Конспект открытой ООД по развитию речи "Осеннее путешествие в город Красивой Речи"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шилко Татьяна Николаевна

В настоящий период проблема связной речи дошкольников наиболее актуальна. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, так как происходит перевод коммуникаций на гаджеты и другие устройства
В связи с этим одной из важных задач нашей деятельности, т.е. педагога дошкольного уровня образования становится развитие речи ребенка.
Речь развивается в единстве с мышлением и опирается на «чувственный опыт ребёнка». Занятия с воспитанниками начинаются не с развития речи, а с развития сенсорных и мыслительных процессов на неречевом материале. Как только накоплен зрительно-сенсорный опыт мы переводим его в пассивный словарь.
Безусловно при создании грамотного эфира, постепенно, по истечению какого-то промежутка времени у ребенка сформируются речевые компетенции. Но хочется, чтобы этот образовательный процесс не был монотонным, скучным и традиционным, а был интересным, запоминающимся, креативным. Поэтому при развитии коммуникативных навыков ребенка приходится сталкиваться с проблемой вариативности заданий. Действительно, только составление устных высказываний и диалогов надоедает детям. Один из методов позволяющих разнообразить занятия может быть создание проблемной ситуации или смена предметно - пространственной среды, то есть использование трансформируемого пространства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_krasivoy_rechi.docx26.47 КБ
Файл prilozhenie_k_zanyatiyu.docx1.37 МБ
Файл fotootchet_zanyatiya.docx297.68 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Школа № 2053

111674, г. Москва, ул. Покровская, д. 35            E-mail: 2053@edu.mos.ru              Тел. 8-499-588-01-77

ОКПО 38322858,                       ОГРН 1127746075995,                 ИНН 7721749335;              КПП 772101001

Конспект открытой организованной образовательной деятельности по развитию речи

Осеннее путешествие в город Красивой Речи

Подготовила:

Шилко Татьяна Николаевна,

 воспитатель высшей квалификационной категории

Москва,2020 г.

Уровень общего образования: дошкольное образование

Тема ООД: «Осеннее путешествие в город Красивой Речи»

Возраст обучающихся: 6 – 7 лет (подготовительная группа)

Образовательная область (главное направление развития): речевое развитие

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое

Классификация (Тип) ООД:

по дидактической задаче: закрепления ранее приобретённых знаний,

творческого применения знаний и умений

по содержанию знаний: интегрированная (по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития)

по форме организации: нетрадиционная (занятие - путешествие)

Форма ООД: фронтальная (общегрупповая)

Цель ООД: выявить уровень овладения детьми речевых умений и навыков.

Задачи:

Образовательные: 1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.

2.Систематизировать и закреплять представления детей об осени.

3.Продолжать упражняться в подборе слов-антонимов.

Развивающие: 

1.Развивать умение применять знания на практике.

2. Развивать фонематическое восприятие, умение слушать друг друга;

3. Добиваться понимания инструкций и четкого их выполнения.

4. Способствовать развитию памяти, связной речи, воображения.

Воспитательные:

1.Воспитание навыков сотрудничества на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.

2. Воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

3. Продолжать воспитывать интерес и внимание к сезонным изменениям в природе, к собственной речи и речи окружающих.

Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Осень», рассматривание гербариев из осенних листьев, слушание аудиозаписи П. И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года», наблюдения на прогулке за деревьями, птицами.

Методы обучения: практические: упражнение; наглядные: демонстрация наглядных пособий; словесные: рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы; игровые: дидактическая игры, воображаемая ситуация.

Оборудование: колокольчик, мяч, картинки животных и птиц (белка, заяц, еж, медведь, лиса, волк, дятел, кукушка), картинки ель, сосна, осина, клен, береза, дуб, ворота с замком, надписи «Улица Стихотворная», «Улица Лесная», «Улица Сигнальная», банки- 3 шт., краски желтая, красная, голубая и розовая, воздушные шарики по количеству детей.

Ход ООД:

Дети находятся в спальной комнате (использование трансформируемого пространства)
I. Организационный момент. (Воспитатель звенит колокольчиком.)
Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем!

Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте мы с ними необычно поздороваемся, подарим им свою улыбку и хорошее настроение.

Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, быстрый ручеёк,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю,
Всех вас очень я люблю!

Дети повторяют слова приветствия за воспитателем и затем присаживаются на нижний ряд подиума, кому не хватило места на банкетки.

Воспитатель. Ребята, сегодня я предлагаю отправиться в путешествие в город Красивой Речи. Попадая в него, дети меняются. Злые становятся наоборот добрыми, грустные - радостными, голодные- сытыми, драчливые- дружными, неряшливые- аккуратными, невоспитанные- воспитанными, трусливые - храбрыми (дети помогают, говорят антонимы)

Воспитатель. А вы хотите отправиться в путешествие и измениться?

Дети. Да, хотим.

Воспитатель:  Но, ребята, город стал заколдованным после того, как его жители разучились правильно  и красиво говорить. И чтобы его расколдовать, нужно показать, правильность и красоту нашей речи.  Поможем городу и его жителям?

Дети. Да!                                                    

Воспитатель. Прежде, чем отправиться в путешествие, давайте вспомним наше правило:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

2.Основная часть.

Воспитатель. А вот теперь в путь. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся интересным способом –с помощью фантазии, представьте, что вы летите на воздушном шаре и повторяйте волшебные слова: (дети идут по кругу в спальной комнате, повторяя слова и далее проходят в групповую комнату)

-У-У-У – я лечу,

-О-О-О – далеко,

- Ши-Ши-Ши – выше крыши,

-Шо-Шо-Шо — хорошо,

-А теперь покружись и в городе Красивой Речи окажись.

Воспитатель. Вот мы и прибыли (дети увидели картинку «ворота, а на них большой замок»). Посмотрите, ребята, что это?

Дети. Ворота и замок.

Воспитатель. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика.  Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог? (Хлопки ладошками.)

Наши пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя. (Сжимаем и разжимаем пальцы каждой руки в кулачки, на последнем слове оставляем кулачки сжатыми.)

Вот большой! (Выставляем большой палец вверх.)

А это — средний. (Поочередно называем пальцы и соединяем с большим на руках.)

Безымянный и последний —

Наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили, (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)

Будем их соединять

И движенья выполнять... (Сцепить пальцы в замок.)

Постучали,  (На этом слове ритмично постукиваем друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы.)

Покрутили, (Не расцепляя пальцы, одну руку тянем к себе, другую от себя, попеременно меняя их.)

Потянули (Тянем ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)

И открыли! (Пальцы расцепляются, трясем кистями рук.)

Воспитатель. Замок, мы открыли, молодцы! Ой, ребята, а здесь стена с объявлениями! Что же написано в объявлении? Сейчас прочитаем.

«Город Красивой речи заколдован. Чтобы его расколдовать, нужно ответить на все вопросы, которые спрятаны в замочках».

Воспитатель. Ребята, поможем расколдовать город? – Да!

Задание №1. Воспитатель. Передвигаться по городу нам будут помогать волшебные слова: мы идем не спеша: жа-ша-ча-ща, жа-ша-ча-ща.

(Дети идут по кругу, повторяя слова за воспитателем. Далее садятся на стульчики.)

 Мы попали на улицу Стихотворную. Послушайте отрывок стихотворения Ивана Бунина:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой…

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Воспитатель. О чем говориться в стихотворении?

Дети. В стихотворении говориться о лесе.

Воспитатель. А какое время года автор описывает в стихотворении?

Дети. В стихотворении описывается время года – осень.

Воспитатель. Ребята, в стихотворении рассказывается, что лес золотой, багряный и лиловый. 

Воспитатель. Золотой цвет- это какой цвет?

Ответы детей: золотой, т.е. ярко-желтый цвет, листья как золото (воспитатель показывает банку, где вода окрашена в желтый цвет).

Воспитатель. Багряный цвет- это ярко красный (показывает этот цвет). 

А вот лиловый цвет это какой? Смешав какие краски, мы можем его получить? (свободное рассуждение детей)

Воспитатель вызывает себе помощника – ребенка и проводит эксперимент: смешивает в банке с водой розовый и голубой цвета и получает лиловый цвет.

Задание №2. Воспитатель. С первым заданием вы справились. Продолжаем наш путь (дети встают со стульчиков и вместе с воспитателем идут друг за другом в спальную комнату). Мы идем не спеша: жа-ша-ча-ща, жа-ша-ча-ща. Мы пришли на улицу Лесная

Воспитатель. Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев: ель, сосна, осина, клен, береза, дуб ( называя деревья, воспитатель показывает картинки). Также в лесу живут различные дикие животные, назовите их?

Дети. В лесу живут волк, заяц, лось, медведь, лиса, еж… (полный ответ)

Воспитатель. Молодцы, диких зверей вы знаете. А теперь расскажите, что происходит с лесными жителями, когда наступает поздняя осень?

Дети. С приходом осени, звери начинаются готовиться к зиме.

Д/И «Как звери готовятся к зиме?»

Воспитатель показывает картинку дикого животного, а ребенок отвечает как этот зверь готовится к зиме. Например, медведь и еж– залегают в спячку, Белка -делают запасы на зиму и линяет, заяц –линяет, меняет серую шубку на белую.

Воспитатель: А сейчас мы отдохнем и физминутку проведем.

Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души!
(подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем
(присесть на корточки)
И в город Красивой Речи пойдем (встаем и идем по кругу)

Задание №3. Дети идут по кругу и говорят слова: мы идем не спеша: жа-ша-ча-ща, жа-ша-ча-ща. Мы оказались на улице Сигнальная. Здесь нам нужно выполнить последнее задание. Я буду называть слова, а вы будете поднимать ручки вверх, когда услышите звук «Р» (солнце, грязь, листья, ворона, парк, лето, дождик, мороз, ноябрь, зонт, прохлада, гриб )

Воспитатель: Молодцы, ребята! Город Красивой Речи расколдован. Наше путешествие  подошло к концу. Каждый из вас узнал что-то новое и каждый показал свои знания и умения. Пора возвращаться в группу. Надеюсь вы не забыли волшебные слова:

-У-У-У – я лечу,

-О-О-О – далеко,

- Ши-Ши-Ши – выше крыши,

-Шо-Шо-Шо — хорошо,

-А теперь покружись и в группе детского сада окажись.

Воспитатель. Что нового вы узнали на занятии? А какое задание вам показалось самым легким? Какое трудным? (ответы детей) Ваше настроение улучшилось или ухудшилось после занятия? (показывают либо веселые, либо грустные смайлики)

Воспитатель. А в память о нашем путешествии я вам дарю по воздушному шарику, чтобы вы почаще могли навещать жителей Красивой Речи. Успехов вам!          

Используемая литература:

«Познавательно – речевое развитие дошкольников в услових реализации ФГОС дошкольного образования», Лашкова Л.Л., Зырянова С.М., Филиппова А.Р.; Издательство: «Академия Естествознания», Москва, 2015г.                                                                                            


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Asus\Pictures\Открытые занятия 2019-2020\IMG-20191202-WA0022.jpg     C:\Users\Asus\Pictures\Открытые занятия 2019-2020\IMG-20191202-WA0020.jpg

C:\Users\Asus\Pictures\Открытые занятия 2019-2020\IMG-20191202-WA0013.jpg               C:\Users\Asus\Pictures\Открытые занятия 2019-2020\IMG-20191202-WA0019.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи Тема: "Путешествие в царство Снежной Королевы" Возрастная группа: старшая

Материал используется интересный, разнообразный. Забавные игровые моменты, презентация, музыкальное сопрвождение и другие методические приёмы делают "путешествие" увлекательным.Рекомендую воспользоват...

Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Путешествие в страну красивой речи".

Цели:1.Формировать умения обобщить, классифицировать.2.Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3.Упражнять в делении слова на слоги, в подборе  антонимов и синонимов....

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности "Путешествие в город Красивой речи"

Конспект предназначен для детей 6-7 лет. Цели занятия направлены на закрепление представлений   ребенка о себе, строении человеческого тела и функций его отдельных частей, знание временной (...

Конспект комплексного открытого занятия по развитию речи «Осеннее путешествие в деревню. Домашние животные ». с детьми средней группы компенсирующей направленности ( ЗПР )

Конспект комплексного открытого занятия по развитию речи«Осеннее путешествие в деревню. Домашние животные ».с детьми средней группы компенсирующей направленности ( ЗПР ) с использован...

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх...