Дидактические игры с грамматическим содержанием для детей дошкольного возраста
картотека по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Минина Елена Сергеевна

Основным методом формирования грамматически правильной речи детей дошкольного возраста являются дидактические игры. Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками так и без наглядного материала - в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

Дидактические игры с грамматическим содержанием направлены на:

1. Формирование умения образовывать формы родительного падежа, множественного числа существительных;

2. Формирование умения образовывать притяжательные прилагательные;

3. Формирование умения образовывать разные формы глаголов;

4. Формирование умния понимать предлоги и наречия и употреблять их в речи;

5. Формирование умения образовывать форму множественного и единственного числа существительных обозначающих детенышей животных, употреблять их в именительном, родительном падежах;

6. Формирование умения согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников»

Дидактические игры с грамматическим содержанием

для детей дошкольного возраста

Составитель: Минина Е.С.


Игры, направленные на формирование умения образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных                 Чего не стало?

Цель. Образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Материал. Петрушка. Открытки (картинки) с изображением фруктов и овощей: яблок, груш, вишен, черешен, слив; бананов, апельсинов, лимонов, помидоров, огурцов.

Организация. К детям в гости приходит Петрушка. Здоровается. Петрушка принес открытки. Воспитатель предъявляет детям открытки (по одной) и предлагает назвать, что на них нарисовано. Названные открытки размещаются на стенде так, чтобы с одной стороны были существительные с нулевым окончанием, с другой — с ненулевыми окончаниями.

Петрушка хочет поиграть в игру «Чего не стало?» На стенде оставляют пять картинок, например, яблоки, груши (слева) и бананы, апельсины и лимоны (справа).

Петрушка. Хорошо запомните картинки. Запомнили? Закрывайте глаза. (Прячет бананы. На место бананов ставит огурцы.) Теперь откройте. Чего не стало? (Бананов.) Что появилось? (Огурцы.) Снова закройте глаза. (Убирает яблоки. На их место ставит груши.) Открывайте глаза. Чего не стало? (Яблок.)

Дети могут ошибаться. Кто-то выкрикивает правильно, кто-то — нет.

Воспитатель. Как же правильно сказать? Надо говорить: не стало яблок. Запомнили? Не стало бананов, не стало яблок.

Аналогичным образом обыгрываются другие открытки. В другой раз в игре можно использовать открытки с изображением цветов: ромашек, гвоздик, незабудок, ландышей, тюльпанов, роз. Можно провести игру и с предметами: с кисточками, красками, карандашами, ножницами, тетрадями, свечами, ключами; можно использовать длинную морковь и длинный огурец, круглое яблоко и круглый апельсин, вытянутое яйцо и вытянутый лимон.

Чего не хватает Мише для прогулки?

Цель. Образовывать существительные в родительном падеже множественного числа.

Материал. Картинки с изображением зимней одежды: валенки, варежки, носки, шарф, пальто, шуба, шапка.

Организация. Воспитатель обращается к детям:

— Я вам расскажу историю про двух мальчиков. Мальчиков звали Толя и Миша. Толя аккуратный. У него зимняя одежда аккуратно сложена в шкафчике. Какая зимняя одежда лежала у Толи в шкафчике?

Дети называют предметы одежды. По ходу называния воспитатель выставляет на стенде картинки. Если дети что-то не назвали, показывается картинка-подсказка, и дети ее называют.

— Толя быстро собрался на прогулку. Надел носки, рейтузы, валенки... (Снова перечисляются предметы; по мере называния картинки со стенда убирают.) А Миша никак не может собраться. Он был неаккуратный, разбросал одежду. Нашел только шарф и шапку. Чего еще не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?

Дети называют по памяти сами. Воспитатель выставляет на стенд соответствующие картинки. Если дети ошибаются, воспитатель ненавязчиво поправляет: не хватает носков, валенок и т. д.

Игровое упражнение “Подбираем рифмы”.

Цель – развитие умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Педагог читает детям шуточное стихотворение – начало английской народной песенки в переводе С.Я.Маршака:

- Даю вам честное слово, вчера в половине шестого

- Я видел двух свинок без шляп и ботинок.

- Даю вам честное слово!

Далее педагог задаёт детям вопросы на понимание текста:

- Кого видел поэт? В каком виде они были?

- Носят ли свинки ботинки? А может быть они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т.д.)

- Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы с вами тоже можем сочинить весёлые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.

- Даём честное слово:

Вчера в половине шестого

 Мы видали двух сорок

 Без…(ботинок) и …(чулок).

 И щенков без …(носков).

 И синичек без …(рукавичек).

