Конспект НОД с детьми 6-7 лет по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Ознакомление с рассказом В.Н. Семенцевой «Лист фикуса»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект НОД с детьми 6-7 лет по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Ознакомление с рассказом В.Н. Семенцевой «Лист фикуса»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группе

по образовательной области «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

на тему «Ознакомление с  рассказом В.Н. Семенцевой «Лист фикуса»

Цель: Познакомить детей с рассказом Валентины Николаевны Семенцевой «Лист фикуса»

Задачи:

  • Расширять  и активизировать словарь, обогащать словарь новыми словами
  • Учить  отвечать на вопросы по содержанию
  • Воспитывать интерес  к произведениям художественной литературы
  • Расширять представления детей
  • Развивать слуховое  внимание, мышление, речевой слух
  • Развивать логическое мышление, память, зрительное внимание
  • Расширять представления детей об особенностях жизни ленинградцев в период блокады
  • Воспитывать эмоциональный отклик, любовь к своей родине, городу, уважение к истории своей страны.

 Материалы и оборудование:  фикус, письмо, текст рассказа, иллюстрации

Ход НОД:

1. Организационный момент.

-Здравствуйте  ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их (дети встают, здороваются)

- Сегодня утром я пришла на работу и обнаружила вот этот цветок, а рядом с ним лежал вот этот конверт, я решила, что мы вместе с вами его откроем и узнаем, что в нем….

2. Подготовка к восприятию текста.

Ребята, давайте скорее откроем и узнаем, что же тут написано?

«Дорогие ребята, если  вам интересно узнать, как жили дети в блокадном Ленинграде, прочитайте эту книгу. Это воспоминания девочки Вали, которой шёл четвёртый год, когда началась война. Её папа ушёл на фронт сражаться с фашистами, был зенитчиком. Семья не смогла уехать, потому что у старенькой бабушки была сломана нога. Мама устроилась работать на Кировский завод, ремонтировала танки, делала снаряды. Осенью бабушка умерла.

Валя оставалась дома одна на целый день, пока мама была на работе»

- Автор книги Валентина Николаевна Семенцева, принадлежит к тому, уже не многочисленному поколению людей, которых называют "Детьми блокады". В своих рассказах от лица пятилетней героини автор обращается к сверстникамм, живущим  ныне и повествует о военном детстве, о жизни маленькой девочки и ее мамы в блокадном Ленинграде.

- Мы с вами знаем, что раньше наш город Санкт-Петербург назывался Ленинград. Наш город за свою  историю видел и великосветскую жизнь царственных особ, и страшные военные будни.  

- Невозможно без слез и содрогания вспоминать о событиях Великой Отечественной войны, которые стали победной, героической и трагичной страницей истории нашего народа. Одним из таких событий явилась блокада Ленинграда, которая длилась долгих 872 дня, с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.. И каждый из них был днём подвига, мужества и стойкости. Ленинград, как никакой другой город, достоин звания героя, потому что героями были все - дети, старики, женщины, мужчины, все его жители.

показ иллюстраций блокадного Ленинграда

- в этом конверте  несколько рассказов из жизни Вали, но сегодня я вам прочту  рассказ, который  называется  «Лист фикуса», усаживайтесь удобнее.

3. Чтение адаптированного текста.

Вот такой рассказ….

4. Разбор новых, незнакомых слов

 - Наверное, вы заметили, что в тексте встретились новые или незнакомые  слова, сейчас мы их разберем.  А  может кто-то  из вас знает и может объяснить?

Кадка -  Деревянная цилиндрическая посудина, прямая бочка, сделанная из досок, стянутых обручами.

Многоквартирный дом  - дом, в котором много квартир

Эвакуировали  в тыл – вывезли в безопасное место

Бомбоубежище – защитное сооружение, объект гражданской обороны, предназначалось для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия авиабомб и снарядов

Кожистый – Имеющий толстую, плотную кожу, похожий на кожу.

Черешок - часть листа, соединяющая листовую пластинку со стеблем

Схватила в охапку -  обхватив, обняв руками

Биолог занимается исследованиями растительного и животного мира Земли.

Книга рекордов Гиннеса - сборник мировых рекордов, как достижений человека, животных, природных явлений

5. Беседа  по содержанию. 

  • Как вы думаете, это сказка или рассказ? Объясните  (Рассказ)
  • когда происходили события, описанные в рассказе? (в начале войны, во время блокады)
  • как звали девочку?  (ВАЛЯ)
  • где был ее папа? (на фронте)
  • почему она оставалась дома одна? (мама работала, папа на фронте, бабушка умерла)
  • куда уходила мама? (на работу)
  • кем работала мама? (ремонтировала танки, делала снаряды)
  • что росло дома у девочки? (фикус)
  • что дела девочка, пока мама была на работе? (играла в игрушки, ела)
  • что однажды произошло? (лист фикуса упал….)
  • почему мама не заметила, что фикус оборван? (очень уставала на работе)
  • что сделала мама, когда узнала, что девочка ела листья фикуса? (испугалась, побежала к врачу)
  • что ответил врач? (что девочка здорова)
  • кем стала эта девочка после войны? (биологом)
  • что говорит нам эта девочка сегодня? ( Вы, ребята, моему примеру не следуйте, ведь тогда была война, голод)

- Как вы думаете, нужны ли нам книги о войне, блокаде, зачем?

Мы должны знать и помнить нашу историю. Только она соединяет прошлое и будущее. Мы живы пока нас помнят….

Помимо воспоминаний, книг, созданы фильмы о блокаде, в городе много мемориалов, памятников,  посвящённых жизни непокорённого города в годы войны. Все это напоминает  нам о великом подвиге осажденного города — блокадного Ленинграда, где героями были все - дети, старики, женщины, мужчины, все его жители.

