Рабочая программа кружка по речевому развитию в средней группе.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа)

Граф Олеся Анатольевна

Речевое развитие с элементами ИЗО- деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kruzhok.docx44.35 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО                

         РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Ягодка»

Содержание:

I Целевой раздел

1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи программы

II Содержательный раздел

2.1 Содержание образовательной программы с детьми

2.2 Основные направления программы

2.3. Формы работы с детьми

2.4. Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников

III Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение

3.2. Используемые технологии

3.3. Календарно-тематическое планирование

Список литературы

Приложения

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка.

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.

Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.

1.1. Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.

Задачи:

- развивать умение говорить и слушать;

- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и

   речи окружающих;

- обогащать активный и пассивный словарь;

- развивать звуковую культуру речи детей;

- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.

- развивать артикуляционный аппарат;

- совершенствовать интонационную выразительность речи;

- способствовать развитию графических навыков,

- формировать навыки самоконтроля и самооценки,

- развивать мелкую моторику;

- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

1.3. Целевые ориентиры речевого развития в среднем дошкольном возрасте:

• Общение с взрослыми на темы, выходящие за пределы наглядно представленной ситуации.

• Формируется умение выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации

• Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).

• Умеет выделять первый звук в слове.

• Рассказывает о содержании сюжетной картинки.

• С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.

• Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.

• Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.

• Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).

В процессе разработки кружка нормативными документами явились следующие:

•Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013- 2020 г;

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012№273-ФЗ (ред. От 31.12.2014);

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г № 1155);

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительный общеобразовательным программам»;

• Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (зарегистрированного в Минюсте России 29 мая 2013г. №28564 с изм. от 04.04.2014);

• Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006г № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

• Устав МБОУ «СОШ №5», ДО №20 «Золотая рыбка».

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2. 1. Содержание образовательной деятельности с детьми.

Следует выделить ряд специальных принципов, способствующих успешному речевому развитию детей среднего возраста:

• Принцип взаимосвязи умственного и речевого развития детей.

• Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

• Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

• Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

• Принцип комплексности воздействия на ребенка.

• Принцип воздействия на все стороны речи.

• Принцип учета закономерностей онтогенеза развития речи.

• Принцип учета ведущей деятельности.

• Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка.

2.2. Основные направления программы:

1. Обогащение словаря ребёнка:

– введение в активный словарь новых слов и понятий;

– реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций;

– развитие внимания к значению слова, установление связей между звуковой и смысловой сторонами слова;

– развитие умения использовать обобщающие слова для называния предметов, относящихся к одной группе.

2. Развитие грамматического строя детской речи:

– формирование навыка употреблять конструкции типа «сказуемое + дополнения» (объект действия или существительное, обстоятельство или наречие);

– формирование навыка употребления глаголов в будущем и прошедшем времени;

– развитие умения согласования существительных и глаголов, изменения глаголов по лицам;

– развитие умения пользоваться восклицаниями, вопросами.

– развитие умения употреблять в речи прилагательные, наречие;

– развитие умения составлять сложные и сложноподчиненные предложения.

3. Развитие  эмоциональной выразительности речи:

– развитие умения слушать и рассказывать стихотворения, потешки;

– развитие умения говорить о рассматриваемых картинках.

4.Совершенствование звуковой стороны речи малыша:

– развивать артикуляционный аппарат;

– развивать способность к различению звуков языка;

– формировать правильное произношение звуков.

2.3. Формы работы с детьми:

Фронтальные.

Индивидуальные.

Подгрупповые.

Методы работы с детьми:

Наглядные.

Словесные.

Практические.

Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии).

Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Чтение и рассказывание художественных произведений.

Заучивание наизусть.

Пересказ.

Обобщающая беседа.

Рассказывание без опоры на наглядный материал.

Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Приемы работы с детьми:

1. Словесные:

  • Речевой образец.
  • Повторное проговаривание.
  • Объяснение.
  • Указание.
  • Оценка детской речи.
  • Вопрос.

2. Наглядные:

  • Показ иллюстративного материала.
  • Показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
  • Игровые.
  • Игровое сюжетно-событийное развертывание.
  • Игровые проблемно-практические ситуации.
  • Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание.
  • Имитационно-моделирующие игры.
  • Ролевые обучающие игры.
  • Дидактические игры.

2.4. Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Взаимосвязь с родителями осуществляется не только через открытые мероприятия, как в других кружках, а через систему методических рекомендаций, получаемых родителями индивидуально в устной форме и еженедельно в письменной форме на карточках или специальных тетрадях. Также часто практикуются индивидуальные консультации, в присутствии и с участием ребёнка, на которых демонстрируются элементы коррекционного занятия (артикуляционная, дыхательная гимнастики и т. д., требующие правильного закрепления в домашних условиях.