Данное стихотворение можно продолжать и дальше по усмотрению взрослого. По образцу этого упражнения можно брать другие стихи и делать тоже самое.

Игры, направленные на формирование умения образовывать притяжательные прилагательные. 

Игра «Чье, чье? - мое»

Цель: учить детей образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать прилагательное с существительным в роде.

Материал: Мешочек; игрушка сорока; принадлежности детской одежды; игрушки.

Воспитатель (складывая  мешочек принадлежности одежды и игрушки. Ему как бы помогает сорока). Эта сорока-воровка насобирала разных вещей в группе, все схватила, что плохо лежит, и хочет унести. Она как бы смеется над вами и утверждает: «Чье, чье все? Мое!» А мы сейчас посмотрим, права ли она. Это что? (показывает туфлю.) Чья туфля? (ответ).

Так постепенно извлекаются из мешка предметы, называются,  определяется их хозяин (чей, чья, чье); предметы обязательно кладут на место.

Игровое упражнение “Чьё всё это?”

Цель – упражнение в согласовании слов – предметов и слов – признаков в нужном числе и падеже.

Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?

- Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.

- Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.

- Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.

- Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.

- Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.


Игры, направленные на формирование умения образовывать формы глаголов.                            Петрушкины команды

Цель. Упражнять в образовании форм глагола «хотеть» (хочу–хочет, хотим–хотят), образовывать формы повелительного наклонения глаголов (скачите, пляшите, нарисуйте, потанцуйте, попрыгайте).

Материал. Петрушка.

Организация. Появляется Петрушка, здоровается с детьми. Петрушка хочет поиграть. Он будет давать детям команды.

Петрушка (командует). Скачите, пляшите, нарисуйте в воздухе круг, потанцуйте, попрыгайте на одной ноге.

Воспитатель. Ребята, вы тоже можете попросить Петрушку выполнить команды. Когда будете просить, не забывайте волшебное слово «пожалуйста». Вова, ты хочешь попросить Петрушку? Попроси. (Спросить 2–3 детей.) Коля и Таня, вы хотите попросить? (Спросить 2 пары.)

Петрушка. Какие интересные слова я услышал: когда один человек, то говорят так — я хочу, он хочет, а когда несколько человек, то говорят —мы хотим, они хотят.

Вы хотите? — Мы хотим

Цель. Упражнять в образовании форм глагола «хотеть» (хочу–хочет, хотим–хотят).

Организация. Воспитатель обращается к детям:

— Мы умеем делать много разных дел: умеем бегать, прыгать, петь, танцевать, играть. Я хочу поиграть в игру. А вы хотите? (Ответы.)

— Как правильно сказать? (Мы хотим). Подумайте, что каждый из вас хочет сделать — погулять, похлопать в ладоши, попрыгать или еще чего-нибудь. Вы можете спросить своих товарищей, хотят ли они это же сделать или хочу ли это сделать я. Если спросите и ответите правильно, можете исполнить свое желание.

— Я хочу похлопать в ладоши, а ты, Оля, хочешь?

Хочу.

— Похлопай. Кто тоже хочет похлопать? Как много детей хотят того же. Скажите о своем желании все вместе: «Мы хотим похлопать». Похлопайте. А что хочешь сделать ты, Вова? Кто еще хочет? Пожалуйста, скажите о своем желании вместе: «Мы хотим... » Повернитесь друг к другу и подумайте, как нужно сказать. Пожалуйста, Тамара и Сережа нам что-то хотят сказать вместе. (Мы хотим покататься на велосипеде. )

— Молодцы. Еще кто уже подготовил свой совместный ответ, что они хотят сделать?

И так далее.

Зайка, сделай

Цель. Образовывать формы повелительного наклонения глаголов (спой, танцуй, поскачи, положи, поезжай, нарисуй).

Материал. Плюшевый заяц, машина, кисточка, лист бумаги, краски, вода, тряпочка для вытирания кисти.

Организация. К детям приезжает заяц в машине. Он что-то привез. Тут и краски, и кисточка, и вода. Воспитатель:

— Зачем тебе, заяц, все это? Наш заяц необыкновенный, он умеет рисовать, петь, плясать, высоко скакать, любит ездить на машине. Давайте поиграем с зайцем. Он будет выполнять наши команды, если его попросить правильно.

Если дети ошибаются, неправильно образовывают грамматическую форму, заяц не двигается, ждет, когда ребенок исправит ошибку сам или с помощью воспитателя.

Аналогично можно поупражнять детей в употреблении формы повелительного наклонения глаголов беги, скачи, ляг, присядь, стой, наклонись. Для этого можно предложить Зайке сделать гимнастику.

