Портфолио игр и упражнений для развития речи у детей с нарушениями зрения
картотека по развитию речи

Голзицкая Олеся Эдуардовна

Портфолио игр и упражнений для развития речи у детей с нарушениями зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_slabovidyashchie.docx512.64 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио

игр и упражнений

для развития речи у детей с нарушениями зрения

                                                         

Игра «Геометрическое лото»

У детей большие карты. На каждой из карт – геометрическая фигура: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Логопед показывает детям картинки с изображением различных предметов, а они определяют, на что похож по форме соответствующий предмет. Затем изображение предмета ребенок кладет на карту с похожей геометрической фигурой.

Геометрическое лото с предметами скачать | МОЯ ЛЯЛЯ | Геометрические  фигуры, Настольные игры, Игры

«По алфавиту»

На столе лежит комплект карточек, на которых написаны все буквы алфавита. Играющие берут из стопки по одной карточке. По сигналу организатора игры все должны построиться по алфавиту.

Если игроков немного, можно взять не все буквы алфавита, а только часть.

Русский алфавит и цифры разрезные (с заданиями)/Формат А4, 4 карточки

«Дорисуй по клеткам точно такую же половину рисунка»


«Прочитай наложенные буквы»


«Разложи фрукты»

Цель: расширять словарь детей, развивать навык глобального чтения.

Оборудование: мелкие муляжи фруктов (банан, яблоко, слива, груша), поднос, фланелеграф, игрушечные корзинки. К каждой корзинке прикреплена табличка с названием того или иного фрукта. Речевой материал: Яблоко. Слива. Груша. Банан. Что это? Что тут? Возьми грушу (яблоко, банан, сливу). Тут груша (яблоко, банан, слива). Ход игры: дети сидят за столами. Педагог показывает поднос, на котором лежат муляжи фруктов. Взрослый предъявляет детям поочередно все фрукты, называя их. Второй взрослый уточняет названия фруктов с каждым ребенком, спрашивает: «Что это?» Дети называют фрукты. Далее педагог ставит корзинки на стол. Он раздает детям муляжи фруктов: «Маша, возьми грушу». После того как ребенок правильно выбрал соответствующий фрукт, педагог предлагает положить его в корзинку с соответствующей надписью. Ребенок глобально или устно-дактильно с помощью взрослого читает надписи на корзинках и кладет фрукт в нужную корзинку. Педагог вместе с детьми прочитывает слово, прикрепленное к корзинке и уточняет: «Тут груша (яблоко)». Таким же образом другие картинки с изображением фруктов раскладываются по корзинкам. Аналогичная игра может быть проведена по теме «Овощи».

Рисование карандашами «Разложи фрукты в корзинки» | Фрукты, Ягоды, Овощи

Игры и упражнения для определения пространственных соотношений элементов букв, слов, цифр

Упражнение «Прочитай «откусанные» буквы, слова»

Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква.


Упражнение «Буквы обведи кружком, цифры зачёркивай»

А

Н

Т

1

Ф

2

Б

Г

Д

5

Ю

Т

4

7

Я

Ю

К

6

Л

М

9

Р

Ш

6

Э

Н

Р

Т

З

В

О

7

Е

Ж

8

Я

Т

1

С

2

Ъ

И

4

П

Т

Д

5

Х

6

Н

М

У

В

9

Т

Ц

5

2

Р

Ю

7

Щ

Ь

9

К

А

Ы

4

З

Ц

Д

Х

1

Б

6

Т

Ю

Ш


                                              Игра «Три медведя»

Построй мостики, и тогда по ним пройдут три медведя. Сравни получившиеся слова по смыслу.


Упражнение «Дорисуй недостающие элементы букв»

Назови эти буквы


Упражнение «Посади пчелу на цветок»


«Найди лишнее слово»

Детям читается серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите детям определить слово, которое является лишним.

- СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ

- ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.

 «Говори наоборот»

Предложите детям игру: я буду говорить слово, ты тоже говори, но только

наоборот.

 ВЕСЕЛЫЙ-ГРУСТНЫЙ                КРАСИВЫЙ – БЕЗОБРАЗНЫЙ

 БЫСТРЫЙ-МЕДЛЕННЫЙ           ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ

«Какой гласный звук спрятался в слове?»

Взрослый называет слово с одним гласным звуком (мак, лук, мост, лист), и бросает мяч ребенку. Ребенок называет только гласный звук, который есть в этом слове, и бросает мяч обратно: мак – [а], лук – [у], дом – [о] и т.д. На первых этапах взрослый должен произносить гласный звук в слове утрированно, чтобы ребёнок «научился слышать» этот звук.

 «Подбери слово»

Ребенку предлагается подобрать (придумать, либо выбрать из числа предложенных) слово в соответствии с инструкцией. Например: придумать слово из трёх звуков; придумать слово соответствующее заданной звуковой схеме; найти из числа предложенных слов те, которые начинаются с мягкого согласного звука.

 «Бусинки»

Детям предлагается собрать рассыпавшиеся бусы, расставив по порядку «слова-бусинки» (для игры используются заранее подобранные картинки): каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее (радуга – аист – туфли – иголка и т.д.).

 «Цепочка»

Ребенку предлагается назвать слово, которое получится, если в нем что-то изменить: заменить один звук на другой, убрать или добавить заданный звук, поменять заданные звуки местами. Например, цепочка слов может быть такой: мак – маки – раки – рак – бак – бык – бок – ток – кот – ком – дом.

                                              «Тренажер  «Сетка»
 Тренажер  «Сетка» -  развивает зрительное восприятие, пространственную ориентировку, тонкую моторику, которая способствует развитию речи, повышению ё работоспособности коры головного мозга. Используется садовая пластмассовая  сетка с крупными ячейками высотой 1.20 м. Данный тренажер используется как на занятиях физической культуры, так и на  общеразвивающих и коррекционных занятиях специалистов.  
Игровые упражнения:
- перебрасывание мяча через сетку;

- подлезание под сетку;
- прикрепление прищепок разных цветов на ячейки сетки;
- прикрепление  тематических карточек и других материалов на ячейки сетки в разных ее частях.

Ширма-тренажер для детей с нарушением зрения «Сетка». Воспитателям детских  садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей с нарушением зрения 2 младшей группы

знакомство детей с дикими животными, живущими в наших лесах....

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Развитие речи слабовидящих детей осуществляется во всех видах детской деятельности  и является необходимой частью коррекционно – воспитательной работы детского сада для детей с нарушением з...

Особенности развития грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и диагнозом ОНР.

Особенности развития грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и диагнозом ОНР....

Особенности работы по развитию речи у детей с нарушением зрения.

Данный материал содержит описание особенностей работы с детьми с нарушением зрения....

Роль логоритмических занятий в развитии речи у детей с нарушением зрения

В системе развития личности ребенка особое место занимает развитие речи и психомоторных функций. Исследователями установлено, что речевые нарушения особенно обширно представлены у детей со зрительным ...

Развитие связной (монологической) речи у детей с нарушением зрения и речи посредством творческих технологий

Развитие речи у детей с нарушением зрения происходит в основном так же, как и у нормально видящих. Однако динамика развития речи, овладение чувственной ее стороной, смысловой ее наполненностью у детей...