)

 А  какие  ещё  приметы осени вы знаете  (   птицы улетели  на юг,  дни стали  короче, длиннее ночи,  листья пожелтели, звери и  насекомые готовятся к зиме … )

Часть 2 « Осенний урожай »

- Ребятки, а урожай вы собрали? ( да). А где собирали урожай? ( на огороде).  И что же  этой  осенью  у  вас  поспело на огороде ? ( кабачок, тыква, помидоры, свекла ).  А яблоки на  огороде у вас были? ( нет) . Почему?  ( яблоки растут в саду). А груши были? (нет, они тоже растут в саду).  А я думала ,что они на огороде растут.  Запуталась  - что растет в саду, а что на огороде?

Игра « Во саду ли, в огороде»:

- Давайте, я буду называть  какой- то   овощ или  фрукт, а вы будете показывать – где он  растет. Если на огороде, то вы садитесь и  показываете  огород,  а  если в саду  - вы встаете  и  показываете деревья – сад.

Проводится игра.

- Вот теперь я всё поняла.  Спасибо большое! Теперь я знаю как назвать  вот эту картину «  Осенний  урожай».  Что здесь  изображено? ( ответы детей) . А вот это что такое синее? Разве яблоко бывает синим? ( нет). А что ещё неправильно нарисовал художник? ( арбуз – красный, клубника поспевает летом, а не осенью и морковь фиолетовая )

- Молодцы! Какие вы внимательные!

Часть  3 « Осеннее волшебство»

- Сейчас на огороде и в саду  уже ничего не растет, даже листочков нет на деревьях.  Посмотрите на веточки  -   показывает веточки , -  какие они грустные..

- Когда    была ранняя осень, было очень тепло, листики на деревьях были такие красивые  …  ( дети   продолжают ) желтые, оранжевые, красные.  Было так красиво! Как  называется  эта  пора  осени ? (  золотая осень).   А сейчас так холодно ,  зима на пороге ,  и так грустно мне.

Фея садится на ковер, приглашает детей, вздыхает:

-  Так грустно, так грустно  ( дети и Фея грустят). Что делать?  Вспомнила,  у меня есть волшебные часы!   А часы что делают?  ( показывают время ) . Стрелочки всегда идут вперед, а мы их повернем   немного назад ,  и  наступит снова  золотая  осень.  А за это время мы успеем  веточкам вернуть  осенний  праздничный  наряд.  Готовы! Тогда произносим  волшебные слова  « Крибле- крабле- бумс »

- Итак, у нас есть 5 минут , чтобы оживить эти веточки! Срочно приступайте к работе! А наши гости вам помогут.

 На столах  разложены   березовые, кленовые, дубовые листочки с липкой лентой. И веточки, собранные на прогулке в осеннем парке. Дети приклеивают листики к веточкам.

 Звучит  осенняя песенка « Осень в лесу»

- Какие вы молодцы, ребятки . Оживили  веточки.  А теперь давайте превратимся с вами в деревья!  Саша, у тебя какие листики  - дубовые, значит, ты будешь дубом  и т. д.

Дует  легкий  осенний  ветерок: у-у-у-у  ( тихо),

 листочки  едва шелестят : ш-ш-ш

Ветер подул  сильнее :  У-У-У

Листочки на веточках  закачались, задрожали: Шур-шур-шур.

Проводится  игра « Делай как я» : веточки вперед, вверх, вниз, в стороны , покружились.  Выходят дубы – кружатся, березки качаются, клены приседают.

В  конце игры   все веточки  складываются  как шалаши на   готовую основу, Фея помогает:

Часть 4  «  Поможем лесным жителям»

-  Ой, смотрите, что у нас получилось  ( норка, шалашик) .  Как вы думаете для кого  эта норка ? ( если для медведя , то маленькая ; а если для мышки – то большая ). Наверно, для ежика.  А вот и ежик!

- Спасибо большое, - говорит ежик.

  -Какие мы молодцы, помогли ежику сделать к зиме норку из веточек и  листиков.  Теперь ежик готов к зиме.  Что он будет делать  зимой в своей норке? ( спать). Не будем ему мешать наводить порядок в норке.

-  Тихонечко  пойдем  дальше  и  посмотрим ,  как  белочка готовится к зиме?  Кто знает, где живет белочка?

В сосне дупло,

В дупле – тепло.

А кто в дупле

Живет в тепле?

