Конспект по развитию речи в средней группе на тему "Зимушка - зима"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Cоловетская Наталья Николаевна

Конспект по развитию речи в средней группе на тему "Зимушка - зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka-zima.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи

« Зимушка – Зима»

(средняя группа)

Цель: Уточнить признаки зимы. 

Задачи: Образовательные: - Закреплять характерные признаки зимы - Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно – следственные связи - Обогащение и активизация словаря по теме «Зима» - Закреплять умение заучивать стихотворение по мнемотехнической таблице. – Формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов.

Развивающие задачи: - Развивать диалогическую и связную речь. – Развивать слуховое внимание и логическое мышление. –Развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику. - Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные задачи: - Воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе, бережное отношение к ней. - Формировать умение работать в коллективе. 

Интеграция областей: -речевое развитие -познавательное развитие -физическое развитие -социально – коммуникативное

 Образовательные технологии: -здоровьесберегающие -игровые -развивающего обучения

Методические приемы: - игровые -словесные - наглядные - мотивация 

Предварительная работа: Подготовка дидактического материала, разучивание стихотворения. 

Оборудование: письмо, сундучок, снежинки по количеству детей, ватные комочки по количеству детей, снеговик,  мнемотаблица к стихотворению, листочки с изображением снеговика, голубые карандаши.

Ход организованной образовательной деятельности

(Приглашаю детей на ковер)

Логопед: Ребята, давайте, поздороваемся друг с  другом:

Здравствуйте ладошки! – Хлоп, хлоп , хлоп!

Здравствуйте ножки! – Топ, топ, топ!

Здравствуйте щечки!- Плюх , плюх, плюх!

Здравствуйте губки! – Чмок , чмок, чмок!

Здравствуй мой носик!- Бим, бим, бим!

Здравствуйте все!-( протягивают руки вперед)

Здравствуйте!

Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, около дверей, увидела сундучок! А на нем письмо! Интересно вам узнать, что здесь написано? Тогда садитесь, на коврик и я вам его прочитаю!

«Дорогие ребята! Пишет Вам Волшебница! Имя свое я вам не скажу, а отгадать предложу. Если вы отгадаете и ответите на вопросы, сундучок откроется, и вы найдете в нем мои подарки!»

Загадка ( слайд с изображением зимы)

Дел у меня не мало – я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю,

белю поля, дома, а зовут меня ….( Зима)

Да, вы правы это – Зима! Давайте опишем разными словами-, какая бывает зима?

Зимой холодно, значит зима, какая? – Холодная!

Зимой много снега, значит зима, какая?- Снежная!

Если зимой стоит мороз? Зима какая? – Морозная!

Как называется явление природы, когда на землю падает много снежинок, снега? – Снегопад! (слайд с изображением снегопада)

Если зимой часто дуют ветры, значит зима какая? - Ветреная!

(Слайд с изображением ветреной зимы))

Посмотрите, ребята, какая зима красивая! Давайте с ней поздороваемся!

Физкультминутка « Зимушка- Зима»

Здравствуй Зимушка- Зима! –( кланяемся)

Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый! ( приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)

Иней серебристый! ( встаем поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки! (Имитируем движения лыжников и конькобежцев)

 И на елке огоньки! (поднимаем руки вверх, делаем фонарики)

Посмотрите, ребята! Сундучок открылся! Что за волшебство?

И правда, сколько здесь подарков от Зимушки – Зимы! Ребята, но сначала вы отгадайте, какой подарок будет первым!

Загадка: 

Полетела, покружилась.

На дорожку опустилась …

 И сверкает, словно льдинка

Белоснежная …… ( Снежинка)

Молодцы , ребята, правильно отгадали загадку! (Из сундучка достается снежинка). Ребята, скажите, какая бывает снежинка?((Ответы детей- маленькая, пушистая, воздушная…)

Правильно, молодцы! А теперь, давайте мы с вами поиграем! Я каждому даю снежинку, рассмотрите ее. Обратите внимание, что снежинки очень красивые и у них у всех разные узоры, а еще они очень легкие. Если на нее подуть, то она полетит. А когда нападает много-много снежинок, то получится сугроб. Теперь каждый положит себе на ладошку снежинку и сдует ее. Вот и наш ковер застелил снег.

Сейчас мы с вами поиграем, я буду называть простое слово, а вы, поднимая свою снежинку с пола, называете его ласково:

 Зима – зимушка

 Снежинка – снежиночка

 Снег - снежок

Снеговик – снеговичок

Елка – елочка

Горка - горочка

Санки – саночки

Подарок – подарочек

Умницы! Вижу, что вы любите зиму! Все слова назвали правильно!

- А если сильно дует ветер, снег летит, кружится? Что это за явление?

( метель, вьюга)

Давайте, мы с вами изобразим вьюгу!