  1. Рефлексия.

- Какой рассказ мы сегодня читали?

- Понравился ли он вам, какие чувства вы испытываете после прочтения рассказа? 

 Как хорошо, что мы живём в мирное время, такого ужаса не должно повторится.

Приложение:

ЛИСТ ФИКУСА.

Вступление

Жителям блокадного Ленинграда, моим племянницам и крестницам

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашисты быстро подошли к Ленинграду (Санкт-Петербургу) и окружили его. Большую часть заводов и людей эвакуировали в тыл, то есть вывезли вглубь страны. Часть людей не смогла  или не захотела покинуть город.

Немецкая артиллерия каждый день обстреливала город. С самолётов сбрасывали бомбы, которые вызывали разрушения и пожары. По радио объявляли: «Воздушная тревога!» Люди прятались в подвалы или специальные бомбоубежища до отбоя воздушной тревоги. Но это не всегда спасало. Было очень много убитых и раненых.

Я почему-то помню одну из первых воздушных тревог. Бомбоубежище, куда мы побежали с мамой, было вырыто в земле. Из досок был сделан пол, скамейки стояли по бокам, у стенок. Мы долго сидели на скамейке, поджав ноги, так как внизу была вода.

Нельзя было двигаться, и мне это быстро надоело. Утешением были две наволочки, одна с кусочками сахара, другая с сушками, которые мама захватила из дома. Накануне войны родители собирались в отпуск и купили заранее сахар и сушки, чтобы вечером пить чай из самовара.

Больше мы в это бомбоубежище не ходили, потому что было жалко оставлять дома одну больную бабушку, а немцы были так близко, что снаряды перелетали через наш дом и разрывались дальше. Последнюю тревогу объявили, когда я уже училась в первом классе, осенью 1944 года.

Мы с учительницей спустились в подвал школы. Она что-то рассказывала. Но вскоре стало тихо, и нам разрешили вернуться в класс и продолжить занятия.

Осенью 1941 года сгорели склады с запасами продовольствия, и над окружённым фашистами городом нависла опасность голода. Продукты стали продаваться только по карточкам, то есть талончикам, в строго ограниченном количестве. Норма отпуска продуктов постоянно сокращалась.

Люди стали умирать от голода. 900 дней продолжалась блокада Ленинграда.

Лист фикуса

Вы едите листья растений? Конечно, ответите вы. Листья салата, капусты, укропа и другие, вкусные и полезные. Но не все листья можно есть. Некоторые листья ядовиты, другие просто невкусные. Откуда же такое название первого рассказа?

В начале войны мы жили в двухэтажном многоквартирном доме в Огородном переулке около Кировского завода. У нас в комнате рос в кадке большой фикус. Мама закрывала меня в комнате и уходила на работу. У меня было много игрушек, я целый день играла с ними. Немного еды, что оставляла мне мама, я быстро съедала. А есть потом снова хотелось.

Однажды с фикуса упал лист. Он был большой, кожистый, зелёный. На его черешке появилась белая капелька, как молоко. Я лизнула её, но она оказалась горькой. Я стала играть с листом, но от него исходил такой вкусный запах зелени…

Вы видели, как грызут корм хомяки, кролики. Передними зубами они откусывают маленькие кусочки и не жуют их. Вот так и я сгрызла лист фикуса и почти наелась. Через некоторое время я уже сама оторвала лист и тоже сгрызла его. Усталая мама, вернувшись вечером с работы, ничего не заметила. А я ничего ей не рассказала, побоялась, что меня накажут.

Как вы догадываетесь, на следующий день я сгрызла ещё два листа, потом ещё… Наконец наступил день, когда листья остались только на верхушке фикуса, достать их я никак не могла. Это меня очень огорчило.

Как-то мама, видно отдохнув немного, обратила внимание на голый фикус. Никаких листьев внизу не было. Я ей честно призналась, что съела их.

Мама перепугалась, схватила меня в охапку и побежала к врачу в поликлинику. Там меня осмотрели, послушали, никаких болячек не обнаружили и решили, что всё обошлось для меня благополучно.

Может быть, потому я и стала потом биологом, что съела фикус? Вы, ребята, моему примеру не следуйте, ведь тогда была война, голод.

А, может, мне написать в «Книгу рекордов Гиннесса»? Наверное, я единственная в мире девочка, съевшая фикус. Хотя свидетелей уже не осталось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Домашние животные".

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Домашние животные" с использованием информационно-к...

Конспект занятия с детьми младшей группы №3 по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Дикие животные» (с использованием ИКТ)

Конспект по образовательной области "Речевое развитие" на тему "Дикие животные" с использованием современных информационных компьютерных технологий. Данный конспект знакомит с обит...

Конспект НОД по реализации образовательной области "Речевое развитие" по теме "Составление описательного рассказа "Мои игрушки"

Конспект НОД по реализации образовательной области "Речевое развитие" по теме "Составление описательного рассказа "Мои игрушки" для средней группы...

Конспект организованно – образовательной деятельности с детьми 2 младшей группы по образовательной области « Речевое развитие» на тему «Поляна сказок»

Программное содержание: Образовательные задачи:Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок.Упражнять детей в четком и правильном произношении звуков а, о, и, у, э.Учить называть домаш...

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественных произведений) Тема: «Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого и чтение его рассказа «Прыжок»

Цель: формирование эмоционального отношения к литературному произведению.Задачи:Образовательные: упражнять внимательно и заинтересованно слушать рассказы; осмысливать и оценивать характеры героев...