Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Путешествие в зимний лес»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Табакова Ксения Вячеславовна

Цель: уточнить и расширить представление о зиме, ее признаках, уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_20.01.2021.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе

«Путешествие в зимний лес»

Автор – разработчик: Табакова Ксения Вячеславовна

ГБДОУ детский сад №59 Приморского района Санкт - Петербурга

Возрастная адресованность: средняя группа «Радуга» детского сада.

Длительность мероприятия: 20 минут

Цель: уточнить и расширить представление о зиме, ее признаках, уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

Социально - коммуникативное развитие задачи:

  • формировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  • воспитывать целеустремленность, стремление к самовыражению.
  • учить внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы;
  • вызывать эмоциональный отклик;
  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,  инициативности, воспитание любви к природ

Познавательное развитие задачи:

  • развивать интересы детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • продолжать развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление.
  • развивать воображения и творческую активности;
  • уточнить и расширить представление о зиме, ее признаках

Речевое развитие задачи:

  • развивать практическое овладение воспитанниками нормами речи
  • совершенствовать навыки построения простого и сложного предложения;
  • развивать речевую активность, диалогическую речь;
  •  развивать устную связную речь;
  • уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия;
  • совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с  уменьшительно-ласкательными  суффиксами

Художественно – эстетическое развитие задачи:

  • развивать эстетическое восприятие
  • учить созерцать красоту окружающего мира

Физическое развитие задачи:

  • укреплять опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку, развивать физические качества.
  • развивать внимание, сообразительность.
  • создать доброжелательную атмосферу, доставить радость детям от занятий физическими упражнениями
  • удовлетворять природную потребность ребенка в движении

Используемые технологии:

  • здоровьесберегающая технология
  • игровая технология
  • личностно-ориентированная

Интеграция образовательных отраслей: социально - коммуникативное развитие, познавательное  развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Оборудование: снежки по количеству детей, снежинки из тонкой белой бумаги большие и маленькие, елочки и заснеженные деревья разной величины, маски зайчиков по количеству детей, маска лошадки, маска волка, импровизированные сани, корзина с орехами, магнитола, диск с музыкой.

ХОД НОД:

1 часть:

Воспитатель: Белым снегом все покрыто и деревья, и дома,

                         Что случилось, что случилось?

                          В гости к нам пришла…

Дети: Зима.

Воспитатель: Вот сейчас мы и побеседуем с вами о зиме, как о прекрасном времени года, 
но в начале поиграем с язычком.

1.Артикуляционная гимнастика «Сказка про язычка»

- Жил- был язычок. Проснулся он как-то утром и выглянул в окошко вот так ( показ артикуляционного упражнения «Иголочка») дети повторяют за воспитателем.

- И увидел, как много снега намело и захотелось ему погулять, но перед прогулкой нужно подкрепиться и решил язычок попить чаю с вареньем, а варенье было такое вкусное и он облизнулся вот так (показ артикуляционного упражнения «Вкусное варенье»).

- Потом язычок снова выглянул в окошко и посмотрел по сторонам вот так (показ артикуляционного упражнения «Часики»).

- Увидел большую снежную горку и захотел прокатиться на саночках вот так (показ артикуляционного упражнения «Качели»).

Воспитатель: Язычками мы поиграли, а наши пальчики тоже хотят поиграть.

2.Пальчиковая игра  «Зимой»

Снег пушистый лег на ветки.

Изображаем руками деревья: сгибаем руки в  локтях и высоко поднимаем их.

Пальцы растопыриваем,  изображая ветви дерева

И гулять бегут все детки.  

Указательный и средний пальцы обеих рук  «бегут» по столу, как ножки

Лепят бабу под окном,    

Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим

Дружно катят снежный ком.

Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»

Лыжи,  

Скользить по столу ладонями вперед-назад

 Санки  

  Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать

  синхронные движения вперед-назад

  И коньки    

  Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе

  Мчатся наперегонки.

2 часть:

3. Беседа о зиме.

Как вы думаете, какое сейчас время года?

- Как вы догадались?

- Какой день зимой?

- Какая ночь?

- Что можно сказать о снеге?

- Какой бывает лед?

- Перечислите  зимние  месяцы.

4. Сюрпризный момент.

Воспитатель: «Сегодня, ребята, я пришла в детский сад очень рано. Вы все хорошо помните березку, которая растет у нас на участке? И знаете, что я увидела у нее на ветках? Вот этот странный конверт, на нем написан адрес: «Детский сад», детям средней группы. Без вас я не стала вскрывать конверт и читать письмо. Хотите прочтем его вместе?»

Дети: Да! Хотим!

Воспитатель: (читает письмо)

«Здравствуйте, дорогие дети! Пишет вам Лесовичок.

Помните, мы встречались в осеннем лесу?

Сейчас в лес пришла зима. Очень многое в нем изменилось.

Я жду вас в гости, чтобы показать вам много интересного и чудесного,

Что есть в моем лесу»

Воспитатель: Ну что ж, примем приглашение Лесовичка?

Дети: Да! Примем!

5. Постановка проблемы: «Как добраться до домика Лесовика?»
Обсуждение проблемы.

