Консультация для воспитателей "Ознакомление дошкольников с художественной литературой"
консультация по развитию речи

Кабанова Марина Владимировна

Особенности восприятия детьми литературных произведений. Задачи и содержание ознакомления с художественной литературой. Круг детского чтения и рассказывания. Методика художественного чтения и рассказывания детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_literaturoy.docx40.85 КБ

Предварительный просмотр:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ      ЛИТЕРАТУРОЙ.

Особенности восприятия детьми литературных произведений.

Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сложный творческий процесс. Литературное произведение обращается одновременно                         к чувству и мысли читателя, помогая освоить богатый духовный опыт человечества. Е.А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего».

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям,                             в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. В трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца,                               О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и др. исследуются особенности восприятия художественной литературы дошкольником                               О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии:

- непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе - работа воображения);

- понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства                         и сознание).

Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.                            Е.А. Флерина отмечала такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив. Л.М. Гурович рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным.

Задачи и содержание ознакомления с художественной литературой.

Обобщенно задачи можно сформулировать следующим образом:

- воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность                к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

- формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

- воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать                  и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

- У детей формировать способность элементарно анализировать содержание               и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).

При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции; единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику                     и идейно-эмоциональную оценку в литературно-художественной форме - предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев),  композицию. Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах В.М. Федяевской, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других. Разработано несколько критериев:

- идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине,                         к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

-  высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы.         Важен образцовый литературный язык;

- доступность литературного произведения, соответствие возрастным                        и психологическим особенностям детей; учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

-  конкретные педагогические задачи.

Круг детского чтения и рассказывания включает:

1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

2.  Произведения русской и зарубежной классической литературы.

3.  Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Это произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Методика художественного чтения и рассказывания детям.

Основными методами являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства.  

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование).

3. Инсценирование - средство вторичного ознакомления с произведением.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Выделяются  формы работы с книгой в детском саду:

- чтение и рассказывание художественной литературы;

- заучивание стихотворений на занятиях;

- использование литературных произведений, произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

М.М.Конина выделяет несколько типов занятий:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов (две сказки о лисичке) или единым жанром (два рассказа                        с моральным содержанием) или несколькими жанрами (загадка, стих).

3.  Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

а)  чтение литературного произведения и рассматривание репродукций                        с картины известного художника;

б)  чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

В подборе материала должна быть логика - усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

 а)  чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки сопровождается показом игрушек и действий с ними);

 б)  настольный театр (картонный, фанерный, например, по сказке «Репка»);

 в)  кукольный и теневой театр, фланелеграф;

 г)  диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

а)  оно логически связано с содержанием занятия;

б) чтение может быть самостоятельной частью занятия.

В структуре типичного занятия можно выделить три части. В первой части происходит знакомство с произведением, цель - обеспечить детям правильное                       и яркое восприятие путем художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Чтению может предшествовать вводная беседа, подготавливающая детей                  к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения. В нее могут включаться краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены                              к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее назвать произведение, его жанр, имя автора.                    По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Е.А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Если понимание произведения затрудняет детей, сразу после его чтения возможна беседа.

Вопросы можно условно классифицировать так:

- позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям («Кто вам больше понравился?  Почему?  Нравится герой или нет?»);

- направленные на выявление смысла, проблему (в сказке А.М. Горького «Воробьишко»: «Кто виноват в том, что мама осталась без хвоста?»;

- направленные на выяснение мотива поступков («Почему Маша не разрешала медведю отдыхать?» — сказка «Маша и медведь»);

-  обращающие внимание на языковые средства выразительности;

- направленные на воспроизведение содержания;

- подводящие к выводам («Почему писатель так назвал свой рассказ? Зачем писатель рассказал нам эту историю?»).

В конце занятия возможны повторное чтение произведения (если короткое)               и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы. Е.А. Флерина допускала различные варианты использования картинки для углубления и уточнения образа. Если книга объединяет ряд картинок с небольшими подписями, не связанными друг с другом, сначала показывается картинка, потом читается текст. Неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения, написанного без разделения его на части. В этом случае можно за несколько дней до чтения дать детям книгу с картинками, которые вызовут интерес к тексту, либо картинки рассматриваются организованно после чтения. Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после чтения каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста.

Повторное чтение углубляет понимание содержания и выразительных средств. Небольшие произведения повторяются сразу после первичного чтения, большие требуют времени для осмысления. Далее чтение наиболее значимых частей. Повторное чтение всего материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени (2 - 3 недели). При повторении точно воспроизводится первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в литературные утренники и развлечения.