А живет там белочка –

Белочка- карелочка

Непоседа-егоза

Словно бусинки глаза!  ( А. Прокофьев)

Дидактическая игра « Угостим белочку» : дети выбирают карточки , на которых  изображены  шишки, орехи,  грибы и  выбирают  угощенье для белочки.  Развешивают на веревочку  с помощью прищепок. Фея проверяет – нет ли ядовитых грибов.

- Ребятки, а в лесу можно громко кричать, шуметь , бросать мусор ? Конечно , нельзя!  Лес – это дом для зверей и птиц. Надо вести себя тихо.  Тем более ёжик уже уснул. Давайте потихоньку ,  вот так на носочках,  пойдем дальше.  А  белочка спустится   и   возьмет  наше угощенье.

Часть  5 « История  про  непослушного медвежонка»

-  Расскажите мне, пожалуйста, кто ещё живет в лесу? ( заяц, волк, лиса, медведь)

- Все звери лесные осенью готовятся к зиме .  И медведи  готовятся  к зиме . Они сделали вот такую большую берлогу.  Мы тихонечко  на цыпочках  подойдем,  шуметь не будем, -  и заглянем в берлогу.

-  Ой, мне, кажется в берлоге кто- то не спит. Я сейчас посмотрю. А вы меня здесь подождите.

Фея  вынимает  из берлоги  игрушку  медвежонка:

-  Мама- медведица спит, папа -медведь спит, а ты почему не спишь?  Ты что непослушный?

Медвежонок:

-Да,  Мои мама и папа всю осень  к зиме готовились – жир нагуливали, то есть ели много и желуди, и корешки,  и рыбку ели. А теперь они спят.

- А ты ел?

Медвежонок машет головой .

- Значит,  не ел!

-  Я не люблю рыбу, и корешки не люблю, и желуди тоже не люблю!

- А что ты любишь?

- Сладенькое люблю.

-  Сладенькое?! Вот ты и остался маленьким и худеньким, слабеньким и непослушным, потому что только сладенькое любишь! Знаете что, ребятки, давайте его отправим к белке не перевоспитание и хорошее питание!Вот уснет у неё в дупле, весной проснется и удивится « Где это я!» , - а все в лесу будут над ним смеяться : « Медведь в дупле у белки уснул!».

-  Такая забавная  истории у нас получилась!

 Заключительная часть « А потом придет зима»

- Ребята, мне   так  понравилось у вас,  но  пора  возвращаться   в  лес.  Скоро закончится  осень.  И наступит …. какое время года? ( зима).  А потом   …. весна. А после весны … лето.   А потом опять осень. Молодцы , вы все знаете!

Логоритмическая  гимнастика:

1,2,3,4,5

Это каждый должен знать : ( прыжки, руки на поясе)

Лето, осень и зима,

А потом придет весна! ( хлопки)

Что настало нынче? ( воспитатель спрашивает детей)

- Осень! ( отвечают дети)

От времени года  зависит погода! (  все вместе, указательный пальчик)

- Кажется,  погода меняется  -  сильный ветер поднимается.  Я улетаю. До свидания!

Под звук ветра Фея улетает.

Методическая литература :

Кислова Татьяна  Рудольфовна , Вишневская Марианна Юрьевна  « Речевые досуги. Часть 1 « Визит Феи осеннего леса»  - М.: ООО « Баласс», 2006;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг в средней группе. «КОЛОБОК В ОСЕННЕМ ЛЕСУ».

Досуг в средней группе.«КОЛОБОК В ОСЕННЕМ ЛЕСУ». Дети под музыку вошли в зал, исполнили небольшую музыкальнуюимпровизацию. Ведущий: Осень наступает, убраны поля...

Сценарий физкультурного досуга в младшей группе "Прогулка по осеннему лесу".

Формировать привычку к здоровому образу жизни через физкультуру; способствовать овладению детьми двигательными умениями и навыками; удовлетворить естественную потребность детей в движении; форми...

Досуг в средней группе "Зимние забавы в лесу"

Цель: 1.Развивать основные физические качества детей (быстроту реакции, координацию движений, ловкость,) 2. Воспитывать целеустремленность. 3. Доставить чувство радости. ...

Осенний праздник в средней группе "Приключение в осеннем лесу"

Осеннний праздник в редней группе "Приключение в осеннем лесу"...

2022г. Сценарий осеннего праздника для обучающихся средней группы «Однажды в осеннем лесу…»

                        Сценарий осеннего праздника для обучающихся средней группы «Однажды в осеннем лесу…»...