Проект: «Развитие речи младших дошкольников посредством изобразительной деятельности»
проект по развитию речи

Антонова Ольга Владимировна

Проект: «Развитие речи младших дошкольников посредством изобразительной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx55.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад

№49 «Родничок»

http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2014/01/Obobshhenie-pedagogicheskogo-opyta-po-teme-%C2%ABRazvitie-rechi-v-doshkolnom-vozraste%C2%BB.-300x217.jpg 

Проект: «Развитие речи младших дошкольников посредством изобразительной деятельности»

Воспитатель: Антонова О.В.

г. Нижневартовск

2019 год

План:

1. Введение. Взаимосвязь изобразительной деятельности

с занятиями по развитию речи……………………………………………….3

2. Анализ литературы………………………………………………………....4

 3. Анализ опыта работы………………………………………………………7

4. Анализ достигнутых результатов………………………………………...17

5. Заключение…………………………………………………………………20

    Список литературы.

Изобразительная деятельность с занятиями по развитию речи

Главная задача в ДОУ– правильно формировать у детей устную речь. Основной задачей у ребенка является разговорная (диалогическая) речь: ребенок должен уметь слушать и понимать других, умение разговаривать с другими и отвечать на задаваемые ему вопросы. Разговорная речь зависит от уровня состояния словаря ребенка и насколько он овладел. Речь собеседника, как и разговорная речь, предлагает умением культурно себя вести во время беседы, быть сдержанным и тактичным.

     О.И. Соловьева делит эти средства на две категории, называя их двумя

Основными формами занятий над речью ребенка: "Обучение родному языку на

занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни"

Следовательно, вне занятий воспитатель также активно руководит формированием речи, в общем русле воспитания он находит место и для специальных приёмов воздействия на речь детей.

Цель моих занятий - это взаимосвязь изобразительной деятельности по развитию речи в ДОУ. А так же воспитатель самостоятельно и целено правильно, выполнять работу, усидчивость и настойчивость, аккуратность и умение довести свою работу до конца. На занятиях по развитию речи детям читают стихотворения, сказки, рассказы, но не только на занятиях, но и в свободное время. У детей развиваются речь, художественно - образные представления, мыслительные способности. В процессе развиваются изображения событий, фантазия, о котором они узнали из прочитанного. Дети стремятся передать по - своему сказочные и стихотворные образы. На занятиях решается ряд задач, т.е. активация и обогащения словаря: усвоение ряда слов, закрашивать, различать цвета, пользоваться прилагательными. Некоторые речевые задачи осуществляются, как например, на занятиях - это отвечать и спрашивать, правильный темп речи, умение слушать и некоторое другое.

Ученые решили, что формирование и устной развитие речи начинается движение пальцев рук. То есть формирование речи зависит влияние импульсов, идущий от рук.

Поэтому упражнения по тренировке пальцев - это аппликация, рисование, лепка, является повышением работы мозга.

Результаты показали, что развитие речи у детей зависит от развития движения рук. Координация кистей и пальцев идет затруднение овладение письма и ряда учебных и трудовых навыков. В начале, занятиях необходимо активизировать речь, высказывать свои мысли, попросить у ребенка рассказать, что он нарисовал. Итак, в распоряжении воспитателя очень много средств по развитию речи, каждое имеет свои преимущества. Добиться хорошего результата можно, лишь применяя в совокупности все эти средства.

Анализ литературы

Мышление в дошкольном возрасте опережает речь. Любое действие овладения новым значением развивается в уме. Согласно теории Гальперина П.Л. действия отрывается от внешней и переходит в умственный. Ушинским К.Д. и Тихеевой Е.И. они составили метод обучения языка с целью речи и мышления.

Накоплен огромный опыт, позволяющий целенаправленно руководить процессом развития речи ребёнка, как содержательной, так и технической её стороны. Это доказано в работах А.А. Леонтьева, Л.А. Вингера, Ж. Пиаже, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, С.Л. Рубиншт, В.В. Гербовой разработаны методические рекомендации по развитию речи "Учусь говорить" для работающих воспитателей в детском саду по программе "Радуга".

Особенно следует остановиться на исследованиях последних лет, в которых вопросы взаимосвязи речевого и умственного развития изучаются в разных направлениях. Структурная (Сохин Ф.А., Логинова В.И., Струнина Е.М., Смага А.А., Лаврик М.С., Арушанова А.Г. и др.); функциональная (Ушакова О.С., Зрожевская А.А., Смольникова Н.Г. и др.); когнитивная (Сохин Ф.А., Белякова Г.П., Тумакова Г.А. и др.).

Культуру речи дошкольников учёные рассматривают как объективную реальность субъекта, отражающую его субъективный опыт в познании и понимании окружающей действительности вербальным способом.

Взаимосвязь рисования и речи у ребенка широко рассматривают Н.П.Саккулина, В.А. Зикеева, и др. – на запланированных занятиях по рисованию и речи у ребенка, обогащается словарный запас.

Методика работы с детьми по обучению их изобразительной деятельности, развитию творчества раскрыты в работах Дородновой  Т.Н.,  Казаковой Т.Г., Е.В. Лебедевой, Л.А. Парамоновой, и др. – изобразительная деятельность связана с знаниями и представлениями, опирается на эти знания и представления и способствуют их закреплению.

Анализ опыта работы

В организации среды для занятия изобразительной деятельности мною активно используются произведения изобразительного искусства. Развивающую среду и творческие работы. Дети, увидев свою лепку, рисунки, аппликации, среди работ других детей, ребенок сравнивает их.

Развивающая среда это пособия и наглядные материалы, в которых используются мною для уточнения и  представления предметах и явления, в котором детям предстоит изобразить, выразительность, для развития восприятия.

У детей этого возраста формирую создавать изображение, умение слушать воспитателя, оценивать результаты, радоваться.

Рисование. Овладение изобразительной деятельностью не возможно без развития мелкой моторики рук.  Ребенка обучаю правильно и аккуратно использовать все материалы при рисовании, лепке и аппликации; правильно держать карандаш и кисть, не напрягая мышцы; не сжимая пальцы рук, осуществлять движения руки с карандашом и кистью легко и свободно;  создание игровых побудительных мотивов. На занятии побуждаю ребенка к созданию нескольких изображений

(«Яблочки и ягодки лежат на тарелке», «Колечки катятся по дорожке» и т.п.), чтобы детям легче было запомнить методы лепки, аппликации и рисования. Когда ребенок делает много изображения одних и тех же предметов пальцы рук ребенка становится всё подвижным, свободно и  уверенной. Что позволяет ребенку создавать сложные изображения, ребенок любит повторять и радуется, поэтому предлагают детям изображать на одном занятии нескольких предметов. Сам ребенок часто создает сюжетную композицию, Его всячески поддерживаю, постепенно переводя игровые действия ребенка в изобразительный план.

У ребенка постепенно вырабатываю создавать композицию, рисуя вместе или наклеивая изображения на общий лист  бумаги. Примерные темы композиций: «Зимний лес», «Цыплята гуляют по травке», «Жучки ползают в траве», «Неваляшки гуляют, водят хоровод» и др. Дети могут рисовать , лепить отдельные предметы, создавать аппликации из готовых форм, передавать несложный сюжет, украшать силуэт предмета, вырезанного воспитателем из бумаги (дымковская игрушка, чашечка, блюдце, варежка и т.п.).

Воспитатель учит, правильно сидеть сами дети могут стоя рисовать у столов или мольберта, чтобы было удобные движения, не затруднялось дыхание, не портилось зрение; ребенка нужно научить держать карандаш и кисть, между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не слишком сжимая пальцы, не слишком близко к отточенному концу. Слежу за тем, чтобы дети не нажимали сильно на карандаш, придерживали лист бумаги левой (правой) рукой, чтобы он не двигался.

Лепка. У детей формируется интерес, знакомить с глиной или с пластилином (ощущая ее на ощупь, отщипывать, раскатывать). Для начала дети лепят одночастным предметом, затем учатся делить на частные.

На занятиях обучаю ребенка правильно работать с глиной (пластилином): аккуратно лепить, класть кусочки на специальную дощечку, собирать оставшиеся кусочки, чтобы они не рассыпались по столу; мыть руки после занятия.

Аппликация. Обучить ребенка аппликации, отрабатываю навыки аккуратного намазыванием клеем с обратной стороны изображения и аккуратного приклеивания ее к бумаге, слегка прижимая салфеткой или сухой тряпкой, чтобы фигура лучше приклеилась, а лишний клей впитался.

В ходе занятия мною поддерживаются любые реплики детей: вопросы суждения, побуждения. Речевая активность детей на занятиях активизируется посредством художественного слова. Вот некоторые примеры занятий:

Рисование

Тема: «Однажды бабушка с базара пришла…»

Цель: вызвать у ребенка любовь к пожилому возрасту, помогать им. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами и передавать её особенность.

Материал: гуашь, овощи, формы, трафареты овощей, силуэт большой корзины.

Бабушка с базара однажды пришла,

Бабушка с базара домой принесла:

Картошку, капуста, морковку, горох,

Петрушку и свеклу, ох!

Вот овощи спор завели на столе

- Кто лучше, вкусней и нужней на Земле.

Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!

Аппликация

Тема: «Вышла курочка-хохлатка с нею жёлтые цыплятки…»

Цель: воспитывать у детей заботливое отношение к домашним птицам, развивать замысел, учить способам аппликации из частей (кругов) делать цыплят. Закрепить знания о правилах наклеивания.

Цып - цып-цып, мои цыплятки!

Цып - цып-цып, мои касатки!

Вы – пушистые комочки,

Мои будущие кочки.

Подойдите вы к корытцу

Дам вам зерен и водицы!

Лепка

Тема: «Мягкие лапки, а в лапках царапки!

Цель: воспитывать любовь к животным; вызывать желание передать их характерные особенности в лепке (форму туловища, головы, соотношение частей по величине, их расположение), закреплять умение плотно соединять части путём промазывания одной к другой.

Материал: пластилин, стеки, тонкие веточки или соломка для усов, вишневые косточки или семена огурцов.

Мама чашку молока

Маше налила».

Мяу! киска говорит

Вот и я пришла».

Киске в миску отольём

Веселее пить вдвоём.

Ну-ка, кто скорей допьёт?

Кто ни капли не прольёт?

Комбинированные занятия наиболее соответствуют возрастным особенностям дошкольников, потому что детям необходима частая смена видов деятельности. Во второй половине занятий нужно сосредоточивать задания, требующие физической активности детей (поручения, дыхательные упражнения, подвижные игры). Между этапами занятия следует регулярно проводить физкультурные паузы, гимнастические упражнения для рук, мышц туловища, особенно эффективно снимающие утомление, предупреждающие нарушение осанки.

Дети могут повторять понравившуюся тему занятия, если ребёнок почувствовал успех в деятельности, либо под влиянием нестандартной методики проведения занятия. Дети могут рисовать и на прогулке в хорошую погоду – рисование с натуры, повседневно, но по желанию детей. Взрослым необходимо демонстрировать живой интерес к результатам деятельности ребёнка: «А что же тут нарисовано, расскажи, пожалуйста?»

Родителям стоит рассказать об условиях и значимости  самостоятельной из деятельности и её влиянии на развитие речи ребёнка в семье: бережное и внимательное отношение к рисункам, лепке и поделкам благотворно повлияют на гармоничное развитие личности малыша.

В условиях самостоятельной деятельности формируется творческая личность, начиная с младшего возраста. Любая деятельность, возникающая по желанию ребёнка, требует тонкого руководства, т.к. инициативу ребёнка успешно развивалась, необходимо включать в занятия изобразительной деятельности моменты, побуждающие ребёнка рассуждать, планировать, анализировать вслух, а так же и в других видах деятельности. Детей так же нужно знакомить с окружающим миром, формировать яркие впечатления, предметов народного творчества, праздников и развлечений, так же благотворно влияют на развитие речи ребёнка.

 Для создания благоприятных условий для самостоятельной изобразительной деятельности и активизации речи дошкольника в домашнем кругу ведётся работа с семьёй, проводятся беседы.

Анализ достигнутых результатов

     В начале учебного года мною производилось педагогическое обследование детей (в количестве 26 человек)  по разделам программы «Развитие речи» с целью выявления степени сформированности навыков, умений, знаний и показала следующие результаты:

- развитие диалогической речи – средний уровень

- умение рассказывать о своих действиях

развёрнутым рассказом – низкий уровень

 - умение высказываться по прослушанному

произведению – низкий уровень

- умение анализировать иллюстрации к рассказу

по вопросам взрослого – низкий уровень

Навыки, умения, знания по изобразительной деятельности. В начале года обследовались по следующим параметрам и показали результаты:

- умение представлять итог работы – низкий уровень

- желание переделать, улучшить свою работу – низкий уровень

- умение смешивать белила с красками 3-х основных цветов для получения новых оттенков – низкий уровень

- умение пользоваться различными техническими средствами для получения наилучшего результата (краски, карандаши, мелки) – средний уровень.

Обобщая результаты на начало учебного года:

Развитие речи – высокий уровень – 0%

средний уровень – 41% (9 чел.)

низкий уровень – 59% (13 чел.)

Изобразительная деятельность - высокий уровень – 0%

средний уровень– 68% (15 чел.)

низкий уровень – 32% (7 чел.)

В конце учебного года было проведено повторное обследование уровня знаний и умений детей. В результате планомерной работы и т.к. занятия по изобразительной деятельности были активно включены моменты, активизирующие речь детей, эффективность усвоения знаний, умений, навыков заметно улучшилась:

Развитие речи – высокий уровень – 11% (3 чел.)

средний уровень – 89% (25 чел.)

низкий уровень – 0%

Изобразительная деятельность  - высокий уровень – 14% (4 чел.)

Средний уровень – 86% (24 чел.)

Низкий уровень – 0%

Заключение

Хотелось сделать вывод что, на занятиях изобразительной деятельности процесс развития речи гармонично вплетается в структуру занятия и благотворно влияет на усвоение знаний, умений, навыков.

Считаю, что работа по интеграции изобразительной деятельности и развития речи, принесла хорошие результаты.

Рекомендую воспитателям  использовать в занятиях по изобразительной деятельности больше моментов, стимулирующих речевую активность детей, в том числе и хоровые ответы детей в группе.

Планирую и в дальнейшем продолжать разработку вопроса интеграции изобразительной деятельности и развития речи т.к. такие занятия наиболее соответствуют возрастным особенностям младших дошкольников.    

В развития речи, изобразительной деятельности, как уже говорилось, совершенствуются все психические процессы. Важно, чтобы на занятиях формировались познавательные интересы, от общей любознательности в младшем дошкольном возрасте к дифференцированным и стойким интересам старших дошкольников, к доступному анализу и оценке своей деятельности.

Список литературы

Бородич А.М., Методика развития речи детей: Курс лекций для пединститутов / А.М. Бородич – М.:Просвещение, 1974. – 288с. (С.31-55)

Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. М., 1988г., с.3-5

Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребёнок. М., 1974г., С. 44-48

Гербова В.В. Учусь говорить . «Просвещение» 1999, стр. 3-9

Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. М., «Просвещение», 2001, стр. 3-8

Королёва Ф.Ф., Гмурмана В.В., «Общие основы педагогики», М., «Просвещение», 1967 , стр. 126, 128, 133

Крупская Н.К., О дошкольном воспитании. М., «Просвещение», 1973, стр. 125

Малетина Н.С. Развитие речевого общения дошкольников. Издательство НГПИ, 2005, стр. 36-132

«Программа воспитания в детском саду». М., «Просвещение», 1972, стр. 92,93,97

 Радуга: Программа и руководство для воспитателей второй младшей группы детского сада, сост. Т.Н. Доронова. –М., «Просвещение», 1993.- 224с. (С.160-169)

 Соловьева О.И., Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. М., «Просвещение», 1966, стр. 27

 Тихеева Е.И., Развитие речи детей. М.,»Просвещение», 1972, стр. 21-22

13 Усова А.П., Обучение на занятиях, В сб.: «Вопросы обучения в детском саду». М., Учпедгиз, 1955, стр.30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы перед педагогами ДОУ на методическом часе: Развитие речи младшего дошкольника посредством проектной деятельности.

Одним из эффективных средств решения воспитательных и образовательных задач педагогический коллектив нашего ДОУ  считает метод педагогического проектирования. Проектная деятельность представ...

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности»

Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности...

Педагогический проект «Развитие речи старших дошкольников через познавательную деятельность посредством ознакомления со сказами П.П.Бажова»

В данном материале представлен опыт проектной педагогической деятельности с дошкольниками старшего возраста. Базируясь на самобытном творчестве русского народа,  в общем, и красоту родного края, ...

"Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности" (из опыта работы)

На протяжении нескольких лет  я вела кружок  рисования со своими детьми, начиная со старшей группы.Цель работы моего кружка: содействовать развитию творчества, выдумки и инициативы детей в а...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Важным этапом дошкольного возраста, конечно же, является овладение речью. Главной задачей дошкольного учреждения – развитие речи дошкольников. Благодаря речи происходит становление социально - к...