Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе на тему "Весна. Народные праздники"
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Герасимова Надежда Александровна

картотека речевых игр на тему Весна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_razvitiyu_rechi_vesna.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Признаки весны. Народные праздники

  1. Нарисуем весну.

Цель: учить образовывать новые слова при помощи приставок; внимательно и заинтересованно слушать взрослого и активно воспринимать его рассказ; способствовать активизации словаря, развитию связной речи; совершенствовать изобразительные навыки.

Оснащение: черно – белая картинка «Весенний лес».

- Послушай рассказ, ответь на вопросы:

- Весна – красна начала свою работу. Сначала она задумалась: какую ей картину нарисовать? Посмотрела на лес – он хмурый, унылый. Решила Весна сделать его ярким, веселым, радостным. Взяла она цветные карандаши. Коснулась весна зеленым карандашом веток берез, а на осины и тополя повесила сережки – розовые и серебряные. С каждым днем все наряднее становится картина. На лесной поляне, синим карандашом,  раскрасила Весна большую лужу. А вокруг нее, Буд-то желтые брызги, нарисовала цветы мать – и – мачехи. На склоне оврага увидела Весна заросли черемухи; коснулась веток – и покрылись они мохнатыми гроздьями белых цветов. На лугу зеленеет трава. Все вокруг ожило. Почуяли тепло, выползли из зимних квартир насекомые. Жуки гудят около зеленых березовых веток. Пчелы и бабочки спешат к цветам.  В лесу и в полях можно увидеть птиц.

- Расскажи. как изменился снег с приходом весны. Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? Как изменилась почва с наступлением весны? Что весной идет чаще – дождь или снег? Почему весной чаще идет дождь?

Ребенку предлагается раскрасить картинку, опираясь на текст и рассказать, каким цветом и что он раскрасил.

Ребенку предлагается послушать стихотворение и объяснить, какой новый смысловой оттенок придает слову та или иная приставка:

Я картину рисовал, весь листок изрисовал.

Наконец нарисовал, но потом дорисовал:

На полях пририсовал и внизу подрисовал.

Аналогичная работа:

 Черемуха цветет, подснежник отцветает,

А ландыш беленький лишь только расцветает.

  1. Весенняя маскировка.

Цель: учить согласовывать имена прилагательные с существительными; составлять загадки; подбирать антонимы; находить родственные слова; образовывать притяжательные прилагательные; учить внимательно и заинтересованно слушать рассказ взрослого и активно его воспринимать; способствовать активизации словаря, развитию связной речи.

Оснащение: предметные картинки.

Ребенку предлагается послушать рассказ и выполнить задания:

- В лесу хищные животные нападают на травоядных животных. Белого зайца трудно заметить зимой на белом снегу. С приходом весны снег тает, на пригорках видна темная земля. И белая заячья шерстка становится заметной. Поэтому и сове, и волку, и лисице легко издалека заметить зайца – беляка. И спасает зайчика то, что шерстка его линяет – меняет цвет на серенький. Так зайчик маскируется.

- Закончи предложения.

Лексический материал:  Зимой белый, весной …(серый). Кто это? Зимой серая, летом …(рыжая). Кто это?

Ребенку предлагаются картинки, он должен отобрать изображения, о которых можно сказать: «Белый, белая, серый, серая» - белый заяц;  белая куропатка; серый заяц; серая белка.

Ребенок изменяет слова по образцу: Белый  – беленький; серый – серенький; рыжий – рыженький. Лиса – лисий; белка – беличий; заяц – заячий; волк – волчий.

  1. Солнечная ванна.

Цель: учить по- разному выражать одну и ту же мысль; способствовать развитию памяти.

Оснащение: предметные картинки с изображением змей.

Ребенку предлагается послушать рассказ:
Весенним утром змеи выползают погреться на солнышке. Кровь у них еще холодная, поэтому движения очень медленные. Постепенно змеи согреваются. Когда они согреются достаточно для того чтобы быстро двигаться, то начинают охотиться за мелкими зверьками.

Показывается картинка гадюки, ребенку предлагается прослушать три предложения, выбрать то, которое больше всего ему понравится и повторить его.

Лексический материал: Согревшись на солнышке, гадюка оживает и отправляется на охоту за мышами и лягушками. Когда гадюка согрелась, она ожила и отправилась на охоту за мышами и лягушками. Гадюка согрелась на солнышке и отправилась на охоту за мышами и лягушками.

  1. Мать – и – мачеха.

Цель: учить разбираться в смысловом значении слов; правильно подбирать и употреблять в речи антонимы; способствовать увеличению словарного запаса.

Оснащение: сюжетная картинка, предметные картинки.

Ребенку предлагается послушать текст и найти в нем антонимы:

Мать – и – мачеха расцветает раньше всех трав и цветов. Эти желтые цветы на коротких и толстых стеблях можно увидеть повсюду. Листья у них появляются позже, чем цветки. А листья – то и дали цветку такое название. Снизу листья покрыты пушистыми волосками и на ощупь кажутся мягкими и теплыми. Эта сторона – мать. А верхняя сторона листа гладкая, холодная. Это – мачеха.

Лексический материал: мачеха – мать; нижний – верхний; мягкий – гладкий; теплый – холодный.

