Картотека игр по развитию речи дошкольников.
картотека по развитию речи

Алейникова Елена Александровна

Картотека  игр по  развитию речи дошкольников:

Речевые игры.

1.«Лето – зима», «Весна – осень».

Цель: Обогащение словаря путем подбора слов по данной теме.  Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с изображением ягодки (лето), снежинки (зима), подснежника (весна), желтого листочка (осень). Дети выкладывают картинки, с изображением предметов или природных явлений, относящихся к данному времени года, объясняя свое решение (Я поставил лучик с изображением радуги, потому что она бывает летом).

2. «Он, она, оно, они».

Цель: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они. Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки.

 Ход игры: В центр солнышка по очереди кладутся карточки с изображением девочки – она, мальчика – он, девочки и мальчика – они, солнца – оно. Дети должны выложить на лучики картинки, про которые можно сказать – она, он, оно, они.

3.«Летит, плывет, ползет»

Цель: Активизация предметного, глагольного словаря. Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки Ход игры: В центр солнышка по очереди кладутся карточки с изображением неба (летает), земли (ползает), воды (плавает). Дети выкладывают на лучи картинки с изображением предметов, зверей, птиц, насекомых, которые совершают данное действие, обосновывая принятое решение. (Я положил картинку со стрекозой, потому что она летает.) 

4.«Большой - маленький»

Цель: упражнение в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения. Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с изображением карлика или великана. Дети выкладывают картинки с изображением различных предметов и называют их ласково (если в центре находится карлик) или называют слово, прибавив к нему суффикс –ищ (если в центре – великан). Можно использовать предметные картинки по разным лексическим темам. 

5. «Что делает? »

Цель: Закрепление использования в речи распространенных предложений; активизация глагольного словаря.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр кладется карточка с написанным вопросом «Что делает? » Дети выкладывают на лучи картинки с изображением действий и говорят, что нарисовано. (Мама варит вкусную кашу.) 

6.«Приготовим сок или варенье»

Цель: Формирование навыков образования относительных прилагательных. Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр кладется карточка с нарисованным стаканом. На лучи дети по очереди выкладывают картинки, с изображением ягод, фруктов, овощей. Дети говорят, какой сок они приготовили. (На картинке вишня, сок называется вишневый.)

7.«Какой?»

Цель: Закрепление умения подбирать к предмету несколько признаков. Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с написанным вопросом «Какой? ». Дети выкладывают на лепесток картинку с изображением любого предмета и описывают его, используя несколько слов-определений (Мяч резиновый, круглый, разноцветный, большой.)

 8. «Чей хвост? »

Цель: Формирование практических навыков образования притяжательных прилагательных. Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки.

 Ход игры: На лучи по очереди выкладываются карточки с изображением хвостов разных животных. Дети определяют и называют, чей это хвост, находят это животное. 

 

 

 

Развивающие игры с картинками :

«Кто больше заметит небылиц?»

Цель: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного. Оборудование: Стихотворение «Путаница», фишки.

Ход игры: Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Воспитатель объясняет правила игры: - Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещѐ одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу. Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами. После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы. Дети, у которых больше фишек называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.

«Исправь ошибку»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия. Оборудование: Серийные картинки.

Ход игры: Перед ребенком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребенок находит ошибку, кладет картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

"Нарисуй картину словами"

 Цель: развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения. 

Оборудование: стихотворение о весне(лете, зиме и т.д)

Ход игры: Взрослый обращается к детям: «Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать. Я прочту вам нежное стихотворение о весне, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чем я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину». Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам.

"Придумай сказку" 

Цель: самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему. 

Оборудование: картинка с зимним пейзажем (весенним, летним, осенним и т.д).

Ход игры: Воспитатель предлагает сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» детям после того, как они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.

«Волшебный мешочек».

Цель: развивать речь ребенка, обучать детей описывать предмет, усвоить окончание существительных в дательном падеже.

 Оборудование: мешочек с игрушками: овощи, фрукты, ягоды, сладости.

Ход игры: Взрослый достанет из мешочка картинку и говорит: «Вот капуста. Какая она? Кому ее отдадим?» Ребёнок рассказывает, какая капуста, и кто ее любит кушать.

Простые развивающие речевые упражнения для развития связной речи   

Такие игры не предусматривают какие-то траты или приготовления, нужно только желание и фантазия. Используйте такие речевые игры, чтобы развлечь ребенка, научить новому и полезному. Эти упражнения можно выполнять с мячом. Взрослый говорит и кидает мяч, ребенок отвечает и бросает мяч в ответ.

