Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень!»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Николаева Ольга Викторовна

Обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках;

уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;

закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека.

Развивать внимание, память;

улучшать общую моторику и координацию движений;

развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_itogovogo_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по развитию речи

в подготовительной к школе группе

«Ах, какая осень!»

Задачи:

Образовательные:

обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках;

уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;

закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека.

Развивающие:

развивать внимание, память;

улучшать общую моторику и координацию движений;

развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.

Воспитательные:

воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;

воспитывать чувство любви к родной природе;

воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.

Речевые:

отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;

активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина,  лиловый, золотой, багряный, перелетные, зимующие;

обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

Дидактический материал: кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»

Предварительная работа:

Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.

Методы и приемы, использованные на занятии:

• информационно – рецептивный метод,

• словесный метод,

• наглядный метод,

• практический метод,

• игровой метод.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Звучит классическая музыка - П.И.Чайковский «Осень». Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.

Ребята, отгадайте загадку:

Он с бубенчиком в руке,

В сине – красном колпаке.  

Он веселая игрушка,

А зовут его… Петрушка

- Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П.И.Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков «Золотая осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.

- Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.

Неживая природа

Растительный мир

Животный мир

Неживая природа осенью.

- Когда приходит осень?

- Какие осенние месяцы вы знаете?

- Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)

- Назовите признаки осени в неживой природе?

Подробнее, расскажите, каким становится день?  (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее)

- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной)

- Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в ноябре выпадает снег)

- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки).

Петрушка: «Ой, как скучно!»

- Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора.

Знаменитый русский поэт - А.С.Пушкин написал про осень много стихотворений.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы…

- Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать  листочки.

Дидактическая игра «С какого дерева листок? (Дети собирают разбросанные на полу листочки. Каждому ребенку выдается листочек определенного дерева: клёна, берёзы, рябины, тополя, осины.

- Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать правильно листья.

Дидактическая игра «Назови листочек».

- Я называю дерево, а  вы называете какой листочек.

дуб – дубовый

клён – кленовый

осина - осиновый

рябина – рябиновый

берёза – берёзовый

тополь – тополиный

калина - калиновый

Молодцы! Правильно

Растительный мир осенью

Дети рассаживаются на стульчики в познавательном уголке.

- Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях)

- Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы)

- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточно, листья меняют свой цвет и начинается листопад)

Дети загадывают загадки о листьях.

Летом вырастают зелёными,

А осенью опадают желтыми.

Под ногами лежат, зашагаешь — шуршат,

Яркие, цветные, краешки резные.

- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер северный подул                                (подуть на пальцы)

С-С-С все листочки с липы сдул                           (с-с-с)

Полетели, закружились

и на землю опустились            (ладони зигзагами плавно опустить на стол)

Дождик стал по ним стучать

кап-кап-кап – 2 раза,                           (постучать пальцем по столу)

Град по ним заколотил,

листья все насквозь пробил.              (постучать кулачками по столу)

Листья все насквозь пробил,

снег потом припорошил,             (плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл.                                   (ладони крепко к столу)

Животный мир осенью

- Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного (смена картин)

- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных)

- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк)

- Кто еще хочет что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые)

- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)

- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)

- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)

- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)

- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки)

- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Дидактическая игра «Улетают – не улетают»

Дети встают около стульчиков.

Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.

Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.

- Молодцы! Очень внимательны.

Петрушка: «Отгадайте загадку!»

Болтлива птичка - спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? - Длиннохвостая... (сорока)

- Эта птица перелётная или зимующая? (зимующая)

Человек осенью

- Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? (Мы будем говорить о заботах человека осенью)

- Конечно. Петрушке, наверняка, не терпится узнать, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)

- Какие работы выполняются в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)

- Какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай)

- А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку)

- А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, чтобы стало чисто)

- Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады)

- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.

Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»

- У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.

- Мы приглашаем нашего гостя Петрушку поиграть с нами.

- Каждый постарался на славу! Петрушка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами?

- Петрушка, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?

- Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными?

- Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развития речи в Подготовительной к школе группе на Тему: "Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана "Поздняя осень" с использованием наглядного моделирования.

Цель. Формировать связную монологическую речь у дошкольников, при помощи составления описательного рассказа по картине. Воспитательно-образовательные задачи: • Продолжать учить детей составлять описат...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе (компенсирующей направленности) на тему: «Осенние впечатления»

Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию рекомендована по лексической теме:"Осень"....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему "Осень"

Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Расширение представлений о переносном значении слов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в осенний лес»

Закреплять умение детей выделять  характерные признаки  трех периодов осени. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру,  умение любоваться красками осени....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие включает в себя работу с мультимедийной доской. Занятие может быть полезно воспитателям детских садов, родителям дошкольников....

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)

Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...