Образовательное значение экскурсий в природу
материал по развитию речи (средняя группа)

Прохорова Анастасия Николаевна

Образовательная область «Речевое развитие» – одно из самых сложных направлений образовательной деятельности педагога. Воспитатели испытывают серьезные затруднения в развитии активного речевого поведения дошкольников. Это связано с тем, что речь входит в какую-либо деятельность; воспитатели ориентированы на усвоение детьми определенной суммы знаний, а не на постановку проблемных вопросов, включение детей в ситуации, требующие развития речемыслительной деятельности, основанной на выдвижение гипотез, предположений, аргументированного «Я-высказывания». В недостаточной степени используется мотивированная оценка речевой деятельности ребенка, что влечет за собой снижение интереса и потребности детей в общении со взрослым и сверстниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111.docx14.03 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение природы, по образному выражению В. А. Сухомлинского, является «путешествием к истокам мышления и речи», поскольку в этом процессе активно взаимодействуют чувства, познание, творчество. Исследования педагогов и психологов выявили, что целенаправленные наблюдения способствуют развитию познавательных способностей (наблюдательности, любознательности, самостоятельности), накоплению чувственного опыта и его осмыслению, исключают возможность образования формальных знаний, не опирающихся на достаточную чувственную основу. Использование сравнений повышает интерес и наблюдательность, обеспечивает более активное, прочное и сознательное усвоение знаний. В процессе экскурсий у дошкольников складываются яркие реалистические представления о природе, о связях и некоторых закономерностях, существующих в ней.

С. А. Козлова, Т. А. Куликова определяют «экскурсии» как «особый вид занятий», которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений.

Н. А. Стародубова описывая экскурсию в природу, относит данный прием к коммуникативному методу.

Проводятся экскурсии по улицам города, в ближайший лес, парк. Большое место занимают экскурсии в природу. Природа дает много интересного для наблюдений и для развития словаря. Цель экскурсий в природу, по мнению М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной, – дать детям новые представления об окружающем, уточнить, систематизировать имеющиеся знания и на этой основе обогатить словарь. Много ценного для обогащения словаря дают наблюдения на прогулке за состоянием погоды: например, так, можно научить детей определять силу ветра по раскачиванию деревьев, одновременно употребляются слова ветер слабый, сильный, порывистый; срывает, гонит листья, раскачивает, ломает, подгоняет. С каждой повторной экскурсией ребенок получает новые знания, начинает припоминать, сравнивать, устанавливать связи между явлениями, а следовательно, уточняет свой словарь. Экскурсии предоставляют возможность соединять слово с образом предмета, обеспечить знакомство детей с точным наименованием объекта.

Е. И. Тихеева отмечает, что «экскурсия в природу – это та же прогулка, но с определенной целевой установкой». Живая книга – природа, с которой ребенок приводится в непосредственное соприкосновение, развертывает широчайшие возможности для наблюдения. Интерес детей к природе и ее явлениям общеизвестен. А чем глубже интерес, тем интенсивнее стремление к постиганию, тем глубже само постигание, тем ценнее приобретаемое значение. Чем основательнее и отчетливее знание, тем точнее и совершеннее слово, в которое оно выльется. Слово не цель экскурсий и занятий по наблюдению, оно – только средство, но в этих занятиях выковывается и совершенствуется слово. Культура наблюдения, обогащая детей представлениями, попутно сознательно обогащает лексикон детей, знакомит их со словами полноценными, насыщенными конкретным содержанием. Ее основное требование – сделать содержание экскурсии интересным для каждого ребенка, ибо «точность наблюдения и глубина восприятия пропорциональны интересу. Чем удачнее была проведена экскурсия, чем более она заинтересовала и увлекла детей, тем разнообразнее они будут в дальнейшем реагировать на нее: припоминать, расспрашивать, отражать виденное и пережитое в игре, в изобразительной деятельности».

Кроме того, по мнению Е. И. Тихеевой, материал, приносимый из леса в садик после экскурсий, используется для разнообразных дидактических занятий. Такой материал, добытый личными усилиями, связанный с личными интересными переживаниями, особенно способствует проявлениям речи детей, ее оживлению и уточнению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопитательно-образовательное значение экскурсий и прогулок в природу

Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в о...

«Значение экскурсий в ознакомлении детей с природой местного края» выступление на заседании педагогического совета

Экскурсия — один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсий ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преоб...

совместная деятельность по познавательному развитию. Экологическая тропа Сезонные экскурсии в природу. Экскурсия в позднюю осень.

Цели: ·         Увидеть, как природа готовится к зиме.·         Пронаблюдать взаимосвязь некоторых природных явлений.·...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения по теме: «Деревья в наших парках». Экскурсия в природу

Экскурсия в природу «Деревья в наших парках» поможет закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, рассказать детям о парке, как о многоярусном, многоэтажном доме, обра...

Значение экскурсий в природу для экологического воспитания дошкольников.

Значение экскурсий в природу для экологического воспитания дошкольников....