После игры воспитатель предлагает детям:

— Попросите, пусть заяц положит свой рисунок и краски с кисточкой в машину и едет в гости к малышам. (Вызывается желающий.)

Заяц прощается с детьми и уезжает.

Почтальон принес открытки

Цель. Образовывать формы глаголов настоящего времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит, трубит и т. д.).

Материал. Открытки, на которых изображены люди и животные, выполняющие различные действия.

Организация. Раздается стук. Воспитатель отлучается на минутку и возвращается с пачкой открыток.

— Ребята, нам почтальон принес открытки. Давайте их рассмотрим все вместе. Посмотрите, кто на этой открытке? Что он делает? Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Когда рассмотрим все открытки, я ее тебе отдам. Запомнила? Все запоминайте свои открытки. Вот эта открытка адресована Пете. Кто здесь? Что он делает? Запомнил, Петя, свою открытку?

Таким образом рассматриваются 4–5 открыток. После этого воспитатель спрашивает:

— Запомнили каждый свою открытку? «Снеговики танцуют» — чья открытка? «Мишка барабанит» — чья? Катя, какая открытка твоя? Что на ней изображено?

И так  далее. Игра проводится с небольшой подгруппой детей. После того, как дети рассмотрят открытки, воспитатель собирает их, предлагая сделать альбом открыток. Эти открытки потом используются при составлении альбома детского творчества.

Русская народная игра «Зайчик»

Цель: активизировать в речи детей глаголы.

Играющие, выбрав зайчика, организуют вокруг него хоровод. Задача зайчика: приплясывая, поглядывая по сторонам, ухватить момент и выпрыгнуть из круга.

Хоровод:

Заинька, попляши,

Серенький, поскачи,

Кружком, бочком повернись,

Кружком бочком повернись!

Заинька, в ладоши,

Кружком, бочком повернись,

Кружком бочком повернись!

Есть зайцу куда выскочить,

Есть серому куда выскочить!

Кружком, бочком повернись,

Кружком бочком повернись!

Некоторые из играющих имеют право ослабить руки. Тем самым они как бы делают возможность зайчику прорваться. Если зайчик справляется с задачей и, прорвавшись там, где его не ждали, убегает, выбирают нового героя, и игра продолжается.

Русская народная игра «Полетушки»

Цель: Учить детей соотносить действия с глаголом.

Детей рассаживают вокруг стола. Задание: положить руку на стол. Водящий начинает игру: назвав какую-нибудь птицу или летающее насекомое (воробей, синица, снегирь, ворона, кукушка, стрекоза и т.д.), он должен поднять руку, изображая полет, и быстро опустить на стол. Дети повторяют его действия. Если кто-то прозевает или «полетит» тогда, когда водящий обманывает – называет нелетающее животное или какой-либо предмет, -  он дает залог – фант, разыгрываемый в конце игры. Разумеется задание должно носить шуточный характер: прокукарекать, покуковать, почирикать, подудеть и т.д. 

Игра «что для чего?»

Цель: Активизировать в речи детей употребление глаголов неопределенной формы, конструкции сложноподчиненного предложения.

Материал: картинки с изображением предметов, используемых при  умывании, одевании, сервировке стола (мыло, щетка, полотенце, зубная паста, заколки, лента для волос, носки, ботинки и т.д.); кукла.

Воспитатель знакомит детей с новой куклой, рассматривает с ними картинки, на которых изображены предметы, называет их. Суть игры: по просьбе педагога кукла «вытаскивает» одну картинку показывает ее детям, которые, не обозначая словом сам предмет, называют его применение, скажем: «Чтобы чистить зубы»; «Чтобы мыть руки» и т.д.

Вариант игры, когда дети усвоят правила игры: кому-либо завязывают глаза и предлагают отгадать предмет по его функциональным признакам.


Игры, направленные на формирование умения понимать предлоги и наречия и употреблять их в речи.

          

Игра «Прятки»

Цель: подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, под, за, около, между, рядом, слева, справа).

Материал: Мелкие игрушки: комар, муха, шмель, пчела, оса.

Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей, сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в правом верхнем ящике письменного стола. Кто пойдет на поиски? Вы вдвоем? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом. (поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе, что стоит справа от меня ». Таким образом дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

        

Игра «Что изменилось?»

Цель: Активизировать в речи детей употребление предлогов с пространственным значением.

Материал: Мелкие игрушки: мишка, кот, лягушка, заяц, лиса; лесенка.

Воспитатель (расставляя на ступеньках лесенки игрушки и обращаясь к детям). Предлагаю вам игру на внимание. Запомните, пожалуйста, где какая установлена игрушка. Запомнили? Тогда закройте глаза. Так, откройте. Что изменилось? Мишка поменял место? («Он стоял наверху слева, а сейчас на средней ступеньке между слоном и лягушкой».)