Особое место в детском чтении занимает такой жанр, как повесть для маленьких. Чтение повести, как отмечала Р.И. Жуковская, дает ребенку возможность долго следить за жизнью и приключениями одного и того же героя. Чтение такой книги становится для детей особенно увлекательным, если наиболее интересные главы читаются повторно. Важно правильно разделить произведение на части. Каждая часть должна быть законченной. Нельзя останавливаться на самом интересном месте. Чтение «длинных» книг приучает детей на протяжении длительного времени следить за действиями героев, оценивать их поступки, устанавливать свое отношение к ним, учит сохранять в памяти прочитанное                         и связывать части текста.

 Чтение  книг с моральным содержанием обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной идеи; у них возникает желание подражать нравственным поступкам героев. Разговор следует вести о поступках персонажей, а не о поведении детей группы.

Значительное место в детском чтении занимает веселая книга. Чувство юмора связано с переживанием положительных эмоций, с умением замечать смешное, понимать шутку окружающих и шутить самому, смеяться над собой. Дети смеются, слушая небылицы, считалки, дразнилки, потешки, перевертыши, шуточные диалоги. Заключенное в них остроумие доступно детям 5 - 7 лет. Отношение к сказкам, басням и стихам дети выражают в рисунке.

Рекомендуется использовать творческие задания на подбор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и словосочетанию                     из художественного произведения, на продолжение авторского рассказа, придумывание сюжета сказки, составление творческого рассказа по загадке, песенке.

Инсценирование - средство вторичного ознакомления с художественным произведением, возможно при условии хорошего знания детьми текста. Виды инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр игрушек, настольный картонажный или фанерный театр, фланелеграф и др.

Методика заучивания стихотворений.

Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова, восприятием                                 и оцениванием поэтического произведения, воспитанием художественного вкуса. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики.  В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность).

Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам, игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме. Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому и хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С. Капутикян, С.Маршака и других.

Способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4 - 5 лет. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель - запомнить. Характерной чертой памяти маленьких детей является ее механический характер. Трехлетние малыши обнаруживают смысловую память. На запоминание                               и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, содержание и форма поэтического текста, приемы обучения заучиванию стихов и качество художественного исполнения их взрослыми.Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение.

При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:

1. Добиваться хорошего запоминания стихов, т. е. развивать способность                          к длительному удерживанию стихотворения в памяти.

2. Учить детей читать стихи выразительно. Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли и чувства, выраженные                                в произведении. Выразительное чтение требует дословного знания текста, потому что пропуск или изменение порядка слов нарушает художественную форму.

Обе задачи решаются одновременно. Но на первый план выходит задача запоминания стихотворения, затем - его выразительного чтения.

Рассмотрим методические требования к заучиванию стихов

1. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление                         от шума.

2. Стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам),                                    что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

3. Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить                           в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

4. В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса               к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым - приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.

5. Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.

Построение занятия по заучиванию стихотворения.

  1. В начале занятия создается эмоциональный настрой проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения с использованием вопросов, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Настроить детей можно загадкой, картинкой, игрушкой, литературным портретом поэта. Воспитатель называет жанр, автора.
  2. Затем - выразительное чтение стихотворения (наизусть) без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения.
  3. Пауза после чтения педагога дает детям возможность пережить минуты эмоционального сопереживания, когда ребенок находится во власти поэзии.
  4. С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится его анализ. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст: система вопросов, помогающая углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их единстве (язык, образные средства выразительности). В ходе беседы у ребенка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетические оценки прекрасного. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным. Сначала выясняется, о чем стихотворение, понравилось ли оно, что запомнилось. Затем анализ словесных характеристик, выявление музыкально-ритмической структуры произведения («Какими словами говорится о зиме в стихотворении И. Сурикова «Зима»?                       Как описывается лес? Какими словами начинается и заканчивается стихотворение?»).
  5. Необходимо помочь детям понять трудные места, дать возможность еще раз их послушать. Вопросы лучше формулировать так, чтобы дети могли отвечать на них словами текста.
  6. Повторно произведение читается с установкой на запоминание. Для того чтобы заучить стихотворение, ребенок должен овладеть приемами произвольного запоминания: неоднократно прослушивать текст, повторять его, устанавливать логическую связь между частями.
  7. После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи.                    Не следует оценивать выразительность исполнения.
  8. Занятие заканчивается выразительным чтением воспитателя или детей. После заучивания можно рассмотреть иллюстрации, близкие к теме стихотворения, провести рисование на эту же тему, послушать музыку.

В последующие дни следует вновь обратиться к этому произведению уже вне занятия, почитать его, оценить качество чтения. Необходимо добиваться, чтобы каждый ребенок запомнил текст и умел читать его выразительно.

Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы, как:

- игровые (стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается                        с куклой и мячиком);

- досказывание детьми рифмующегося слова;

-  чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;

- частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие. Так, в сказке К. Чуковского «Мойдодыр» один ребенок                           или воспитатель читает текст, а все дети продолжают: «Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист»;

- драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;

- воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон» К. Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака).

