Картотеки упражнений на развитие звуковой культуры речи средняя группа
картотека по развитию речи (средняя группа)

Картотеки упражнений на развитие звуковой культуры речи средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.pptx173.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотеки упражнений на развитие звуковой культуры речи средняя группа Двинина Екатерина ДО-17

Слайд 2

Упражнения на развитие слухового внимания, подвижности речедвигательного аппарата детей 1. «Что звучало?» Задание : демонстрируем ребенку звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Ребенок слушает и запоминают, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывает глаза и на слух определяет, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, бумагу, хлопки в ладоши, игрушки и т. д.

Слайд 3

2.Упражнение «Угадай, кто кричит». Цель : Учить детей определять игрушку по звукоподражанию. Краткое описание : Воспитатель достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный воспитателем ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это. Игру можно повторять 5-6 раз. Необходимо следить, чтобы дети внимательно слушали, активизировать их вопросами.

Слайд 4

3.Упражнение «Солнце или дождик?» Цель : Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание. Краткое описание : Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него». Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.

Слайд 5

4. «Исправь ошибки» Задание : взрослый читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: - Там ползет зеленый лук (жук) С длинными усами. Закричал охотник: «Ой! Двери (звери) гонятся за мной!» Сели в ложку (лодку) и айда! Я рубашку сшила шишке (мишке, Я сошью ему штанишки. Фруктов в корзине не счесть: Яблоки, груши, бараны (бананы) есть.

Слайд 6

5. «Кто летит» Задание : взрослый сообщает ребенку, что он будет говорить слово «летит» в сочетании с другими словами (птица летит, самолет летит). Но иногда он будет ошибаться (например: собака летит). Дети должны хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры взрослый медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется.

Слайд 7

Упражнения на становление и закрепление звуков, формирующие правильное звукопроизношение 1. «Что появилось?». Цель : Добиваться правильного произношения звука «ж» в словах, формировать умение произносить слова четко, достаточно громко, развивать фонематический слух. Содержание : Педагог ставит на стол игрушки, в названии которых имеется звук «ж» (жираф, ежик и т. п.). Ребята называют их. Затем воспитатель накрывает игрушки, меняет их местами и добавляет новую, также имеющую в названии звук «ж», например медвежонка или флажок. Открывая, он спрашивает, что новое появилось. Потом воспитатель предлагает детям самим подобрать слова, в которых имеется звук «ж».

Слайд 8

2. «Для чего нужен предмет?». Цель : Закреплять произношение определенного звука в слогах и словах. Ход упражнения : - Ребята, есть такие весёлые стишки, которые ни о чем не рассказывают, они просто весёлые. Давайте я начну их рассказывать, а вы продолжите: « Са-са-са » - живет в лесу... (оса, лиса) «Со-со-со» - катил ось... (колесо) «Су-су-су» - я беру... (косу) « Сы-сы-сы »- жало у ...(осы)».

Слайд 9

3. «Красный - белый». Цель : Нахождение звука в слове, воспринятого на слух. Ход упражнения : Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый кружок. Задан звук «а», лук - белый кружок, мак - красный кружок. Задан звук «к», капуста - красный кружок, мяч - белый кружок.

Слайд 10

4. «Тук-тук». Цель : Развивать голосовой аппарат, обучать громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепить правильное произношение звуков «т» и «к». Развивать чувство ритма. Ход упражнения : Воспитатель показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит «тук-тук-тук». Ребенок имитирует постукивание: кулачком - молоточком стучит по ладошки и повторяет «тук-тук-тук». Воспитатель говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит «тук-тук-тук»), а может и тихо (показывает)». Малыш повторяет. Далее воспитатель говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук-тук-тук» в быстром и медленном темпе). Малыш повторяет. В конце игры можно дать ребенку постучать своим молоточком.

Слайд 11

5. Сказка «Жили-были звуки». Цель : напомнить детям строение артикуляционного аппарата; ввести понятие гласных и согласных звуков и их цветовое обозначение; совершенствовать фонетико - фонематическое восприятие; развивать моторику артикуляционного аппарата. Ход занятия : Чтение дидактической сказки «Жили-были звуки». «Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а у тебя в ротике живут-поживают звуки. Домик, у них вот какой хороший (открыть рот). Есть потолок (потрогать языком верхнее нёбо). Пол - нижнее нёбо, дверь - губы. Есть даже костяные решётки для прочности (зубки сомкнуть и разомкнуть). Всё было бы хорошо, да поселился в домике Змей Горыныч (пошевелить кончиком языка). И стал он творить свои злые дела. Одни звуки он пропускает свободно, вот так (чёткая артикуляция педагога): «а», «о», «у», «ы», «э», «и». Эти звуки проходят свободно и носят красные платьица. Называются они гласными звуками. А на пути других звуков Змей Горыныч строит разные преграды: то дверь закроет «м-м-м», то к потолку прижмёт «т-т-т», то заставит звуки шипеть «ш», фыркать «ф», свистеть «с», хрипеть «х». То бьёт Змей Горыныч хвостом «р». Эти звуки не свободно проходят через рот, носят синие платьица и называются согласными звуками» (По Л.П. Царёвой). Педагог совместно с детьми произносит эти звуки, чётко артикулируя их.

Слайд 12

Упражнения на работу над дикцией, темпом и ритмом речи, речевым дыханием, силой голоса и интонационной выразительностью 1.«Громко – тихо». Цель : Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Ход упражнения : Воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-Ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: « Ав-Ав ». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».

Слайд 13

2. «Одуванчик». Цель : Развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ. Ход упражнения : Упражнение проводится на улице. Воспитатель предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3-4 раза. Важно следить за правильностью выдоха. Одуванчик, до чего ж Ты на облачко похож. Страшно даже и взглянуть: Как бы облачко не сдуть.

Слайд 14

3. «Кто кого?» Цель : Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти. Ход упражнения : Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки «а, о, у, и, э». Кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Сначала победителя определяет педагог. Затем можно поручить детям, определить, кто победил. Педагог должен следить только за тем, чтобы дети не понижали силу голоса до конца звучания и не перенапрягали мышцы шеи.

Слайд 15

4. «Зайка». Задача : различение холодной и теплой струй выдыхаемого воздуха. Ход упражнения :Взрослый читает стихотворный текст: Зайке холодно сидеть Надо лапоньки погреть (дует на руки ребенка, сложенные лодочкой, теплой струей воздуха). Лапку заинька обжег. На нее подуй дружок (дует на руки ребенка, используя холодную струю воздуха). Затем предлагается ребенку также подуть.

Слайд 16

5. «Придумай фразу». Цель : Развитие фразовой речи, речевого дыхания. Правильное построение предложений. Ход упражнения : Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из 2-3 слов), затем предлагает детя11 дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово. Например, педагог говорит: Таня играет. Ребенок повторяет предложение и добавляет на улице. Следующий, повторяет предложение «Таня играет на улице» и добавляет в песочнице. Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению: и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы (3-4 слова) произносятся на одном выдохе, а длинные с паузой через 3-4 слова. Когда дети овладеют правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие звуковой культуры речи (звуки А и О) для группы раннего возраста

Подборка игр и упражнений для работы с детьми в возрасте от 1,5 до 3-х лет. Отработка звуков "А" и "О"....

Картотека игр на звуковую культуру речи средняя группа

Картотекаигр и игровых упражненийпо формированию звуковой культуры речи...

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи для 2 младшей и средней группы

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи   для 2 младшей и средней группы...

Картотека. игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи Средняя группа

ЗК речи— понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию....

Картотека речевых игр. Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи. Игры по формированию словаря.

Картотека речевых игр. Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи. Игры по формированию словаря....