Так обыгрываются все возможные положения игрушек на лесенке. Игра повторяется 5-6 раз.

Игры, направленные на формирование умения образовывать форму множественного и единственного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употреблять их в именительном, родительном падежах.

День рождения Пуха

Цель. Соотносить названия животных и их детенышей, использовать их в речи.

Материал. Игрушки: котенок, свинья с поросятами, белка с бельчатами, слониха со слонятами, зайчиха с зайчатами. Большой кубик. Ширма.

Организация. Воспитатель. Жил-был котенок Пух. Почему его так звали? Правильно, он был пушистый. На день рождения к Пуху пришли друзья-малыши со своими мамами. Пришла свинья с малышами... (поросятами). Поросята маленькие, розовые. «Хвост крючком, нос пятачком. Пятачок дырявый, а крючок вертлявый». Вслед за поросятами прибежали белочка и ее малыши... (бельчата). Мама-зайчиха привела своих... (зайчат), а слониха... (слонят).

«Мамы» сели в сторонке (игрушки-мамы группируются полукругом слева), а малыши тут же затеяли игру в прятки. Пух стал водить, а остальные — прятаться (игрушки-малыши прячутся за ширму). Попрятались малыши. Пух начинает искать.

Пух. На столе — нет, под столом — нет.

Наконец Пух отыскал и бельчат, и поросят, и слонят, и «малыши» ставятся рядом с «мамами».

Воспитатель. А кого-то Пух не нашел. Кто же пропал? Посмотрите, чья мама осталась одна? (Пропали зайчата.) Нашлись зайчата, вот они.

Снова Пух начинает водить, а малыши — прятаться по всей группе.

Воспитатель. Поможете малышам спрятаться? Кого ты будешь прятать? А ты? (Дети выбирают игрушки, правильно называют их.) Спрячьте зайчат за кубик. (Дети прячут.) Идет Пух искать. Кого он должен искать? (Зайчат.)

Пух. Где же они? На столе — нет! Под столом — нет! А это кто за кубиком? (Заглядывает за кубик.) Вот они!

Воспитатель. Куда спрятались зайчата? (За кубик.) (Воспитатель ставит зайчат к зайчихе.)

Аналогично прячут и отыскивают бельчат и слонят.

Воспитатель. Всех нашел Пух, все собрались вместе.

Отгадайте, кто это?

Цель. Точно использовать наименования детенышей животных в единственном и множественном числе.

Организация. Воспитатель изображает тигренка (рычит, растопырив пальцы-когти) и предлагает детям отгадать:

— Кого я изобразила, кто это? (Тигр.) А кто детеныш у тигра? Один тигренок, а если их много, как скажем? (Тигрята.) Изобразите тигрят.

Воспитатель вызывает ребенка, шепотом дает ему задание изобразить котенка (котенок лапой моет мордочку, мурлычет).

— Отгадайте, кто это? (Котенок.) Да, это котенок.

Затем воспитатель вызывает еще несколько детей и дает им шепотом то же самое задание.

— А теперь кто у нас? (Котята.) Котята испугались и убежали, и не стало кого? (Котят.)

Аналогично изображаются и называются козленок, козлята, утенок, утята (не стало козлят, не стало утят). Дети могут по желанию загадать и других животных.

«Разбуди кота»

Цель. Образовывать наименования детенышей животных.

Материал. Элементы костюмов детенышей животных.

Организация. Кто-то из детей становится котом. Он садится с закрытыми глазами на стул в центре круга (спит). Остальные дети выбирают себе роли детенышей животных и наряжаются. Детеныши образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, откликается соответствующе персонажу: кукареку, чик-чирик, ква-ква, кря-кря и т. д. Кот должен назвать, кто его разбудил (петушок, цыпленок, утенок, лягушонок, вороненок). Когда персонаж назван, он меняется местами с котом, и игра повторяется.

Игра «Страшный зверь»

Цель: учить детей соотносить названия животных и их детенышей.

Материал: игрушки или картинки: кошка и котята, собака и щенята, курица с цыплятами, утка с утятами, сорока.