На формирование выразительности направлены следующие приемы: образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации. Напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.

Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох), умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания; овладения орфоэпией. С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений.

Чтение литературных произведений вне занятий.

 М.Конина считала, что в течение дня не следует читать детям больше одного раза. Малышам 3 - 4 лет не следует читать больше 10 - 15 мин, детям в возрасте 5 - 6 лет - больше 25 мин, детям 6 - 7 лет - 30 - 35 мин. Закреплению прочитанного способствуют беседа о сказках и рассказах, о произведениях писателя, отгадывание героев художественных произведений, своеобразные викторины, рассматривание иллюстраций к прочитанным книгам и рассказам на темы знакомых сюжетов.
          Осуществление второй задачи связано с решением проблем, стоящих перед воспитателем - воспитания вежливости, доброты, формирования навыков правильного поведения. Решение любой из этих задач может рассматриваться                      в двояком плане: воспитание у детей недостающих качеств и закрепление уже имеющихся (прием М.М.Кониной  «сгущенности чтения» литературных произведений по определенной теме на короткий отрезок времени). Чтение сопровождается беседами. Дети будут слушать, запоминать, рассказывать                           о прочитанном, а иногда и поступать в соответствии с поступками литературных персонажей.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе                        и воспитания бережного отношения к книге создается уголок книги. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети в интимной обстановке общаются с книгой, рассматривают иллюстрации, журналы, альбомы.

К устройству уголка предъявляется ряд требований:

-  удобное расположение - спокойное место, удаленное от дверей                                   во избежание хождения и шума;

-  хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;

- эстетичность оформления - уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть бюст или портрет писателя, предметы народно-прикладного искусства.

В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников, шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта, персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа, диафильмы. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно - образовательной работой в группе.

В младших группах уголок книги организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой и часто они используют ее как игрушку.

В книжном уголке должны быть 3 - 4 книги, подходящие для детей,                               но обязательно несколько экземпляров одного названия, отдельные картинки, тематический альбом. Книги должны быть с небольшим количеством текста,                        с крупными красочными иллюстрациями - книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка»; «Игрушки» А. Барто, «Конь-огонь» В. Маяковского, «Усатый - полосатый» С.Маршака и др. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению                          с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками и т. д.).

В средней группе утолок книги организуется с самого начала года с участием детей. На полочке-витрине 4 - 5 книг, остальные хранятся в шкафу. Помимо книг                  и альбомов постепенно вносят реквизит теневого театра, диафильмы, материал для ремонта (бумага, ткань, ножницы, клей и др.). Требования к книгам остаются те же. Книги - картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги                             из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги                  о природе, веселые книги. В уголке книги можно выставлять детские рисунки                      на темы художественных произведений.

Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.

Детей привлекают к отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка. Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т. д.). Следует чаще давать поручения: проверить порядок в книжном уголке перед уходом                         из группы, найти книгу, которую хочет почитать воспитатель, и др. Ремонт книг                     в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей                    и с их помощью. Пятилетних детей можно привлекать к подклеиванию переплета, изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.

В старшей и подготовительной к школе группах содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на витрине увеличивают до 8 - 10, но в распоряжении детей книг должно быть больше. Дети могут самостоятельно пользоваться библиотечкой. Перечень художественной литературы расширяют за счет разных авторов, разной тематики и жанров, детских журналов.

Используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.Выставки детских книг связывают с юбилеем писателя, с «книжкиной неделей», с литературным утренником. О.И. Соловьева рекомендовала перед поступлением детей в школу устраивать выставку «Наши любимые книги                          и картины». В ее подготовке принимают участие дети и отдельные родители. Отбор книг должен быть строгим (художественное оформление, разные издания одной книги, внешний вид и т. д.). Выставка может продолжаться не более трех дней,               так как интерес к ней детей быстро ослабевает.

Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству                                     с художниками - иллюстраторами детской книги. В результате у детей формируется художественный вкус, расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей с интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению. Проводятся викторины, выставки.

Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, произведениям одного автора, хорошо знакомым книгам разных писателей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Консультация для родителей: "Приобщение дошкольников к художественной литературе"

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему поз...

Консультация для родителей:"ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"

Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.   Нравственно...

Консультация для воспитателей. "Ознакомление младших дошкольников с художественной литературой".

1.Актуальность темы.Традиционно литература используется в целях умственного,нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей с литературными произведениями вызывает у них интере...

Консультации для воспитателей.Тема" Дидактическая игра как средство приобщения дошкольников к художественной литературе"

Дидактические игры закрепляют знания о художественной литературе,учат ребенка сравнивать, сопоставлять , сопереживать , развивать связную речь , нравственные качества, корректируют мышление, внимание,...