Программа рассчитана на детей средней группы.  

Срок реализации программы – 1 год.

Занятия проводятся   с детьми 4-5 лет 1 раз  в  неделю  продолжительностью   20 минут.

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы.

Для реализации Программы группа оснащена развивающими игрушками соответственно возрасту (дидактическими играми, наглядными пособиями, сюжетными картинками) по развитию речи. В уголках книги подобраны произведения художественной литературы соответственно возрасту. Разработаны картотеки дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, загадок, скороговорок, чистоговорок. Репродукции картин, иллюстрации к сказкам и художественным произведениям.

3.2. Используемые технологии

Применение игровых технологий на занятиях делает ребенка более активным, способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков, развивает память, мышление и внимание, повышает познавательный интерес. Для формирования и активизации связной речи дошкольников используем следующие технологии:

• Мнемотехника

• Сказкотерапия

• Проектирование

• Здоровьесберегающая (артикуляционная и пальчиковая гимнастика)

План работы кружковой работы по развитию речи в средней группе.

Октябрь

III неделя

Надо ли учиться говорить?

 Знакомство детей с понятием речь и зачем её нужно развивать. Уточнение слов – действий и как их нужно применять.

1. Беседа о том, что такое речь, зачем мы говорим.

2. Описание игрушки лиса.

3. Д/игра «Магазин ткани», «Найди ошибку» - заведомо неправильных действиях животных, что умеет делать это животное В. В. Гербова «Развитие речи в д/с» стр. 27

IV неделя

 В гости к волшебнице речи.

Рисование «Солнышко» Знакомство с понятием «Развитие речи» и что такое скороговорки.

1. Рассказ Петрушке (любознайке) что такое речь.

2.Секрет волшебной речи: скороговорки.

3. Заучивание «Солнце светит все сильней, солнце спинку свинке грей.

4. Рисование «Солнышко» - короткие и длинные лучи Р. М. Хамидулина стр. 16,17.

Ноябрь

I неделя

 «Как малышу маму нашли».

 Создание условий для понимания важности умения говорить правильно. Закрепление звуков Т, Д. Н в чистоговорках. 1. Слушание сказки.

2. Беседа о том, как хорошо уметь рассказывать правильно.

3. Чистоговорки ЗКР Т, Д, Н. Р. М. Хамидулина стр. 14,15

II неделя 

«Выросло из зернышка золотое солнышко».

 Сравнение как средство выразительной характеристики предмета. Обучение классификации. Развитие мелкой моторики

1. Сравнение на основе загадок.

2.Классификация: растения осенью, овощи.

3. Лепка «Плакетка – «виноград». Р. М. Хамидулина стр. 18,20

III неделя

Где я живу ?

Развитие творческого воображения, умения связывать предложения при составлении рассказа.

 

1. Рассматривание иллюстраций «Комната детская».

2. Составление рассказа «Моя комната»

3.Выкладывание из палочек: дом, мебель.

IV неделя 

«Сложные овощи».

 Закрепление знаний об овощах. Развитие умения находить в запутанных словах два слова. Упражнение в произношении чистоговорок

1. Беседа «Что растет на огороде»

2. Чтение стихотворения «Овощи» М. Кончаловской.

3. Нахождение запутанных слов расшифровка этих слов.

4. Придумывание сложных слов из заданных двух.

5. Чистоговорки К, Г, Х, И. Мнемотаблица (использование при повторении)

Декабрь

I неделя  

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

 Закрепление сравненивать два предмета. Знакомство с классификацией деревьев (лиственные и хвойные).Упражнение в рисовании коротких отрывистых линий.

1. Рассмотривание и сравнение дуба и ели.

2. Д/игра «Раздели деревья на две группы».

3. Заучивание стихотворения «Дуб».

4. Рисование «Ветка ели»

II неделя

 Секреты волшебной речи.

Интонации Знакомство с интонацией, окраской голоса (тембром, как средством выразительности речи. Умение использовать это в драматизации

1. Д/игра «Это кто так говорит» (по интонации и тембру узнать кто так может сказать.

2. Беседа по сказке «Красная шапочка» (использовать иллюстрации).

III неделя

Толя и Миша собираются на погулку.

 Формирование умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. Развитие мелкой моторики

1. Д/игра «Чего не стало»

2. Д/игра «Чего не хватает, чтобы пойти на прогулку?»

3. Рисование «Ёлочные шары» О. С. Ушакова «Придумай слово» стр. 99-100

IV неделя

Желаете чаю или кофе? Вам шубу или пальто?

Знакомство с неизменяемыми словами

1. Сюжетно-ролевая дидактическая игра «Кофетерий», «Ателье» О. С. Ушакова «Придумай Слово» стр. 100

Январь

II неделя

Петрушкины команды.