Воспитатель (сопровождая рассказ показом игрушек). Я вам расскажу историю про девочку Варю. У нее была кошка с …(котятами), собака с …(щенятами), утка с … (утятами), курица с … (цыплятами). Как-то раз утята побежали к реке, стали нырять, плавать, а котята и цыплята остались на берегу. Вдруг послышалось: «Тра-та-та-тах». Испугались все малыши – и утята, и котята, и щенята. Побежали они к своим мамам. Котята – к …, щенята к …, утята к …, цыплята к …. Успокоили мамы своих детенышей. Побежали к воде утята. За ними – кошкины…. И вдруг снова: «Тра-та-та-тах!». Опять пообжали малыши к своим мамам: котята – к …, щенята к …, утята к …, цыплята к …. И все в один голос: «Кто так страшно трещит?» Смотрят: метнулась к лесу птица какая-то – сама черная, бока белые, хвост длинный – и, опять затрещав, скрылась с глаз. Кто же напугал малышей? Правильно, сорока.

Игра «Поручения»

Цель: обращать внимание детей на то, что не все детеныши животных свое наименование получают от взрослых особей.

Материал: игрушки (по два экземпляра): собака, зайчиха, крокодил, бегемот; щенята, зайчата, крокодильчики, бегемотики; счетная лесенка.

Воспитатель: Сегодня к нам пришли… (показывает игрушки и выставляет их на счетную лесенку – дети называют: собака, зайчиха, крокодил, бегемот). Они пришли не одни, а со своими малышами. Собака со своими…(щенками), зайчиха со своими …(зайчатами). Крокодил и бегемот тоже привели своих малышей. Детенышей крокодила можно называть крокодильчиками, а детенышей бегемота – бегемотиками. Их называют иногда крошка крокодил, крошка бегемот.  (По мере называния воспитатель выставляет игрушки на счетную лесенку парами: на первой ступеньке, справа – зайчиха с зайчатами; на второй, левее – собака с щенятами, на третьей ступеньке, еще левее – крокодил с крокодильчиками, наверху, слева – бегемот со своими бегемотиками. ) Звери эти не простые, а сказочные. Они могут выполнять разные поручения, если попросить вежливо и правильно. «Зайчонок, поскачи, пожалуйста!» или «Крошка бегемот, пожалуйста, беги!», «Щенок, пожалуйста, спой». Попросите и на деле убедитесь в правоте моих слов.

По ходу игры воспитатель следит, чтобы дети употребляли слова «спасибо, пожалуйста», подсказывает робким детям поручения. Когда большая часть игрушек уже разобрана детьми, воспитатель подводит их к мысли, что игрушками можно обменяться, вежливо попросив.

Игра «Угадай-ка»

Цель: Учить детей правильно использовать наименования детенышей животных в единственном и множественном числе.

Воспитатель (предлагая детям отгадать звуковую загадку, изображает действующее лицо – тигра). Кого я изобразила? Правильно, тигра. А как называют детеныша тигра? Правильно, тигренок. Если он один, мы говорим «тигренок». А если их много? (ответы). Изобразите, пожалуйста, тигрят. А сейчас я дам шепотом задание Коле. Он изобразит какое-либо животное, а вы отгадаете.(Ребенок получает задание изобразить котенка: лапой моет мордочку, мурлычет). Кто это? Правильно, котенок. (Затем воспитатель вызывает еще несколько детей и дает шепотом опять то же задание.) А теперь кто у нас? Правильно, котята. Котята испугались и убежали. Не стало кого? Правильно, котят.

Аналогично дети изображают и называют: козленок, козлята, утенок, утята; не стало утят, козлят. Если дети самостоятельно придумывают и загадывают загадки на тему о других детенышей животных, воспитатель их только приветствует.

Игры, направленные на формирование умения образовывать наименования предметов посуды.

«Чаепитие»

Цель. Образовывать наименования предметов посуды.

Материал. Чайник, заварка, чашки, ложки, конфетница с конфетами, молочник с молоком, салфетница с салфетками, сахарница с сахаром, самовар.

Организация. Воспитатель составляет из маленьких один большой стол. Ставит на него самовар. Дети окружают воспитателя, рассаживаются. Воспитатель:

— Сегодня у Пети день рождения. У нас будет чаепитие. Чай пить будем из... (самовара). Нужно заварить чай. В чем заваривают чай? А какая должна быть вода, чтобы заварить чай? Сейчас возьмем заварку, положим ее в чайник и зальем очень горячей водой, кипятком.

— Пусть чай настоится. А мы пока накроем на стол. Из чего будем пить чай? Куда положим сахар? Салфетки? Конфеты? Чай можно пить с молоком. Для чая — чайник, для кофе... (кофейник), а для молока... (молочник).

Воспитатель сопровождает слова действиями и выставляет посуду с продуктами на стол. Когда чай разлит, воспитатель обращается к имениннику:

— Петя, мы поздравляем тебя с днем рождения. Мы дарим тебе эту открытку, на которой сейчас запишем наши пожелания. Я желаю тебе здоровья. А вы, ребята, чего желаете Пете? (Пожелания воспитатель записывает в открытку.)

«Таня накрывает на стол»

Цель. Образовывать наименования предметов посуды. 

Материал. Чайник, стакан, чашки, ложки, тарелки, хлебница с хлебом, конфетница с конфетами, молочник с молоком, салфетница с салфетками, сахарница с сахаром.

Организация. Воспитатель обращается к детям со следующим рассказом:

— Таня с мамой пошли в магазин. Они купили хлеб, сахар и салфетки. Принесли все домой. Решили попить чаю. Стала Танечка накрывать на стол, да что-то перепутала: хлеб положила в тарелку, салфетки — в стаканчик, а сахар — на блюдечко. Подошла мама и покачала головой: что-то не так сделала Танюша. Что она сделала не так? Забыла Танюша, что у каждой посуды свое предназначение: из тарелки едят... (суп, борщ, кашу); из стакана пьют... (воду, чай), а на блюдце ставят чашки и стаканы, чтобы не пачкалась скатерть. Для хлеба, сахара и салфеток тоже есть специальная посуда: для хлеба... (хлебница), для салфеток... (салфетница), а для сахара...  (сахарница).

Интонацией незавершенности воспитатель побуждает детей включаться в рассказ и дополнять предложение.

— А теперь, Петя, помоги Танечке положить хлеб в нужную посуду. Куда ты положил хлеб? Оля, помоги Тане положить сахар. Куда Оля положила сахар? Миша, а ты положи на место салфетки. Дети, куда Миша положил салфетки? Молодцы, помогли Танюше исправить ошибки, теперь она будет знать, что для всего есть специальная посуда. Для хлеба... (хлебница), для сахара... (сахарница), для салфеток... (салфетница).

Игра «Ослик в гостях у медвежонка»

Цель: учить детей соотносить названия продукта с соответствующей ему посудой.

Материал: сухарница, сахарница, салфетница, чайник, чашки с блюдцами, ложки, коробка с сахаром, сухари, салфетки; ослик, медвежонок.

Детей рассаживают за столом полукругом.

Воспитатель. Сегодня в гости к медвежонку пришел ослик. Мишка решил угостить его чаем. Стал накрывать стол. Что полагается к чаю? (Дети перечисляют, медвежонок расставляет чашки, ложки, чайник.) Все правильно. Чай зверята будут пить из чашек, с сахаром (медвежонок ставит сахар в коробочке на стол), с сухарями. Но еще нужны салфетки. (На столе раскладываются эти предметы.) Теперь посмотрите внимательно: все ли правильно сделал медвежонок? Помогите ему. Куда надо положить сахар? Да, для сахара есть специальная посуда, сахарница. И для салфеток есть специальная подставочка, называется… Правильно салфетница. А как называется тарелка для сухарей? Правильно, сухарница.

Зачем нужна специальная посуда?  Как красиво смотрится стол, когда все предметы расставлены так, как надо накрывать стол. Сахар кладут в …, салфетки в …, сухари в…. Приглашай гостей! (ослика и медвежонка усаживают за стол).

Игра «Магазин посуды»

Цель: Учить детей правильно называть посуду, ее назначение.

Материал: Полка с посудой: по две сахарницы, хлебницы, салфетница (отличающиеся формой, материалом, размером); блюдо для печенья, сухарница, солонка, масленка.

Воспитатель: У нас открыт магазин посуды. Чтобы купить что-либо, надо точно знать, какой предмет необходим, какого его назначение. Если покупатель назовет желаемый товар неправильно, продавец его не поймет, а значит, не продаст нужную вещь. Однако сначала рассмотрим, какая посуда есть в магазине: вот знакомые вам предметы (хлебницы, сахарницы, салфетница). Вот специальное блюдо для сухарей… (сухарница). Блюдо для печенья не имеет названия, просто блюдо. Для соли…(солонка), для масла…(масленка). Запомнили, как звучат названия этих предметов: хлебница, масленка, сухарница, солонка. Итак, какую посуду хотите купить? Заходите, магазин открыт.

Игры, направленные на активизацию в речи детей производных наименований предметов.

Смешинка

(Народная игра)

Цель. Активизировать производные наименования предметов. Соотносить движение и производный глагол.

Организация. Каждому играющему дают какое-нибудь смешное имя, например: кочерга, ухват, помело, пила, выключатель, светофор, светильник и т. д. Затем водящий обходит всех по очереди и задает им различные вопросы, на которые те должны ответить тем именем, какое ему дано. Например:

— Ты кто?

— Ухват.

— Кто твой брат?

— Кочерга.

— Что ты сегодня ел на завтрак?

— Выключатель.

И так далее. (Вопросы относятся к разным детям.) Кто засмеется — платит фант. В конце фанты разыгрываются. Даются шуточные поручения: прокукарекай три раза; похлопай крыльями, как ворона, два раза; прошагай, как гусыня, четыре шага; потопай, как топочет медвежонок и т. д.

Народная игра «Корчага»

Цель: активизировать в речи детей существительные, производные от наименований предметов.

Материал: красивый расписной платок.

Дети образуют круг. Посередине стоит один из играющих, покрытый платком. Он исполняет роль корчаги (корчага – большой, обычно глиняный сосуд для хозяйства). По секрету от корчаги, каждый играющий получает наименование: незабудка, чайник, сахарница, мыльница, земляника, черника, мухомор и т.д. водящий (воспитатель) называет кого-либо. Тот подкрадывается к корчаге, тихо дотрагивается до нее и возвращается на место. Корчага, предварительно сняв платок, называет того, кто дотронулся до нее. Проигравший, сменяет корчагу.         

Игры, направленные на формирование умения согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже.

«Желтые овощи и фрукты»

Педагог раздает детям конверты с разрезными картинками (овощи и фрукты) желтого цвета. Дети складывают картинки и составляют словосочетания: желтый лимон, желтая репа, желтое яблоко и т.д.

Дидактическая игра «Помоги Незнайке раскрасить картинки»

В наборе для игры кукла Незнайка, карточки с изображениями бесцветных овощей и фруктов, разноцветные кружки, кисточки. Дети выбирают предметы для окрашивания в заданный цвет. В процессе «раскрашивания» составляют словосочетания: зеленый огурец, зеленая капуста, зеленый перец, зеленый горох, зеленое яблоко. Варианты игры разнообразны. Овощи и фрукты дети «раскрашивают » понарошку.

«Угадай-ка»

Цель. Ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде.

Материал. Плюшевый медведь.

Организация. Воспитатель загадывает загадку про медведя. Дети отгадывают. Появляется медведь, здоровается с ребятами.

Воспитатель. А вот еще одну загадку послушайте: большая, лохматая, коричневая — это собака или медведь? (Ответы детей.)

Мишка. Это, конечно, я. Я большой, лохматый, коричневый.

Воспитатель. Конечно, мишка, ты большой, лохматый (подчеркнутое произнесение окончаний слов), но я-то сказала: большая, лохматая. Большая — собака, а ты — большой.

А эта загадка о ком: коричневая, веселая, смешная — это мишка или обезьяна? (Ответы детей.)

Мишка. Мы с ребятами уже знаем: смешная — обезьяна, а я — веселый и смешной.

Воспитатель. А это кто: косолапая, большелапая, меховая? (Ответы детей.)

Мишка. Правильно ребята отгадали, и я отгадал: косолапая — медведица, а я — косолапый.

Для этой игры могут быть предложены и другие вопросы-загадки. При ознакомлении с глиняными предметами, например, можно спросить:

— Коричневый, блестящий, большой — это кувшин или ваза?

— Глиняное, расписное, большое — это блюдо или ваза?

При ознакомлении со стеклянными предметами можно задать такие вопросы:

— Стеклянный, прозрачный, высокий — это стакан или банка?

— Стеклянная, хрупкая, прозрачная — это стакан или ваза?

«Узнай по описанию»

Цель. Ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательного и существительного в роде.

Материал. Расписное яйцо, золотое кольцо, расписная матрешка, блестящая пуговица, расписной поднос, большое колесо, голубое блюдце, голубая чашка, зеленое ведерко, зеленый совок, большая тарелка.

Организация. У воспитателя на подносе предметы. Предлагается угадать предмет по описанию. Например: круглая, блестящая, как будто золотая? (Это пуговица.) Круглое, блестящее, золотое? (Это кольцо.) 

Аналогично могут быть обыграны те же или другие предметы в играх: «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь», «Музей игрушек».

Игры, направленные на формирование умения употреблять в речи несклоняемые существительные.

«Кафетерий»

Цель. Обратить внимание детей на то, что некоторые слова не изменяются в речи. 

Материал. Поднос с кубиками.

Организация. Воспитатель обращается к детям:

— В нашем магазине работает кафетерий. Вы можете отдохнуть и выпить чашечку чаю, кофе, какао или сока. Я хотела бы чашечку какао. А вам кофе? Кофе с молоком или черный? А вам чаю? Чай с молоком или с лимоном?

