Игры с дошкольниками на развитие выразительной и внятной речи.
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Елена Алексеевна Мясникова

Нам взрослым всегда хочется слышать правильную, выразителную богатую и образную речь. Хочется особенно тогда, когда мы хотим  получить нужную информацию. Нпрягаем внимание, слух, но что то упускаем. Из за того что речь была невнятной, быстрой или неправильно были выделены ключевые слова. учиться самим и учить детей надо с детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_vyrazitelnoy_rechi.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Скорость речи каждого человека индивидуальна.  А дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном, чем в замедленном темпе. В результате,  это отрицательно отражается на внятности и четкости речи. Темп и ритм речи имеют большое значение. «Не торопись, попробуй проговорить по медленнее»,  часто обращаемся мы к детям.

Короткие игры – минутки, точнее частое использование их в работе с детьми ведёт к элементарным тренировкам - упражнениям, дающим желаемые результаты. Заодно и совершенствуется интонация, громкость речи. 

http://logopeddoma.ru/_nw/5/87248782.pngИгры – упражнения для выразительной и внятной речи.

1.«Животные и их детёныши» — выработка и дифференциация громкого и тихого голоса. Примером может служить игра «Корова и телёнок».

2.«Ворона и сороки» — тренировка высокого и низкого голоса, замедленного и более быстрого темпа речи (карр-карр, тр-тр-тр).

3.«Эхо» — выработка силы голоса, темпа, речевого дыхания. Одни дети громко и длительно произносят звуки: ууу — гудок паровоза, ааа — крик ребёнка; слоги: ГА-ГА-ГА, КО-КО-КО; слова: ауу, имена людей, клички животных. Другие дети повторяют то же затихающим голосом, в том же темпе, но менее длительно.

4.«Чей домик?» — отработка вопросительной интонации, дикции, голоса. Один ребенок стучит (тук-тук) и спрашивает: «Кто в домике живёт?» Ему отвечают голосами лисы, медведя, а он должен узнать, чей это домик. В свою очередь и его спрашивают: «А ты кто?»

5.«Поезд» — отработка ритма в речи и в движениях: тук-тук-тук, туту-ту, у-у-у. Это могут быть простые отстукивания по столу, или движения

Вагончики зелёные бегут, бегут, бегут,

А круглые колёсики всё тук, да тук, да тук.

6.«Угадай, кто пришёл» — выработка умения владеть голосом, интонацией, соблюдать темп и ритм речи.

Ребёнок входит, имитируя движения одного из животных, птиц, сопровождая это соответственно речью, звукоподражаниями, например: «Долго шёл я, устал, хочу мёду» (медведь — «толстым» голосом).

7.«Оркестр» — отработка голоса и ритма. Трубачи: ру-ру-ру — грубый голос; скрипачи: ри-ри-ри — более тонкий голос; ударники: ра-ра-ра — отрывистый ритм.

8.«Котёнок» (и другие детёныши). Котёнок ищет свою маму, но не знает, как позвать её: щенок советует полаять, телёнок — помычать, но котёнок так не умеет. Наконец он находит свою маму.

Подобные игры хорошо совмещаются с закреплением поставленных звуков в речи. Тех звуков, над которыми вы работаете.

Количество действующих лиц в подобных играх не ограничено.

Если ребёнок при повторении фразы или чтении стихотворения будет изменять силу и высоту голоса, темп речи, значит работа прошла не без результата.  

Умение выделять наиболее важные по смыслу слова добиваться от ребёнка  гораздо сложнее. И удаётся далеко не со всеми детьми.  

 А умения делать остановки в конце каждой строки, и всё это с открытой артикуляцией, а не сквозь зубы могут достигнуть многие дошколята.

Предложите простую считалочку, в которой  ребенку предлагают посчитать от 1 до 10 (20) , постепенно увеличивая силу голоса, затем посчитать обратно, постепенно снижая силу голоса.

Можно использовать для игры этикетные обороты приветствия , прощания, извинения, просьбы : доброе утро; добрый день; привет; как ты живешь, извините, пожалуйста; будьте здоровы, будьте добры; разрешите вас спросить ; не подскажите ли вы и т.д. В этой игре ребенок может сначала копировать силу голоса взрослого, затем менять ее на противоположную : громко-тихо. Усложнить это упражнение можно следующим образом: меняйте не только силу голоса, но и эмоциональную окраску (громко, весело – тихо, грустно) . Для того чтобы ребенку было интереснее выполнять задание , вместе с ним придумывайте различные игровые ситуации. Например, встретились два друга , которые давно не виделись, как они приветствуют друг друга? Радостно, громко. А если у одного из них случилась неприятность, как он ответит другу? Тихо, грустно.
Прочитайте вместе с ребенком отрывки из стихотворений, обращая внимание на изменение силы голоса.
А сова все ближе-ближе
(голос средней силы)
А сова все ниже- ниже
(голос чуть ниже среднего)
И кричит (громко)
В тиши ночной (тихо)
«Поиграй, дружок, со мной!»

Была (голос средней силы),
Тишина, тишина, тишина…. (тихо, вкрадчиво)
Вдруг (громко)
Грохотом грома (еще громче)
Сменилась она (голос средней силы), и вот уже дождик (голос средней силы)
Тихонько …. (очень тихо)
Ты слышал? (тихо)
Закапал, закапал, закапал по крыше. (голосом средней силы)

На полянку на лужок Тихо падает снежок (тихим голосом)
Но подул вдруг ветерок-
Закружился наш снежок. (немного громче )
Пляшут все снежинки,
Белые пушинки! (громко весело) .


Зеркало
Используйте для игры этикетные обороты приветствия , прощания, извинения, просьбы : доброе утро; добрый день; привет; как ты живешь, извините, пожалуйста; будьте здоровы, будьте добры; разрешите вас спросить ; не подскажите ли вы и т.д. В этой игре ребенок может сначала копировать силу голоса взрослого, затем менять ее на противоположную : громко-тихо. Усложнить это упражнение можно следующим образом: меняйте не только силу голоса , но и эмоциональную окраску (громко, весело – тихо, грустно) . Для того чтобы ребенку было интереснее выполнять задание , вместе с ним придумывайте различные игровые ситуации. Например, встретились два друга , которые давно не виделись, как они приветствуют друг друга? Радостно, громко. А если у одного из них случилась неприятность, как он ответит другу? Тихо, грустно.
Прочитайте вместе с ребенком отрывки из стихотворений , обращая внимание на изменение силы голоса .
А сова все ближе-ближе
(голос средней силы)
А сова все ниже- ниже
(голос чуть ниже среднего)
И кричит (громко)
В тиши ночной (тихо)
«Поиграй, дружок, со мной!»

Была (голос средней силы),
Тишина, тишина, тишина…. (тихо, вкрадчиво)
Вдруг (громко)
Грохотом грома (еще громче)
Сменилась она (голос средней силы), и вот уже дождик (голос средней силы)
Тихонько …. (очень тихо)
Ты слышал? (тихо)
Закапал, закапал, закапал по крыше. (голосом средней силы)

На полянку на лужок
Тихо падает снежок (тихим голосом)
Но подул вдруг ветерок-
Закружился наш снежок. (немного громче )
Пляшут все снежинки,
Белые пушинки! (громко весело).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-драматизация - это средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Игры-драматизации это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует с...

«Игры-драматизации как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Игры-драматизации как средство развития выразительности речи  детей старшего дошкольного возраста»...

«Игры-драматизации как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Игры-драматизации как средство развития выразительности речи  детей старшего дошкольного возраста»...

Игра-драматизация, как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Игра-драматизация, как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста...

"Упражнения для развития выразительности чтения и речи дошкольников и младших школьников"

Приѐмы обучения выразительному чтениюВыразительное чтение – это такое качество чтения, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передаѐтся эмоциональное и смысловое содер...