Статья: "Особенности связной речи у детей старшего дошкольно возраста в процессе использования игровых кубиков"
статья по развитию речи (старшая группа)

В данной статье рассматриваются психологические аспекты особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Ключевые слова: особенности связной речи, развитие речи, старший дошкольный возраст, психический процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_svyaznoy_rechi_.docx6.25 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ КУБИКОВ

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются психологические аспекты особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции.
Ключевые слова: особенности связной речи, развитие речи, старший дошкольный возраст, психический процесс.

Психологическая природа связной речи, проблемы ее становления и развития раскрываются в многочисленных психологических исследованиях (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.). Они отмечали, что именно в старшем дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются важнейшие психические процессы ребенка, среди которых познавательные процессы занимают основное место [2].
Интеллектуальное формирование ребенка в детском саду – значительная часть его общего психического развития для подготовленности его к школе и дальнейшего существования, это развитие познавательных интересов, увеличение различных знаний и умений, освоение речи [3].
При анализе свойств познавательного развития, т.е. особенностей развития и формирования познавательных действий, следует не забывать о близкой связи, взаимообусловленности мышления и речи. В соответствии с теорией Л.С. Выготского, присутствует взаимосвязь между мышлением и речью. На основании психологической периодизации Л.С. Выготского, старший дошкольный возраст характеризуется конкретным речевым развитием. На данном возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка. Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. На шестом году дошкольник овладевает грамматическим строем и использует его довольно легко [4].
Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, в режимных моментах, так же на занятиях, в игровой деятельности.
Следует позаботиться о мотивации речи детей, побуждающей их к речевой активности. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли, и оно влияет на переход образцов в собственную активную речь ребенка. Это бывает в непринужденной, естественной обстановке общения. Таким образом, педагог должен позаботиться о том, чтобы приблизить характер общения с детьми на занятиях к естественным условиям [1].
Учитывая ключевые моменты выявления особенностей связной речи у ребенка дошкольного возраста, выделенные в ходе теоретического анализа психологической литературы, для проведения исследования были подобраны следующие методики, состоящая из серии заданий Ушаковой О.С, Струниной Е.М. и методика «Опиши картинку» Эльконина Д.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста через включение их процесс создания развивающей предметно-пространственной среды

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста через включение их процесс созданияразвивающей предметно-пространственной среды...

Методическая разработка на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на тему «Красная Шапочка» с использованием, технологии театральной деятельности (инсценировка сказки «Красная Шапочка») и игровой технологии речевого развития

Методическая разработка  на развитие связной речи у детей старшего  дошкольного   возраста  на тему  «Красная Шапочка»с использованием, технологии театральной деятельност...

Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье предложены возможные направления в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью одного из популярных методов обучения  -  мнемотехники, представле...

Статья "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста путем анализа научной литературы....