 Формирование умения образовывать формы единственного числа глагола «хотеть», формы повелительного наклонения глаголов «рисовать», «танцевать».

1. Команды Петрушки.

2. Дети просят

Петрушку выполнить команды.

3. Зайкина гимнастика (физкультминутка).

4. Д/игра «Вы хотите – мы хотим» О. С. Ушакова «Придумай слово» стр. 101-102

III неделя

Почтальон принес открытки.

 Формирование умения образовывать форму настоящего времени глаголов.

1. Рассматривание открыток для каждого ребенка.

2. Дети вспоминают свою открытку (кто, что на ней делает).

3 Повторение чистоговорок ЗКР [Ж] О. С. Ушакова «Придумай слово» стр. 101-102

IV неделя

Слова – дорожки.

 Закрепление знаний коротких и длинных словах. Умение рисовать горизонтальные короткие и длинные дорожки.

1. Сравнение снежинки и снега,слов: снег – снежинка. Как говорим? (быстро, долго).

2. Выкладывание букв на короткую и длинную дорожку.

3. Рисование дорожек (длинное слово – длинная дорожка и наоборот).

Февраль

I неделя

Кто больше слов скажет.

 Закрепление слов обозначающих качества, признаки и действия независимо от внешнего вида, а и определяя черты характера животных. Развитие мелкой моторики.

1. Загадки о животных. Почему отгадали? (по описанию внешнего вида, по характеру, по выполнению действий).

2. Д/игра «Кто больше слов скажет»

3. Лепка «Пингвин» по контуру из шариков Развитие речи и творчество О. С. Ушакова стр. 25

II неделя

Путешествие в город «Спасибоград» 

Знакомство с различными формами приветствия, прощания, обращения с просьбой

1. Как попасть в сладкий город Спасиоград?

2. Чтение стихотворений А. Барто «Стихи о школьнике одном», О. Дриз «Добрые слова», И. Красильникова «Доброе утро».

С. Маршак «Невежливая вежливость»

Р. М. Хамидулина стр. 34-35

III неделя

Предложил мне хитрый кот делать всё наоборот.

Закрепление слов, противоположных по смыслу. Развитие логической памяти

 1. Упражнение на развитие логической памяти.

2. Слова-наоборот. Д/игра "Слова-наоборот», «Как сказать наоборот».

3. Расколдуй картинку Р. М. Хамидулина стр. 31-32

О. С. Ушакова стр. 128-129

IV неделя

Дождик капал, моросил, припускал, стучал, косил.

Формирование умения подбирать синонимы к заданным словам. Образовывать новые конструкции с помощью суффиксов

1. Д/игра «Кто скажет точнее»

2. Что делает дождь?

3. Придумай другое слово.

4. Помоги Петрушке выбрать слово.

5. Выкладывание букв из ниток на фланелеграфе. Р. М. Хамидулина стр. 37

О. С. Ушакова стр. 125-127

Март

I неделя

 Какие бывают иголки?

 Знакомство с многозначными словами. Упражнения в подборе однокоренных слов. Закрепление умения согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже

 1.Загадка: отгадайте какое слово есть у каждого портного…

какие иглы есть?

2. Чтение стихотворения Б. Заходер «Что ж ты ёж такой колючий»

3. Рисование «Ежи» (штриховка) Развитие речи и творчества О. С. Ушакова стр. 25

II неделя

Кого можно гладить?

 Знакомство с многозначными словами обучение творческому рассказыванию. Стихотворение «Глажу платье утюгом» Кого можно погладить? Что можно погладить?

2. Чтение стихотворения «Что растет на елке?»

3. Составление рассказа обелочке по стихотворению.

4. Лепка «Белочка» 

Развитие речи и творчества О. С. Ушакова стр. 26

III неделя

В гостях у лесника

Закреплять умения подбирать однокоренные слова. Побуждение к составлению творческого рассказа.

1. Беседа (использовать картину леса).

2. Загадки. Описание белочки (признаки, действия).

3. Составление рассказа о белочке. Предлагая детям план в естественной разговорной форме.

4. Рисование «Белочка» по трафарету «Развитие речи и творчества» О. С. Ушакова стр. 28

IV неделя

Приключение Маши в лесу.

 Обучение составлению сказок. Дифференциация звуков [Щ],[Ч]

1. Д/игра «Кто это ползет» (загадки, стихи о лесных обитателях)

2. составление сказки «Приключения Маши в лесу» (помощь в виде плана – вопросов)

3. Какой звук прччется в словах В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 60

Апрель

I неделя

Ты кто?

Формирование умения употреблять в речи глаголы. Называть признаки предметов.

 1. Кукла Таня читает стихотворение А. Барто «Козленок»

2.Вопросы: «Что делает Таня? Что Таня делает сейчас? Что умеет делать? Что вы умеете делать?