Ребенок заканчивает, начатые взрослым предложения.

Лексический материал: На улице то жарко, то …(холодно). Ласточки летают высоко, а бабочки …(низко). Вчера хлеб был мягкий, а сегодня он стал …(жесткий).

  1. Пословицы и поговорки.

Цель: учить разбираться в смысловом значении слов; правильно употреблять в речи антонимы; подбирать родственные слова; способствовать увеличению словарного запаса.

Ребенок слушает пословицы и находит в них антонимы.

Лексический материал: Март зиму кончает, весну начинает. Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает. На закате красно солнышко, а на восходе светел месяц. Весной лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок.

Ребенок подбирает родственные слова к слову «весна».

Лексический материал: весенний, веснянка, весенняя песня, веснушки, вешние дни.

  1. Закличка.

Цель: учить разбираться в смысловом значении слов; правильно употреблять в речи синонимы; согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде; находить родственные слова; способствовать увеличению словарного запаса.

Ребенок слушает рассказ, затем выполняет задания.

В древности был обычай зазывать, закликать весну. Мамы и бабушки делали из теста фигурки разных птиц. Дети влезали на крыши изб, подбрасывали птичек вверх и припевали:

- Прилетите, жаворонушки, к нам,

Принесите из заморья вы нам,

Весну ясную, весну красную!

Ребенку предлагается послушать словосочетания: ясный день; ясное небо; ясная весна. Затем догадаться о чем говорит взрослый: ясный …, ясная …, ясное…

Ребенок должен найти в тексте родственные слова.

Лексический материал: Весняночка -  весна теплым солнышком красна.

Ребенок должен найти в ряду лишнее слово, не синоним.

Лексический материал: ясный, безоблачный, светлый, синий; жаркий, горячий, тихий, теплый.

  1. Почему ландыш белый?

Цель: учить находить в тексте имена прилагательные; образовывать сравнительную степень имен прилагательных; подбирать антонимы; образовывать наречия по образцу.

Ребенок слушает рассказ, затем выполняет задания.

Принесла однажды воспитательница букетик ландышей, поставила цветы в вазу и спрашивает: «Дети, как вы думаете, почему ландыши белые?» Призадумались ребята. Действительно «почему»? Стали вспоминать, какие еще бывают цветы, и какого они цвета. Одуванчики – желтые, маки – красные, колокольчики – голубые. Много разных цветов вспомнили дети, но никто так и не сказал, почему ландыши белые. Тогда воспитательница говорит: «Ребята, кто знает, где растут ландыши?» Это все знали, дружно закричали: «В лесу, в тени, в самом сумрачном и тенистом месте!» «А вы знаете, ребята, что в темноте плохо виден синий цвет, лиловый, а белый виден лучше всех остальных цветов? Чтобы насекомые опыляли ландыши, сразу же их  находили, цветы и надели свой белый наряд. Вот они,  какие умные!»

Ребенок называет слова, отвечающие на вопрос -  какой?Ребенок изменяет слова по образцу.

 Лексический материал: Белый  – белее.   Желтый - …(желтее).   Красный -  … (краснее).   Голубой - …(голубее).   Сумрачный - …(сумрачнее).   Тенистый - …(тенистее).   Синий - …(синее).   Лиловый - …(лиловее).

Ребенок подбирает антонимы: сумрачный - …(ясный); тенистый - …(светлый); пасмурный - …(солнечный).

Ребенок изменяет слова по образцу: Сумрачный – сумрачно.  Тенистый - …(тенисто).   Солнечный - …(солнечно).

  1. Загадки.

Цель: способствовать развитию аналитико – синтетической деятельности, слухового внимания и связной речи.

Оснащение: предметные картинки.

Ребенок отгадывает загадку, находит и показывает картинку, объясняет свое решение.

Лексический материал: Посмотрю я в окошко – идет длинный Антошка. (дождь).

Висит на березке кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной (сосулька)

Без рук, без топоренка

Построена избенка (гнездо).

В тихую погоду нет нас нигде,
Как ветер подует, бежим по воде (волны).

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова (береза)

Черный, проворный, кричит: «Крак!», червякам враг (грач)

  1. Исправь ошибку.

Цель: учить согласовывать имена прилагательные с существительными, причастия с существительными; образовывать глаголы от существительных.

- Исправь ошибки, допущенные в тексте.

Лексический материал:  Лес просыпается после длинного (зима) сна. (После какого сна?) Ветви берёз усеяны (набухли) почками. (Ветви усеяны какими почками?) Из каждой лужи слышится (нежность) урчанье лягушек. (Урчанье какое?) Поляны уже начали (зелень). (Что делать?)

- Послушай что получилось: «Лес просыпается после длинного зимнего сна. Ветви берёз усеяны набухшими почками. Из каждой лужи слышится нежное урчанье лягушек. Поляны уже начали зеленеть».

- О каком времени года идёт речь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе.

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной  группе....

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе

В картотеке представлены игры по развитию речи для детей подготовительной группы....

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе.

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе....

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе

Дидактическая игра «Звуковые шапочки»Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе...

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе.

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе.Дидактическая игра «Звуковые шапочки»Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратны...

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе.

Дидактическая игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбираю...