Из опыта работы «Развитие доказательной речи у дошкольников в ходе экспериментально - исследовательской деятельности»
статья по развитию речи

Никитюк Ольга Витальевна

Речь – основа психического развития дошкольников, поэтому одной из главных педагогических задач является развитие связной речи. Это достаточно трудная задача, требующая целенаправленного, систематического воздействия на развитие речевых умений и коммуникативных навыков детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы Никитюк О.В.

«Развитие доказательной речи у дошкольников в ходе экспериментально - исследовательской деятельности»

С чувства непонятности, в результате которого перед ребенком встают вопросы, раскрываются противоречия и возникают «проблемы», начинается активная мыслительная деятельность – обдумывания, рассуждения, размышления, доказательства.

С.Л. Рубинштейн

Речь – основа психического развития дошкольников, поэтому одной из главных педагогических задач является развитие связной речи. Это достаточно трудная задача, требующая целенаправленного, систематического воздействия на развитие речевых умений и коммуникативных навыков детей. Успешно будет учиться тот, кто обладает достаточным объемом познавательных интересов, владеет речью, умеет логически выстраивать свои высказывания. Поэтому своевременное овладение навыками речевой деятельности становится очень актуальными.

Часто от учителей можно услышать, что дети часто не могут обосновать, аргументировать свои предположения по ходу решения задачи, а в результате - доказать правильность полученного ответа.

Многие педагоги и психологи отмечали взаимосвязь развития речи и мышления:

Тихеева Е.И. отмечает связь речевого развития с умственным, указывая на роль окружающей среды в развитии речи: «Прежде всего, и главнейшим образом, надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочнению значимых по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого речь утрачивает свою ценность и значение».

Доктор психологических наук, профессор Немов Р.С. определяет речь не только как средство общения, но и средства развития мышления, сознания, памяти.

Автор трудов в области психического развития дошкольников  Леушина А.М. отмечает, что «по мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает доказательной речью.

 Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать».

Дети в каждом возрасте овладевает рядом качеств, а к 7 годам ребенок овладевает элементарными формами речи и использует для планирования деятельности рассуждения, доказательства, объяснения, отгадывает описательные и метафорические загадки, доказывая правильность отгадки, планирует игровую деятельность, рассуждая о последовательности развертывания сюжета.

Эту особенность я учитывала в ходе организации занятий в кружке «Инсайд», где дети учатся проводить опыты и эксперименты, узнавая свойства предметов и различных веществ, т.к. основной задачей экспериментальной деятельности является  применение умения строить текст простейшего рассуждения. Рассуждение предполагает не только констатацию фактов, признаков, действий, развивающихся во времени, а обязательно некоторый анализ имеющегося опыта. Базой для рассуждения являются накопленные знания и словарный запас из области терминологии.

Для объяснения опыта «Почему на морозе бутылка с водой лопается» дети начинают вспоминать свойства воды, рассуждают, когда вода принимает твёрдое состояние, и что вода при замерзании расширяется, поэтому бутылка лопается. Рассуждая, дети учатся вступать в общение со взрослыми, что является главным условием формирования речевых умений дошкольников, пополняя при этом от взрослого словарный запас терминов.

 Для речи — доказательства имеется своя структура, определяющая порядок аргументов: во – первых, во – вторых …, и т.п. В рассуждениях часто приходится пользоваться сложными предложениями (сложноподчиненными), с помощью которых выражаются логические связи: если…, то; раз – значит; потому, что …; так как …; так что …, поэтому…

Доказательная речь заканчивается выводом, который строится с использованием принятых для этого случая грамматических средств: следовательно, значит, таким образом, поэтому и др. «Я думаю, я считаю и т.д.».

Доказательной речью дети овладевают постепенно.  Поэтому я старалась создавать специальные условия для необходимой речевой тренировки: ответы на вопросы воспитателя в ходе наблюдений, экспериментирования, игр, упражнений, рассматривания иллюстраций, предметов, явлений; беседы-рассуждения друг с другом во время проведения опытов.

Я часто использую такую форму, как «объяснялки», когда ребенок должен объяснить наиболее распространенные поговорки, пословицы и фразеологизмы: например, «утереть нос», «не на шутку рассердился», «протянуть руку помощи», «каждой вещи своё место», «спустя рукава»«золотые руки»«сломя голову» и т.п.

Моя задача, как взрослого, помочь детям в формировании картины мира: рассуждать вместе с ним, задавать вопросы, помогающие ему осознать непосредственные события и явления, находить интересные или непонятные явления в окружающим мире. Например:

«Фонарей на улице много, и всё равно они до конца не рассеивают темноту. А солнце одно, но когда оно светит, темнота исчезает. Почему?».

«Дождь начинается. Он будет долгим. Как вы считаете, почему?».

«Костя нечаянно уронил чашку, и она разбилась. Почему? А если кастрюля упадёт на пол, она разобьётся? Почему?»

«Почему тигр полосатый, лягушка зеленая, а заяц серый (белый)?»

Дети пытаются найти ответ, доказывают свою точку зрения, при этом строя простые и сложные предложения. Моя задача при этом: следить, чтобы эти предложения были выстроены грамматически правильно.

В обучении доказательности речи в ходе подготовки к  экспериментам или опытам я использую книгу Толстого Л.Н. «Откуда взялся огонь…?», в которую включены рассказы–рассуждения:

«Куда девается вода из моря?»

«Отчего в морозы трещат деревья?»

«Отчего потеют окна и бывает роса?»

«Отчего бывает ветер?»

«Откуда взялся огонь, когда люди не знали огня?»

«Отчего в темноте видно?» и др.

Прослушав чтение того или иного рассказа, дети высказывают свое обоснование, доказывают причину описываемых событий, фактов, явлений.

А чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, я ставлю перед ребенком конкретную цель: не просто ответить на вопрос, а обязательно доказать, что ответ правильный, говоря: «Кто убедительнее докажет?» или «Кто полнее и точнее объяснит?».

Чтобы помочь детям, я использую карты-схемы поэтапного экспериментирования, глядя на которые дети рассказывают, что они будут делать, что им понадобится для проведения опыта.

Работа по формированию доказательной речи обязательно предполагает тесную связь с родителями. Я рекомендовала ряд вопросов, игр для совместного поиска ответа при решении обозначенных ситуаций и проблем в домашних условиях.

Например:

– «Доказать ответ, почему на морозе бутылка с водой лопается».

«Доказать, зачем нужны глаза, уши»

«Найти ответ, почему зимой идет снег, а летом дождь» и т.п.

Работа, которую я провожу приносит видимые результаты. По отзывам учителей, мои воспитанники владеют речью, с ними легко и интересно общаться, многие дети участвуют в викторинах, конкурсах, в составлении и защите проектов, что требует постановки вопроса, рассуждения – доказательства, выявления причинно-следственных связей и выводов.

Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного воспитания: Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Бородич А. М., Методика развития речи, Москва, Просвещение, 1981год.
  3. Буянова Н. Ю., Детская энциклопедия «Я познаю мир», ТОО «Харвест», 1996 год.
  4. Вопросы преемственности в МДОУ, Иркутск, Изд-во ИГПУ, 1999 год.
  5. Короткова Э. П., Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию Москва, Просвещение, 1982 год.
  6. Крутинская 3. И, Детская энциклопедия «Почему трава зелёная?» «Кристина и К», 1994 год.
  7. Крутинская 3. И., Детская энциклопедия «Пьют ли рыбы воду?» «Кристина и К», 1994 год.
  8. Толстой Л. Н., «Откуда взялся огонь?», Ленинград, «Детская литература» Ленинградское отделении, 1988 год.
  9. Ушакова О. С., Методика развития речи детей дошкольного возраста, Москва, «Владос», 2003 год.
  10. Щетинина А.М., Учим дошкольников думать, Москва, Творческий центр Сфера, 2011 год.
  11. Интернет ресурсы.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна «Детский сад комбинированного вида «Теремок»» «Развитие доказательной речи у дошкольников в ходе экспериментально-исследовательской деятельности» Никитюк Ольга Витальевна Высшая квалификационная категория

Слайд 2

С чувства непонятности, в результате которого перед ребенком встают вопросы, раскрываются противоречия и возникают «проблемы», начинается активная мыслительная деятельность – обдумывания, рассуждения, размышления. С.Л. Рубинштейн

Слайд 3

Тихеева Елизавета Ивановна Немов Роберт Семёнович .

Слайд 4

К 7 годам ребенок овладевает элементарными формами речи - рассуждает, - доказывает, - объясняет, - отгадывает описательные и метафорические загадки, доказывая правильность отгадки, - планирует игровую деятельность, рассуждая о последовательности развертывания сюжета.

Слайд 5

Кружок «Инсайд»

Слайд 6

«Доказать ответ: почему на морозе бутылка с водой лопается» .

Слайд 7

Структура доказательной речи во – первых, во – вторых …, и т.п. Использование сложных предложений если…, то; раз – значит; потому, что …; так как …; так что …, поэтому…

Слайд 8

«Куда девается вода из моря?» «Отчего в морозы трещат деревья?» «Отчего потеют окна и бывает роса?» «Отчего бывает ветер?» «Откуда взялся огонь, когда люди не знали огня?» «Отчего в темноте видно?» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение старших дошкольников в ходе познавательно-исследовательской деятельности

Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Организация проблемного обучения происходит  по законам проведе...

Сообщение из опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх - драматизациях».

Актуальность темы определяется не достаточностью вниманию  развитию произвольной выразительности речи у детей....

Обобщение опыта работы «Развитие мышления и речи у дошкольников 4-7 лет при ознакомлении с окружающим миром посредством игровой деятельности»

Аннотация           Развитие речи в дошкольном детстве представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человек...

Статья из опыта работы «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспер...

Выступление по теме «Формирование положительной мотивации к обучению у старших дошкольников в ходе познавательно-исследовательской деятельности».

Тема формирования положительной мотивации к обучению  у старших дошкольников в ходе  познавательно-исследовательской деятельности» имеет социальную  и практическую значимостью....

«Формирование элементарных физических представлений детей старшего дошкольного возраста в ходе экспериментально-исследовательской деятельности».

Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача с...