Игровое упражнение « Вьюга»

По моему сигналу « Вьюга начинается!- вы тихонько произносите «у-у-у».

 « Вьюга усиливается» - сила голоса нарастает.

 По сигналу « Сильная Вьюга»- говорите громко « У-У-У».

 По сигналу « Вьюга кончается » - произносите тише и смолкаете по сигналу « Вьюга кончилась».

Давайте попробуем! ( Игра начинается). Проводится игра. – Как здорово, у вас получилось показать вьюгу!

Ребята, давайте посмотрим, какой еще подарок для нас приготовила Зима.

 ( Подарок не достаю, а только заглядываю в сундучок и предлагаю детям самим догадаться, что находится в сундучке) 

Дети задают вопросы.

 Загадка :

 Холодный , кругленький комок А зовут его ? … Снежок!

Проводится физкультминутка « Снежок» (раздаю детям снежок из ваты)

Раз , два, три , четыре ( дети шагают на месте.)

Мы с тобой снежок слепили (руками лепят снежки.)

Круглый, крепкий , очень гладкий (имитируем движения.)

И совсем , совсем не сладкий (грозят пальчиком .)

Раз -подбросим ( прыжки вверх. )

Два- поймаем (приседают. )

Три – уроним ( наклон)

 И сломаем! (Топаем)

Присаживайтесь на стульчики.

Логопед: Кто мне скажет, во что можно играть зимой?

Ответы детей.

Логопед: Конечно, в снежки. Что строят из снега?

Ответы детей.

Логопед: (Давайте еще заглянем в сундучок. Достаю из сундучка снеговика.)

 Задаю детям вопросы: 

Что это? Из чего он?

Где мы с вами лепим снеговика?

Как мы его лепим?

Что у него вместо носа?

Что у него в руках?

В какое время года, мы лепим снеговика?

Теперь мы знаем о нем все!

 Мы можем придумать загадку сами? (предлагаю трем детям) Так, как мы знаем все про снеговика, мы смогли придумать загадку. А теперь послушаем, что у нас получилось.

Читаю загадку:

Весь день стоит он во дворе,

 Морковкой нос, метла в руке.

 К холодам давно привык Кто же это ?.... Снеговик

Вам понравилось придумывать загадки? Давайте еще поиграем со снеговиком. Вставайте в круг.

Дидактическая игра «Зимние слова»

 Снеговик , вам будет говорить разные слова. А вы будете хлопать в ладоши, если услышите слово о зиме, и топать ногами, если слово не относится к зиме. Будьте внимательны! Готовы! Тогда, игра начинается!

(Метель, Снежинка, велосипед, Новый год , санки, лед, жара, варежки , одуванчики, снеговик , Дед Мороз, Снегурочка, листопад, малина, мяч, снегопад, лыжи, грибы)

Молодцы ребята! Справились и с этим заданием! Присаживайтесь на стульчики. Давайте для Зимушки – Зимы сделаем сюрприз. Вспомним и расскажем стихотворение. А помогут нам в этом картинки ( выставляю картинки по мнемотехнике)

По сугробам, напрямик,

Шел веселый снеговик.

А в руке его была,

 Не корзинка, не метла

Не плитка шоколадная.

А елочка нарядная.

Какие вы молодцы!

Ребята, снеговичок принес вам  на память свои фотографии, но они у него черно-белые, возьмите цветной карандаш и сделайте фотографию красочной.

 Про что мы говорили сегодня?

От кого получили письмо?

 Ребята, а какие подарки вы сегодня получили от Зимушки – Зимы?

Что вам сегодня больше всего понравилось и запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме "Зима".

Конспект образовательной деятельности по развитию речи по теме "Зима". Материал предназначен для средней группы. Это итоговое занятие на закрепление знаний о зиме....

конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Зимующие и перелетные птицы"

Формирование первоначальных представлений о зимующих и перелетных птицах...

Конспект обобщающего занятия по развитию речи в средней группе. На тему: «Зима».

Конспект обобщающего занятия по развитию речи в средней группе.На тему: «Зима»....

Конспект по развитию речи в средней группе. Тема: «Зимующие птицы».

           Конспект по развитию речи в средней группе.Тема: «Зимующие птицы».Цели:1. Уточнить и расширить представления детей о зимующих птиц...

Конспект занятия организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе."Дикие животные зимой"

Программные задачи:Образовательные:-формировать у детей представление о жизни диких животных.Развивающие: -развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи.Воспитательные:-воспитыва...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему «Зима».

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему «Зима»....

Конспект по развитию речи в средней группе на лексическую тему: "Зимушка-Зима"

Конспект по развитию речи в средней группе на лексическую тему: "Зимушка-Зима" с элементами артикуляционной и пальчиковой гимнастики, физминуткой, и дидактической игрой....