Воспитатель обходит детей, протягивая им поднос с кубиками. Дети называют, чего бы они хотели выпить, изображают питье. В конце игры воспитатель обращается к детям:

— Ребята, а вы обратили внимание, что слова кофе и какао не изменяются. Мы говорим: выпить сока, выпить чаю (подчеркнутое произнесение окончаний), но черного кофе, какао.


«Ателье»

Цель. Обратить внимание детей на то, что некоторые слова не изменяются в речи.

Материал. Вырезанная из картона кукла. Лист картона с вырезанным силуэтом пальто (по размеру куклы). Куски разноцветной бумаги и накладные детали: карманы, манжеты, пуговицы, воротники. Ножницы.

Организация. Воспитатель знакомит детей с материалами игры. Предлагает выбрать для пальто ткань (цветную бумагу) и фасон. Отбирая вместе с ребенком материалы и детали, задает вопросы:

— Какого цвета будет пальто? У пальто будут карманы? Где у пальто будут пуговицы? Рукава у пальто будут с манжетами или без? И т. д.

В соответствии с выбором ребенка вычерчивается и вырезается пальто, которое примеряют кукле. После того, как выбран фасон и материал, воспитатель замечает:

— Очень красивое пальто получилось. А ты заметил, какое это интересное слово: пальто. Оно никогда не изменяется. Так и говорим: одет в пальто, у пальто рукава и карманы, пойду гулять в пальто или без пальто. Правда, интересно?

Огородник

(Русская народная игра)

Цель. Закрепить представление об огородных растениях, активизировать названия овощей. Развивать речевой слух (узнавать товарища по голосу). Чувствовать игру звуками в глагольной рифме.

Материал. Палка.

Организация. Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем: репой, редькой, луком, морковью, редисом и т. д., и становится в круг. Один из участников игры — Огородник — выходит на середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:

— Кто там?

— Огородник.

— За чем пришел?

— За репой!

После этого все водят хоровод, приплясывают и поют:

Сверху репа зелена,

Посередке толста,

К концу востра,

Прячет хвост под себя.

Кто к ней ни подойдет,

Всяк за вихор возьмет.

Во время пения Огородник стоит с закрытыми глазами. Тот, на кого ведущий укажет (глазами или жестом), подает голос, стараясь его изменить:

— Я репа, ау!

Огородник должен отгадать, кто из ребят назвал себя Репой. Если он угадает верно, Репа убегает, иначе Огородник поймает и оттреплет за вихор.

Холодно-тепло

Цель. Образовывать степени сравнения наречий.

Организация. Один из играющих назначается (выбирается считалкой) водящим. Он выходит за дверь. Остальные прячут где-то в комнате на видном месте какую-нибудь игрушку (водящий не знает какую). Затем зовут водящего. Он начинает искать игрушку, а все участники комментируют поиск: если он приближается к игрушке, то говорят тепло, теплее, совсем тепло, горячо; если удаляется от игрушки — прохладно, холодно, еще холоднее, совсем холодно.

Игра “Кузовок”

Цель. образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.

Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят слова:

- Вот тебе кузовок,

-Клади в него, что на -ок.

- Обмолвишься – отдашь залог.

Ребёнок отвечает: “Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладёт в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: “Чей залог выну, что тому делать?” Дети под руководством воспитателя назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)

Список литературы

1. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: Методиче-ское пособие с иллюстрациями. – Екатеринбург: Изд – во «ЛИТУР», 2000. – 80 с.

2. А.Арушанова.  Средняя группа: формирование грамматического строя речи/ А. Арушанова// Дошкольное воспитание. – 1996. - №9.

3. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми – М.: Про-свещение, 1987. - 144с.

4. Колодяжная Т.П., Колунова Л.А. «Речевое развитие ребенка в детском саду» - М.: Просвещение, 2010. – 93с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Подвижные игры с фольклорным содержанием для детей дошкольного возраста.

Уважаемые  коллеги ! Предлагаю  вашему  вниманию  подвижные  игры для  фольклорных  праздников ....

Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста "Собери народный костюм", для детей 6-7 лет.

Данная игра поможет закрепить знания деет йо костюмах русского, татарского и башкирсого анродов расширить словарный запас деетй....

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

Методическая разработка дидактической игры. Дидактическая игра (пособие) по математическому развитию детей дошкольного возраста , Математическая карусель.

Развивающие игры очень важны для детей. Ребёнку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле, он тренирует своё воображение, мышление, развивает творческие способности....

Дипломная работа по теме дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста через использование дидактической

Исследование мы проводили в 3 этапа. 1 этап – подготовительный - выбор диагностики словаря детей дошкольного возраста; - составление анкеты для воспитателей; - разработка технологической карты...