«Какой?» Цель: обогащать речи ребенка именами прилагательными.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Какой?» Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный. Снег какой? – белый, холодный, искристый, красивый, пушистый, лѐгкий.

 

«Что могут делать…?»

Цель: обогащать речь ребенка глаголами.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Что может делать?» Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать… Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.

« Слова наоборот»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребѐнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход игры: Попросите ребенка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро, сел, храбрый, враг, стоять, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий, высокий, узкий, близко, назад, далеко и т. д. Лето – зима, твердый – мягкий, нашѐл - потерял.

«Слова-товарищи»

Цель: Развивать речь ребенка, обогащая ее.

Ход игры: Предложите ребенку назвать слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь. Например: Холодный – ледяной, морозный, студѐный. Умный – мудрый, толковый, сообразительный. И т. д.

«Один – много» Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имѐн существительных. Ход игры: взрослый называет имена существительные в единственном числе. Дети называют существительные во множественном числе.  И т.д.

«Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры: Взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

 

 

«Кто как разговаривает?»

 Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

 Ход игры: Взрослый, поочерёдно называя животных. Дети-как-то или иное животное подаёт голос: Корова___ мычит, Волк _____воет, Утка____ крякает, Свинья____ хрюкает Тигр___ рычит, Собака____ лает, Змея___ шипит, Комар____ пищит

Вариант 2. Взрослый спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

«Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

 Ход игры: Взрослый, спрашивает: - Ворона каркает, а сорока? Ребёнок должен ответить: -Сорока стрекочет. Примеры вопросов: -Сова летает, а кролик? -Корова ест сено, а лиса? -Крот роет норки, а сорока? -Петух кукарекает, а курица? -Лягушка квакает, а лошадь? -У коровы телёнок, а у овцы? -У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

 «Кто где живут?»

 Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры: Взрослый поочередно задает вопрос детям, а они отвечают. Необходимо следить за правильным употреблением предлогов.

Вариант 1. Взрослый – Дети Кто живёт в дупле? – Белка. Кто живёт в скворечнике? – Скворцы. Кто живёт в гнезде? – Птицы: ласточки, кукушки, сойки. Кто живёт в будке? – Собака. Кто живёт в улье? – Пчелы. Кто живёт в  норе? – Лиса. Кто живёт в логове? – Волк. Кто живёт в берлоге?-  Медведь. Вариант 2. Взрослый – Дети Где живёт медведь? – В берлоге. Где живёт волк? – В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

«Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов, развитие быстроты реакции.

Ход игры: Взрослый называет первое слово (например, шар), а ребёнок называет второе слово (шарик). Слова  можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол – столик, ключ – ключик. Шапка – шапочка, белка – белочка. Книга – книжечка, ложка – ложечка. Голова – головка, картина – картинка. Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце. Кукла – куколка, свёкла – свеколка. Коса – косичка, вода – водичка. Жук – жучок, дуб – дубок. Вишня – вишенка, башня – башенка. Платье – платьице, кресло – креслице. Перо – пёрышко, стекло – стёклышко. Часы – часики, трусы – трусики.

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры: Взрослый, задаёт вопрос, а ребёнок должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» Взрослый – Дети Солнце – что делает? – Светит, греет. Ручьи – что делают? – Бегут, журчат. Снег – что делает? – Темнеет, тает. Птицы – что делают? – Прилетают, вьют гнёзда, поет песни. Капель – что делает? – Звенит, капает. Медведь – что делает? – Просыпается, вылезает из берлоги.

« Кто как передвигается?»

 Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения.

Ход игры: Взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Взрослый – Дети Собака – стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит. Кошка – мяукает, ласкается, царапается, лакает. Мышка – шуршит, пищит, грызет, прячется, убегает. Змея – ползет, шипит, извивается, жалит, нападает.

« Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти.

Ход: Взрослый называет глагол, а ребенок называет существительное, подходящее к названному глаголу. Взрослый – Дети. Идет – человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит – ручей, время, животное, человек, дорога… Летит – птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолет… Плывет – рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

« Из чего сделано?»

 Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход игры: взрослый говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок отвечает: «Кожаные». Взрослый –  Дети Рукавички из меха – меховые Таз из меди – медный Ваза из хрусталя – хрустальная Рукавички из шерсти – шерстяные Лови да бросай – цвета

 

Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащения и активизации словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь разных речевых задач создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека  игр по  развитию речи дошкольников:

Речевые игры.

1.«Лето – зима», «Весна – осень». 

Цель: Обогащение словаря путем подбора слов по данной теме.  Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с изображением ягодки (лето), снежинки (зима), подснежника (весна), желтого листочка (осень). Дети выкладывают картинки, с изображением предметов или природных явлений, относящихся к данному времени года, объясняя свое решение (Я поставил лучик с изображением радуги, потому что она бывает летом).

2. «Он, она, оно, они».

Цель: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они. Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки.

 Ход игры: В центр солнышка по очереди кладутся карточки с изображением девочки – она, мальчика – он, девочки и мальчика – они, солнца – оно. Дети должны выложить на лучики картинки, про которые можно сказать – она, он, оно, они.

3.«Летит, плывет, ползет» 

Цель: Активизация предметного, глагольного словаря. Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки Ход игры: В центр солнышка по очереди кладутся карточки с изображением неба (летает), земли (ползает), воды (плавает). Дети выкладывают на лучи картинки с изображением предметов, зверей, птиц, насекомых, которые совершают данное действие, обосновывая принятое решение. (Я положил картинку со стрекозой, потому что она летает.)  

4.«Большой - маленький» 

Цель: упражнение в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения. Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с изображением карлика или великана. Дети выкладывают картинки с изображением различных предметов и называют их ласково (если в центре находится карлик) или называют слово, прибавив к нему суффикс –ищ (если в центре – великан). Можно использовать предметные картинки по разным лексическим темам.  

5. «Что делает? »

Цель: Закрепление использования в речи распространенных предложений; активизация глагольного словаря.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр кладется карточка с написанным вопросом «Что делает? » Дети выкладывают на лучи картинки с изображением действий и говорят, что нарисовано. (Мама варит вкусную кашу.)  

6.«Приготовим сок или варенье»

Цель: Формирование навыков образования относительных прилагательных. Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр кладется карточка с нарисованным стаканом. На лучи дети по очереди выкладывают картинки, с изображением ягод, фруктов, овощей. Дети говорят, какой сок они приготовили. (На картинке вишня, сок называется вишневый.)

7.«Какой?»

Цель: Закрепление умения подбирать к предмету несколько признаков. Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с написанным вопросом «Какой? ». Дети выкладывают на лепесток картинку с изображением любого предмета и описывают его, используя несколько слов-определений (Мяч резиновый, круглый, разноцветный, большой.)

 8. «Чей хвост? » 

Цель: Формирование практических навыков образования притяжательных прилагательных. Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки.

 Ход игры: На лучи по очереди выкладываются карточки с изображением хвостов разных животных. Дети определяют и называют, чей это хвост, находят это животное.  

Развивающие игры с картинками :

«Кто больше заметит небылиц?»

Цель: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного. Оборудование: Стихотворение «Путаница», фишки.

Ход игры: Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Воспитатель объясняет правила игры: - Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещѐ одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу. Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами. После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы. Дети, у которых больше фишек называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.

«Исправь ошибку»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия. Оборудование: Серийные картинки.

Ход игры: Перед ребенком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребенок находит ошибку, кладет картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

"Нарисуй картину словами"

 Цель: развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.  

Оборудование: стихотворение о весне(лете, зиме и т.д)

Ход игры: Взрослый обращается к детям: «Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать. Я прочту вам нежное стихотворение о весне, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чем я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину». Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам.

"Придумай сказку"  

Цель: самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему.  

Оборудование: картинка с зимним пейзажем (весенним, летним, осенним и т.д).

Ход игры: Воспитатель предлагает сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» детям после того, как они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.

«Волшебный мешочек».

Цель: развивать речь ребенка, обучать детей описывать предмет, усвоить окончание существительных в дательном падеже.

 Оборудование: мешочек с игрушками: овощи, фрукты, ягоды, сладости.

Ход игры: Взрослый достанет из мешочка картинку и говорит: «Вот капуста. Какая она? Кому ее отдадим?» Ребёнок рассказывает, какая капуста, и кто ее любит кушать.

Простые развивающие речевые упражнения для развития связной речи  

Такие игры не предусматривают какие-то траты или приготовления, нужно только желание и фантазия. Используйте такие речевые игры, чтобы развлечь ребенка, научить новому и полезному. Эти упражнения можно выполнять с мячом. Взрослый говорит и кидает мяч, ребенок отвечает и бросает мяч в ответ.

«Какой?» Цель: обогащать речи ребенка именами прилагательными.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Какой?» Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный. Снег какой? – белый, холодный, искристый, красивый, пушистый, лѐгкий.

«Что могут делать…?»

Цель: обогащать речь ребенка глаголами.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Что может делать?» Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать… Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.

« Слова наоборот»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребѐнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход игры: Попросите ребенка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро, сел, храбрый, враг, стоять, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий, высокий, узкий, близко, назад, далеко и т. д. Лето – зима, твердый – мягкий, нашѐл - потерял.

«Слова-товарищи»

Цель: Развивать речь ребенка, обогащая ее.

Ход игры: Предложите ребенку назвать слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь. Например: Холодный – ледяной, морозный, студѐный. Умный – мудрый, толковый, сообразительный. И т. д.

«Один – много» Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имѐн существительных. Ход игры: взрослый называет имена существительные в единственном числе. Дети называют существительные во множественном числе.  И т.д.

«Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры: Взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

«Кто как разговаривает?»

 Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

 Ход игры: Взрослый, поочерёдно называя животных. Дети-как-то или иное животное подаёт голос: Корова___ мычит, Волк _____воет, Утка____ крякает, Свинья____ хрюкает Тигр___ рычит, Собака____ лает, Змея___ шипит, Комар____ пищит

Вариант 2. Взрослый спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

«Подскажи словечко» 

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

 Ход игры: Взрослый, спрашивает: - Ворона каркает, а сорока? Ребёнок должен ответить: -Сорока стрекочет. Примеры вопросов: -Сова летает, а кролик? -Корова ест сено, а лиса? -Крот роет норки, а сорока? -Петух кукарекает, а курица? -Лягушка квакает, а лошадь? -У коровы телёнок, а у овцы? -У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

 «Кто где живут?»

 Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры: Взрослый поочередно задает вопрос детям, а они отвечают. Необходимо следить за правильным употреблением предлогов.

Вариант 1. Взрослый – Дети Кто живёт в дупле? – Белка. Кто живёт в скворечнике? – Скворцы. Кто живёт в гнезде? – Птицы: ласточки, кукушки, сойки. Кто живёт в будке? – Собака. Кто живёт в улье? – Пчелы. Кто живёт в  норе? – Лиса. Кто живёт в логове? – Волк. Кто живёт в берлоге?-  Медведь. Вариант 2. Взрослый – Дети Где живёт медведь? – В берлоге. Где живёт волк? – В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

«Скажи ласково» 

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов, развитие быстроты реакции.

Ход игры: Взрослый называет первое слово (например, шар), а ребёнок называет второе слово (шарик). Слова  можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол – столик, ключ – ключик. Шапка – шапочка, белка – белочка. Книга – книжечка, ложка – ложечка. Голова – головка, картина – картинка. Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце. Кукла – куколка, свёкла – свеколка. Коса – косичка, вода – водичка. Жук – жучок, дуб – дубок. Вишня – вишенка, башня – башенка. Платье – платьице, кресло – креслице. Перо – пёрышко, стекло – стёклышко. Часы – часики, трусы – трусики.

«Что происходит в природе?» 

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры: Взрослый, задаёт вопрос, а ребёнок должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» Взрослый – Дети Солнце – что делает? – Светит, греет. Ручьи – что делают? – Бегут, журчат. Снег – что делает? – Темнеет, тает. Птицы – что делают? – Прилетают, вьют гнёзда, поет песни. Капель – что делает? – Звенит, капает. Медведь – что делает? – Просыпается, вылезает из берлоги.

« Кто как передвигается?»

 Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения.

Ход игры: Взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Взрослый – Дети Собака – стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит. Кошка – мяукает, ласкается, царапается, лакает. Мышка – шуршит, пищит, грызет, прячется, убегает. Змея – ползет, шипит, извивается, жалит, нападает.

« Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти.

Ход: Взрослый называет глагол, а ребенок называет существительное, подходящее к названному глаголу. Взрослый – Дети. Идет – человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит – ручей, время, животное, человек, дорога… Летит – птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолет… Плывет – рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

« Из чего сделано?»

 Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход игры: взрослый говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок отвечает: «Кожаные». Взрослый –  Дети Рукавички из меха – меховые Таз из меди – медный Ваза из хрусталя – хрустальная Рукавички из шерсти – шерстяные Лови да бросай – цвета

Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащения и активизации словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь разных речевых задач создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал по развитию речи. Мониторинговые исследования речи дошкольников.

Мониторинговые исследования речи дошкольников. Диагностический материал, задания. Использованы материалы программ "Детсво" и "От рождения до школы", в соответствии с Федеральными государственными треб...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПОРАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ПЕРЧАТКИ»

«Потеряли котятки на дороге перчатки». Чтение детям  английской народной песенки «Перчатки» в переводе Маршака, упражнение на совершенствование понимания речи. Цель: учить детей понимат...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" для дошкольников 5-7 лет "Развиваем речь" (на основе программы О.С.Ушаковой "Развития речи дошкольников")

Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №20» г. Усинска, для организации работы по образовательной области «Ре...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...