Воспитатель: Ребята на улице Зима. Холодно. Мы должны подумать о том, как правильно одеться для прогулки. Лесовичок живет очень далеко, в лесу. Какой самый быстрый способ передвижения зимой, вы знаете?

Дети: На санках, лыжах.

Воспитатель: А у нас как раз есть волшебные сани, только вот сани сами не поедут, кто везет сани?

Ответы детей: мама, папа, лошадка.

Воспитатель: Правильно ребята. Сани у нас большие и нас много, смогут нас мамы и папы довезти? Значит кто нам нужен?

Дети: Лошадка.

Кто отгадает загадку тот и превратится в волшебную лошадку и повезет нас в лес.

Загадывает загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

На ребенка, отгадавшего загадку одевается маска лошадки, запрягаются импровизированные сани. Дети садятся в сани и под музыкальное сопровождение отправляются в лес.

Воспитатель: Вот мы и примчались в зимний лес. Ребятки, а теперь посмотрите вокруг и скажите, заметили ли вы наступление зимы в лесу?
- А какие изменения мы видим в зимней природе? (деревья стоят голые, везде лежит снег, не слышны пения птиц, речка покрыта льдом) 
- Да ребятки, пришла зима и укутала землю пышным одеялом. Деревья украсила пушистым инеем. Они стоят как будто выточенные из чистейшего хрусталя. Зима красивое время года! 
- А вы любите зиму? В чем красота зимы? (кругом белым бело, в морозный день снег блестит словно серебро)
- Как бы вы провели воскресный зимний день? (лепили снежную бабу, играли в снежки, катались с горки на санках)

- Посмотрите сколько снега намело вон под тем деревом, целые сугроб. Давайте слепим снежки и поиграем немного.

Дети берут по снежку в руки имитируют как они их лепили, как катали между ладонями. Рассказывают какие снежки белые, холодные, мокрые.

6. Музыкальная игра «Мы танцуем со снежками»

Мы танцуем со снежками посмотрите-ка на нас.

Вот как топаем ногами раз два, раз два, раз-два, раз.

А теперь снежки положим и похлопаем в ладоши.

Хлоп-хлоп-хлоп и хлоп-хлоп-хлоп

Веселится весь народ.

Мы снежки за спину спрячем никому их не покажем.

Ай-яй-яй, ай-яй-яй, где снежочки угадай.

В конце игры дети бросают друг в друга снежками.

 7. Упражнение «Снежинки»

Воспитатель: Пока мы с вами в снежки играли, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

Раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

Воспитатель: Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. (упражнение повторяется 3-5 раз)

8. Дидактическая игра «Подбери слова»

Воспитатель: Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

9. Игра «Назови ласково» 

Воспитатель: Ребята, а вы любите, когда вас называют ласково? Давайте мы подберем ласковые слова к зимним приметам и явлениям. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок                 Сосулька — сосулечка

Мороз- морозец            Дерево- деревце

Ветер- ветерок            Горка — горочка

Лёд- ледок                    Холод- холодок

Зима- зимушка             Санки- саночки

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А загадки в отгадывать умеете?

10. Загадывание загадок.

Лиса

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут её...

Медведь

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна.

Заяц                                                      

Комочек пуха,                                            

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Волк

Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это - …

 

 

11. Подвижная игра «Волк и зайцы»

 

Одному из ребят одевают шапочку волка, остальным детям шапочки зайцев.

 

Воспитатель: Вот какие ловкие, никого волк не догнал.

 

Воспитатель: Ребята, а какие еще опасности могут поджидать нас в лесу?

 

Дети: Можно заблудиться, сбиться с дороги, провалиться в сугроб, встретиться с диким зверем, нужно не шуметь, чтобы не разбудить медведя и т.д.

 

Педагог дополняет ответы детей.

 

Воспитатель: В лесу есть не только хищники, но и добродушные звери, например, такие, как…загадывает загадку

Белка

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

 

Воспитатель: А вы знаете, что белка очень запасливый зверек, у нее на зиму заготовлены сушеные грибы, орешки. Добрая белочка решила с вами поделиться и приготовила для вас угощение. Только его нужно найти.

 

12. Игра «Тише-громче»

Дети под музыку вместе с воспитателем находят корзину с угощением под большой елкой, забирают угощения и едут домой.

Итог:

 Где были? Что видели? Что делали? Что больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе "Путешествие в зимний лес"

Конспект открытого занятия по развитию речи в логопедической средней группе...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Путешествие в зимний лес"

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Путешествие в зимний лес"...

Занятие по развитию речи в средней группе «Путешествие в зимний лес»

Программное содержание:Познавательное развитие. Выявить уровень знаний детей  ,обобщить знания детей о животных, временах года.Социально-коммуникативное развитие. Учить детей действовать сообща, ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Зима. Зимняя одежда».

Цель :Развитие связной речи.Задачи: Обогащать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить ее признаки, учить описывать зимнюю одежду, знать ее назначение, упражнять в образовании относительных п...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в зимний лес»

Важно, что бы занятие было не только познавательным, но и интересным....

Конспект занятия по развитию речи (в средней группе) Тема: «Зима. Зимние забавы»

Цель:Расширить словарный запас детей за счёт слов-действий, слов-признаков, закрепить знания о зимних забавах, учить составлять предложения по сюжетной картинке.Задачи:Образовательные:1. Обобщать и ут...