3. Д/игра «Ты кто?» - у каждого картинка с животным (какой ты, что умеешь делать)

4. Рисование по трафаретам «Придумай слово» О. С. Ушакова стр. 113-114

II неделя

Таня веселая и грустная.

 Формирование подбирать антонимы к прилагательным и глаголам. Развивать мелкую моторику рук

1. История про Таню и котенка, обсуждение.

2. Дети сочиняют историю про Таню, где она была сначала грустной, а потом веселой (про котенка не повторять)Например: один ребенок рассказывает одну историю грустную, а другой продолжение – веселую. «Придумай слово» О. С. Ушакова стр. 115

III неделя

Почему так называют?

Формирование умения объяснять происхождение (этимологию) некоторых слов.

Закрепление однокоренных слов.

1. Загадка про подосиновик. (почему так называется)

2. Разбор слов (подснежник, ушанка, снегопад и т. д.)

3. Д/игра «Подбери другие слова», «Собери бусинки на ниточку» (мелкая моторика «Придумай слово» О. С. Ушакова стр. 117-118

IV неделя

Бывает не бывает

Формирование умения: воспринимать на слух простые предложения и представлять ситуации, о которых в них говорится; объяснять значение слов и словосочетаний

1. Небылицы от Незнайки.

2. «. Д/игра «Бывает не бывает»

3. Что это значит? (мчится, лакает, бубнит, на цыпочках и т. д.

4. Конструирование «ЛЕГО» по замыслу (мелкий набор)

«Придумай слово» О. С. Ушакова стр. 120

Май

I неделя

День Победы

Закрепление знаний о патриотических праздниках и почему отмечают День Победы. Расширение знаний о ВОВ. Развитие мелкой моторики.

1. Вступительная беседа о том, какие праздники знают. Как во всех городах готовятся к Дню Победы?

2. Чтение и заучивание стихотворения Т. Белозерова «Праздник Победы»

3. Коллективная работа «Звезда с Георгиевской лентой» - пластилинграфия из шариков

II неделя

Как лиса зайцев обманывала.

Обучение пересказыванию с помощь инсценировки

1. Чтение сказки «Как лиса зайцев обманывала»

2. Словарная работа

3. Кто на картинке? (дети по загадке отгадывают)

4. Сравнение лисы и зайца

5. П/игра «Лиса и зайцы»

6. Повторное чтение

7. Инсценеровка сказки Т. А Куликовская

«Сказки-пересказки» стр. 7

III неделя

Как лиса терем строила.

Обучение пересказыванию с помощью инсценировки.

1. Чтение сказки «Как лиса терем строила»

2. Словарная работа

3. Д/игра «Подбери словечко»

4. П/игра «Лиса и зайцы»

5. Повторное чтение

6. Инсценировка сказки Т. А Куликовская

«Сказки-пересказки» стр. 11

IV неделя

Прохладный – мой город родной.

Закрепление знаний о родном городе, его достопримечательностями и любимых местах и умении последовательно рассказывать.

1. Рассказ по фото. 

2. Рассказы детей о том, где часто бывают, почему любят там быть?

3. Назови свою улицу.

Список используемой литературы:

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования от 19 апреля 2016г.

2. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Программа и методические рекомендации: практическое пособие., М. 2010г.

3. Р. М. Хамидулина «Развитие речи.  Подготовка к школе. Сценарии занятий». М.,2009г.

4. О. С. Ушакова «Придумай слово.Речевые игры и упражнения для дошкольников». М.. 2017г.

»

5. Т. А Куликовская «Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу. ФГОС». М., 2016г.

6. О. С. Ушакова «Развитие речи и творчества. Игры, упражнения, конспекты занятий». М.,2020г.

7. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки».- М.: «Карапуз», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательная область «Речевое развитие» для средней группы (4 – 5 лет)

Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком, развивая  мышления умственного, нравственного и эстетического воспитания....

рабочая программа кружка по познавательному развитию в средней группе "Улыбка" "Играем, размышляем, познаём"

В данной рабочей программе представлено перспективно-тематическое планирование кружковой работы. занятия кружка  направлены на развитие логического мышления у детей через использование игр и упра...

Рабочая программа кружка по речевому развитию дошкольников "Читарики" в разновозрастной группе с 4 до 6 лет для детей с ТНР

Цель:   Создание  условий для речевого развития детей старшего дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой. ...

Рабочая программа кружка «Всезнайка» (познавательное развитие) В средней группе «КАПЕЛЬКИ»

Цели кружка «Всезнайка»: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, творчеству....

Рабочая программа кружка по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста «В гостях у Говорушки»

Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры....

Рабочая программа кружка по речевому развитию "Говорушки"

Программа направлена на речевое развитие ребёнка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативн...