Мастер-класс на тему: «Мой веселый Язычок»
материал по развитию речи

Нуркаева Наталья Алексеевна

Цель мастер-класса: создание условий для передачи опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий при проведении артикуляционной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_veselyy.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 28

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Мастер-класс

на тему:

 «Мой веселый Язычок»

                                                                                         

  Наталья Алексеевна Нуркаева

                                                                                  воспитатель высшей категории                                                                           

                                                                                       

                                                                 

Цель мастер-класса: создание условий для передачи опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий при проведении артикуляционной гимнастики.

Задачи:

- содействовать обучению управлению органами артикуляции;

-развивать координацию и движение артикуляционного аппарата;

-вызвать интерес к проблеме заявленной темы.

Ход мастер класса

Все мы умеем говорить, но далеко не каждый понимает, как именно происходит воспроизведение необходимых звуков. А ведь каждое слово – это результат сложного механизма работы многих органов и мышц.      

Правильная артикуляция, то есть движения органов речи в процессе произношения звуков, является залогом четкости и ясности произношения, поэтому развитие речевого аппарата дошкольника должно стать одной из главных задач взрослых.

Вопрос к воспитателям:

Что такое - артикуляционная гимнастика?

Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению.

Что относится к органам артикуляции?

Язык, губы, зубы нижняя челюсть, мягкое нёбо.

Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением

Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями.

Возникает вопрос. С какого возраста нужно начинать проводить артикуляционную гимнастику?

Чем раньше начнутся занятия артикуляционной гимнастикой, тем меньше проблем будет испытывать ребенок во время учебного процесса и общения со сверстниками, и тем меньше вероятность попадания в очередь под кабинетом логопеда.

В младших группах берутся упражнения на развитие основных движений.

В средних – на их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие).

В старших – для сонорных звуков. Дети 5-ти, 6-ти лет смогут с помощью  артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

КАК ПРОВОДИТЬ АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ С ДЕТЬМИ РАЗНОГО ВОЗРАСТА?

В любом возрасте артикуляционная гимнастика проводится живо, весело, эмоционально, в игре!

С детьми трех лет все упражнения проводятся в форме веселой игры-сказки. Сюжет сказки можно придумать самому и менять, включая в него разные  артикуляционные  упражнения из комплекса.

К технике выполнения упражнений в этом возрасте не предъявляется больших требований. Главное, чтобы малыши усвоили базовые навыки.

С детьми четырех лет также используются игровые приемы и игровые сюжеты. Требования к выполнению упражнения повышаются. Дети знакомятся в игровой форме с органами артикуляционного аппарата. Они узнают, что рот – дом для языка. Что в этом доме есть две дверцы – одна из них – губы, а другая — зубы. И учатся выполнять основные комплексы артикуляционных упражнений.

С детьми пяти лет уже артикуляционная гимнастика проводится по-другому. Нужно очень тщательно следить за четкостью и плавностью движений органов артикуляционного аппарата, за правильностью выполнения упражнения во всех его нюансах. Детей учат удерживать положение органов артикуляционного аппарата от 5 до 10 секунд (под счет взрослого). Упражнения проводятся не только в медленном или среднем, но и в быстром темпе, так как движения уже хорошо отработаны и привычны для ребенка.

Отрабатываются все комплексы артикуляционной гимнастики.

С детьми шести лет акцент делается на развитие фонематического слуха. И в  артикуляционную  гимнастику включаются упражнения на дифференциацию разных звуков.

  

Основополагающие правила проведения артикуляционной гимнастики:

- проводить следует ежедневно, в целях закрепления навыков (2 раза в день)

- соблюдать последовательность в движениях

- проводить вначале в более медленном темпе, затем можно ускорить

- упражнения с ребенком проводятся перед зеркалом в игровой форме

- удерживать артикуляционную позу следует 5-10 секунд, постепенно увеличивая время

- следить за четкостью и правильностью выполнения

- не допускать переутомления ребенка

- артикуляционная гимнастика не должна надоедать ребенку и быть интересной

Виды артикуляционных упражнений: статические и динамические.

- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд

1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 с

2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 — 15 с

3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с

4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с

5. «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку.

Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно по 8 — 10 раз.

- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 10-15 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.

1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет взрослого. Проделать 10— 15 раз.

2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.

Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 — 15 раз.

3. «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.    

4. «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. Упражнение проводится под счет  10 — 15 раз

5. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз

6. «Футбол». Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики» Двигать языком в медленном темпе 15 раз

7. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. Проделать 10 раз.

8. «Парус» Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счёт до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

   В настоящее время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка. Сочетание сказочного сюжета и артикуляционных упражнений позволяет оптимизировать работу по формированию правильного звукопроизношения у детей.

ЖИЛ ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК

Жил веселый Язычок в маленьком домишке,

Превращался во что мог на радость всем детишкам.

Вот в лопатку превратился и на губке развалился.

Распластался, растянулся и губами улыбнулся.

Вот широко рот открылся,

Язычок поднялся вверх,

Потянулся, изогнулся

И стал чашечкой для всех.

А теперь Язык наш колкий,

Стал он тонкий, как иголка.

Язычок свой потяни

И иголкой уколи.

На тонкой ножке

Стоит грибок у дорожки.

Язык свой к нёбу прилепляй

И грибочек ты срывай.

Ходят часики тик-так,

Не остановишь их никак.

Влево — тик, вправо — так,

Тик-так, тик-так.

Язычок наш захотел:

На качелях полетел!

Летят они то вверх, то вниз.

Ты вместе с ними прокатись.

Очень любит Язычок вкусное варенье,

Приготовил он друзьям это угощенье.

Варенье приятное, вкусное, ароматное.

Язычок подними, варенье с губки оближи.

Как маляр наш Язычок,

Кисточкой покрасил чердачок.

Не чердак, а нёбо!

У него дел много!

Так живет наш Язычок

В маленьком домишке,

Превращается во все

На радость всем детишкам!

3. Заключительная часть. Обмен мнениями присутствующих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД: занятие по формированию целостной картины мира для детей старшей группы ОНР. Тема: "Мой веселый язычок".

Материал занятия разработан совместно воспитателем и учителем-логопедом, что позволяет учитывать потребности, возможности и интересы воспитанников....

Мастер-класс для родителей "Сказка о веселом язычке"

"Сказка о веселом язычке для мам и пап...

Мастер-класс для воспитателей подготовительных групп "Веселая азбука"

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть ов...

Мастер – класс для родителей по ФЭМП «Веселая математика дома».

Как научить ребенка считать и любить математику? Что можно сделать для того, чтобы облегчить процесс познания мира математики? Это не так уж и сложно, как может показаться. Надо лишь методически заним...

Мастер - класс по созданию лэпбука "Мой веселый звонкий мяч"

Познакомить детей с историей появления и видоизменения мяча. Расширить знания детей о мяче и его использовании в играх. Развивать творческое воображение....

Мастер-класс для родителей "Сказка о весёлом язычке"

Целью мастер-класса стало ознакомление родителей с артикуляционной гимнастикой посредством сказки о весёлом язычке....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Сказка о Веселом Язычке»

Цель:-Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой.-Создать положительный эмоциональный настрой к логопедическим   занятиям.- Развивать творческие умения и навыки родителей....