Познавательно-речевое развитие через игру
консультация по развитию речи

Анохина Людмила Александровна

Для родителей и педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno_-_rechevoe_razvitie_cherez_igru.docx14.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера».

Жизнь человека начинается с детства, а детство немыслимо без игры. Детская игра ― вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной деятельности, одно из средств физического психического, умственного и нравственного воспитания детей. Игра есть высшая ступень детского развития, ведь она есть произвольное отображение внутреннего мира ребенка. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.

Существует несколько видов игры: подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, спортивные и другие. В данном случае наше внимание привлекает такой вид игр, как развивающие. Все игры в той или иной степени можно назвать развивающими. Но нас интересует более узкое значение этого термина, подразумевающее игры, которые демонстрируют умственные способности детей, выявляют познавательный потенциал, повышают уровень элементарных научных знаний, стимулируют развитие речи и, как следствие, интеллекта.

Речь в нашей жизни ― это всегда самостоятельная деятельность каждого человека. Поэтому, сколько бы ребёнок ни слушал и ни читал правильную содержательную речь окружающих его взрослых, он не сможет ею овладеть без собственного речевого опыта. Поэтому необходимо создавать условия, благоприятные для освоения средств речи.

Речевая деятельность возможна при наличии трёх условий:

1. Потребность в речевом общении. Надо создавать такую речевую ситуацию, чтобы ребёнок доверял мысли. Они не всегда могут совпадать с ожидаемым ответом. Поэтому нужно стараться не перебивать  его высказывание постоянными исправлениями.

2.Содержательность речи. Активную речь ребенка, а тем самым и активное привлечение различных средств языка стимулируют богатое содержание образовательной деятельности (представление ребёнку широкой целостной картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания), самостоятельная активность, обсуждение актуальных для детей проблем, а также диалоговая форма общения.

3. Правильность речи, которая обеспечивается знанием системы языка и опытом её применения в речи.

Для детей дошкольного возраста все эти условия осуществимы при проведении игр развивающего характера. Данные игры несут новую информацию, соответственно обогащают словарный запас дошкольников, развивают связную речь, повышают звуковую культуру речи.

Теперь перейдём к примерам развивающих игр.

Интенсивное развитие интеллектуальных способностей у детей, включая познавательно-речевые, через игровую деятельность осуществляется по современной технологии «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича.  Т.М. Бондаренко в пособии «Развивающие игры в ДОУ» предлагает систему планирования игр и конспекты интегрированных занятий по данной технологии.

Легко и с интересом детьми воспринимается и запоминается стихотворный материал. Е.А. Алябьева в методическом пособии «Стихотворные упражнения для развития речи детей 4−7 лет» предлагает разнообразный материал для обогащения речи ребенка, способствующий не только усвоению значения слов, но и их активному использованию в устной речи. (примеры)

Различные сферы развития дошкольника, в том числе познания и речи, охватывают развивающие игры, представленные в одноимённом пособии, составленном Ж.М. Карисовой.                                                                                                                                                                                                                                                            

Отгадай предмет. Попросите ребенка задумать предмет, находящийся в комнате. Ему надо описать признаки и свойства этого предмета как можно подробнее, чтобы вы догадались что задумано. Если ребёнок испытывает трудности, помогите ему, задавая наводящие вопросы. После того, как вы угадали предмет, поменяйтесь ролями.

Противоположности. Ребята должны бросать мяч, в то же время называть слова: тот, кто поймает мяч, должен ответить словом, противоположным по смыслу. Например, толстый − тонкий, правда – ложь, рано – поздно.

 Конкурс фраз. Участники игры выбирают какую-нибудь букву и через 10 минут должны из 5, 6, 7 и т. д. (как сами условятся) слов, начинающихся с задуманной буквы, составить более или менее связные фразы.

Прогрессивное развивающее значение игры состоит в реализации возможностей всестороннего развития ребёнка, в подготовке его к новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших фактов психологической готовности ребёнка к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Познавательно-речевое развитие через игры –головоломки»

Пояснительная записка.Люди всех возрастов и больших и маленьких, проявляют большой интерес к играм-головоломкам, к занимательным задачам. Но одно из почётных мест занимают ребусы разных видов, с...

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников через формирование коммуникативных способностей.

Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности, в том числе коммуникативной. Ребенок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природ...

Конспект НОД «Познавательно-речевое развитие через игры –головоломки»

Люди всех возрастов проявляют интерес к играм-головоломкам. Но одно из почетных мест занимают ребусы разных видоа , с разными правилами разгадывания. но для детей работа с ребусами решает множество пе...

Конспект занятия "Познавательно-речевая деятельность детей через игровые технологии в ясельной группе" «Поможем зайчонку»

Цель: Закрепление полученных знаний в познавательно- речевом развитии детей в ясельной группе. ...